Методика подготовки детей к обучению грамоте
методическая разработка

Долгополова Галина Алексеевна

Методика подготовки детей к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_dolgopolova_galina.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:12.6 Методика подготовки детей к обучению грамоте

Основные вопросы темы

Краткое содержание

  Литература

1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Яшина В.И., Алексеева М М.

Теория и методика развития речи детей

Под редакцией: Яшина В И.

Издание: 8-е изд.

Год выпуска: 2018

Дидактический комплект:

 «Веселая азбука»,

 «Читай-ка на шариках-1»

 «Читай-ка на шариках-2»

 «Теремки Воскобовича»,

 «Игровизор» с комплектами листов с заданиями,

 «Логико-малыш» с комплектами карточек,

 Карточки с различными текстами,

 Книжки-малышки,

 Буквари Жукова и др.,

 «Умные шнурки»,

 Коврограф «Ларчик».

Список литературы.

 «Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь» Колесникова. М, Ювента, 2003

 «От слова к звуку. Рабочая тетрадь». Колесникова. М, Ювента, 2003

 «Развитие фонематического слуха у детей». Колесникова. М, Ювента, 2003

 «От А до Я. Рабочая тетрадь» Колесникова. М, Ювента, 2003

 «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»Колесникова. М, Ювента

 «Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь». Колесникова. М, Ювента, 2003

 «Тесты для детей 5 лет» Е.В.Колесникова. Ювента, 2003.

 «Тесты для детей 6 лет» Е.В.Колесникова. Ювента, 2003

 «Тесты. Готов ли ваш ребенок к школе?» Е.В.Колесникова. Ювента, 2003

 Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!». Программа – конспект. С-П. Изд. «Детство – пресс». 1999.

 В.В. Воскобович. Пособие по обучению детей раннему чтению «Складушки». «Инитекс ЛТД Ко»,1992 г.

 Иванова И.В. «65 уроков чтения». Методический пакет. Пособие для родителей. М, «Олма-Пресс», 2001

2.Звуковой аналитико-синтетический метод, его основы и сущность. Разнообразие методов обучения чтению. Система работы с детьми дошкольного возраста.

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

3.Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте.

Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.

Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.

Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).

В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.

4.Подготовка руки ребенка к письму в системе работы по обучению грамоте. Приемы работы по развитию тонкой моторики.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...