Проект о зиме
проект (старшая группа)

Емелина Ольга Николаевна

Проект на тему "Зима" для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект о зиме74.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Проект

«Образ русской зимы

                в живописи и литературе»

                   старшая группа

                                    Составитель: Емелина О.н.

4b24n5hgn4hg5n42m1

Тема проекта: «Образ русской зимы в живописи и литературе»

Цель проекта:  развитие творческих способностей детей через знакомство с живописью и художественной литературой.

Задачи проекта:

Образовательные. Формировать положительное отношение к искусству. Совершенствовать умение видеть красоту зимней природы в окружающем мире и находить её сходства в картинах знаменитых художников и художественной литературе известных писателей и поэтов. Продолжать развивать интерес к поэзии пополнять литературный багаж стихами.

Развивающие.  развивать желание отображать красоту зимнего пейзажа в своих рисунках используя знакомые приёмы изображения и средства выразительности. Развивать выразительность речи при чтении стихотворений.

Воспитательные. Воспитывать интерес к познанию природы через художественные произведения. Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, любовь и интерес к зимней природе родного края.

Вид проекта.  Информационно-творческий.

Срок реализации.  Краткосрочный

Гипотеза: Предполагается, что знакомство с художественной литературой и репродукциями пейзажей великих художников и принципами построения пейзажной композиции будет способствовать формированию и развитию творческой деятельности детей.

Составитель: Емелина О. Н.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.
Объект исследования: зимняя природа в творчестве великих художников и поэтов.
Актуальность. 

         Проблема развития детского  творчества приобретает все большее значение в настоящие время. Один из самых эмоциональных жанров в изобразительном искусстве – пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями.
        Творческая деятельность для ребенка – это своеобразная форма самовыражения и познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и воплощение своих замыслов в рисовании и речевом творчестве.

Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, применять в своих работах многообразие цветов красок и их оттенков.

Этапы

         Мероприятия

 Ответственные    

Подготовительный

Основной

Итоговый

Наблюдения в природе за деревьями, снежным покровом, изменениями в природе и погоды, за рекой, лесом, птицами.

Выставка репродукций зимнего пейзажа русских художников.

Выставка произведений художественной литературы о зиме.

Рассматривание и чтение альбома о зиме и его пополнение.

Беседы:

«Зимушка – зима»,

По стихотворению «Зима» И.Сурикова,

«Жизнь птиц зимой».

Рассматривание картин:

И. Шишкин «Зима»,

НОД

Познавательное:

Знакомство с творчеством художников-пейзажистов И. Шишкиным и И. Грабарь.

Знакомство с творчеством русских поэтов С. Есениным и А. Пушкиным.

Речевое развитие: Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза»

Составление творческих рассказов «Зимушка-зима»,

Составление коллективного рассказа по предметным картинкам «Зимняя природа».

Рисование «Берёза зимой», «Зимний пейзаж»

Чтение художественной литературы о зиме.

Выставка-вернисаж  «Зимний пейзаж в детских рисунках»

 воспитатели и дети

воспитатель и дети

Воспитатель и

дети

Воспитатель и дети

приложение

Беседы                                                                                              

ОБЛ. Речевое развитие

«Здравствуй, зимушка – зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме,о приметах зимы. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в составлении предложений, рассказов из личного опыта. Активизировать словарь по данной теме. Развивать повествовательную речь.
Материал: иллюстрации зимней природы.

Ход

Сегодня мы поговорим о зиме.
- После чего наступает зима?
- Назовите зимние месяцы.
- Что происходит в природе зимой?
- Какие стоят деревья?
- Что лежит на крышах домов и на улице?
- Какую одежду надевают люди зимой?
- Как живется зверям и птицам зимой? Почему?

- Как им можно помочь?
- Какие вы знаете зимние праздники?
- Что вы можете рассказать о зиме?  (Холодная, суровая, снежная и т.д.)
- Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?
- Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой?» (Морозный)
- Слово «холод» - на вопрос «какое?»
- Слово «снег» - на вопрос «какая?»
- Слово «лед» - на вопрос «какие?»
- Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер…) «холодное» (утро, солнце, небо), «снежная» (улица, горка), «ледяные» (горки, реки, озера)

Составление рассказов о зиме из личного опыта с использованием полученных знаний, данных слов и словосочетаний.

ОБЛ. Речевое развитие

Беседа по стихотворению И.Сурикова «Зима»

Цель.  Приобщать к высокохудожественной литературе. Расширять знания о творчестве И. Сурикова. Развивать речь, выразительность, эмоциональность, при чтении стихотворения, логическое мышление.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умение слушать и доброжелательно относиться друг к другу.

