Методика подготовки детей к обучению грамоте
методическая разработка
Методика подготовки детей к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_dolgopolova_galina.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:12.6 Методика подготовки детей к обучению грамоте
Основные вопросы темы | Краткое содержание | Литература |
1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи. | Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. | Яшина В.И., Алексеева М М. Теория и методика развития речи детей Под редакцией: Яшина В И. Издание: 8-е изд. Год выпуска: 2018 Дидактический комплект: «Веселая азбука», «Читай-ка на шариках-1» «Читай-ка на шариках-2» «Теремки Воскобовича», «Игровизор» с комплектами листов с заданиями, «Логико-малыш» с комплектами карточек, Карточки с различными текстами, Книжки-малышки, Буквари Жукова и др., «Умные шнурки», Коврограф «Ларчик». Список литературы. «Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь» Колесникова. М, Ювента, 2003 «От слова к звуку. Рабочая тетрадь». Колесникова. М, Ювента, 2003 «Развитие фонематического слуха у детей». Колесникова. М, Ювента, 2003 «От А до Я. Рабочая тетрадь» Колесникова. М, Ювента, 2003 «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»Колесникова. М, Ювента «Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь». Колесникова. М, Ювента, 2003 «Тесты для детей 5 лет» Е.В.Колесникова. Ювента, 2003. «Тесты для детей 6 лет» Е.В.Колесникова. Ювента, 2003 «Тесты. Готов ли ваш ребенок к школе?» Е.В.Колесникова. Ювента, 2003 Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!». Программа – конспект. С-П. Изд. «Детство – пресс». 1999. В.В. Воскобович. Пособие по обучению детей раннему чтению «Складушки». «Инитекс ЛТД Ко»,1992 г. Иванова И.В. «65 уроков чтения». Методический пакет. Пособие для родителей. М, «Олма-Пресс», 2001 |
2.Звуковой аналитико-синтетический метод, его основы и сущность. Разнообразие методов обучения чтению. Система работы с детьми дошкольного возраста. | Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие). В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. | |
3.Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте. | Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори. Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки. Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки). В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме. | |
4.Подготовка руки ребенка к письму в системе работы по обучению грамоте. Приемы работы по развитию тонкой моторики. | Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы: Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка). Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.
Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"
Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...