Материал:  иллюстрации с зимней природой, портрет И.Сурикова.

Ход.

-  Что вы больше любите слушать: сказки, рассказы, стихи?

-  Каких поэтов, писателей вы знаете?

Сегодня мы с вами познакомимся с русским писателем И. Суриковым, вот его портрет. Иван Суриков любил свою Родину, её бескрайние просторы, красоту природы в разные времена года. В своих поэмах и стихотворениях он воспевал красоту природы, времена года, всё то, что его окружало. И одно из его стихотворений называется «Зима». Чтение.

-  Понравилось ли вам это стихотворение?

-  Скажите, о каком времени года это стихотворение?

-  О чем ещё рассказывается в нем?

-  Какие приметы зимы отмечает автор в этом стихотворении?

-  Какими словами он говорит о снеге?

 -  Какими словами автор описывает лес?

-  Что означает такое слово «пелена»?

-  Назовите признаки зимы, которые отмечает автор словами из этого стихотворения.

( Снег кружиться, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы).

-  Как вы понимаете фразу: «И под снегом поле забелело». Что значит забелело?

ОБЛ. Речевое развитие

Зимние забавы  

Цель:  расширить представления детей о зимних забавах. Закрепить знания о зиме, её приметах и зимних месяцах. Развивать умение составлять связный рассказ о зимних забавах, играх. Совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Материал: набор сюжетных картин “Зимние забавы”

Ход

– Ребята, какое сейчас время года?
– Назовите по порядку зимние месяцы.

Послушайте стихотворение:      Мы едем на лыжах,
                                                      Мы мчимся с горы.
                                                      Мы любим забавы холодной поры.

– Как вы понимаете слово «забавы» (это игры, развлечения).
– А как вы понимаете выражение «холодная пора»?
– Значит это стихотворение о зимних играх и развлечениях.

Игра  “Закончи предложение”.

  • Мы решили слепить….(снеговика).
  • Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).
  • Мы показали соседям нашего….(снеговика).
  • Мы играли со …(снеговиком).
  • Мы всем рассказали о….(снеговике).

– Что нарисовано на сюжетной картинке?
– Что делают дети?
– Какой получился снеговик?
– Кто прилетел посмотреть на снеговика?

– Посмотрите на эту картинку  
– Кто нарисован на картине?
– Как одеты ребята?
– Что делают ребята?

Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.

– Посмотрите на большую картину
– Кого вы видите на картине?
– Как одеты ребята?
– Что делают дети?
– Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта эта площадка?
– Кого вы видите на этой картине?
– Как одеты мальчики?
– Как называется игра, в которую играют мальчики?
– Что у мальчиков в руках?
– Кто стоит на воротах?
– Зачем нужен вратарь?

– Посмотрите на эту картину
– Что делают ребята?
– С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть, как эта девочка и ничего себе не повредить.
– Посмотрите на этого мальчика. Вы узнаете, на чем он катиться с горы?

– Сегодня мы с вами познакомились с зимними играми и развлечениями. Посмотрите в окно. Как много на улице снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов.

Я начну рассказ, а вы его продолжите.

Наступила зима. На улице выпало много снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. У ребят появилось много интересных игр и развлечений.   Дети продолжают рассказ.                                                                                                                      – А закончить рассказ нужно описанием настроения детей, сказать, почему у них такое настроение.

ОБЛ. Художественно – эстетическое развитие 

Беседа-рассматривание по картине И. И. Шишкина «Зима»

Цель: Развитие эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству, вызывать эстетические переживания, умение видеть, понимать и любить природу.                                                                                     Материал:  репродукции: картины «Зима», портрет художника И. И. Шишкина.

Ход.

- Кто из вас любит зиму? Почему?

- Какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).

Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.

- А почему радостными?

Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревья в белоснежных шубах.

Очень давно в небольшом городке Елабуга родился замечательный русский художник И. Шишкин (показ портрета). Еще мальчиком Ваня наблюдал за природой весной, летом, осенью, зимой. А когда стал художником, начал изображать на своих рисунках и картинах природу. Изображение природы называется пейзаж. Художник, который изображает природу – художник – пейзажист (лес, деревья, луга, поля, цветы).  Любил И.Шишкин наблюдать и за зимней природой, за снегом, ведь снег замечательное изобретение природы, он тает и превращается в воду, из него можно лепить. Придет весна снег растает и только на картинах снег останется навсегда.

А теперь рассмотрим картину И.И. Шишкина «Зима». Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка.

- Что мы видим вдалеке? ( мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги.)

Ребята, говорят, что снег белый, но на картине художника он других цветов.

-  Скажите какого цвета снег на переднем плане? ( он розовый).

-  Какого цвета снег на освещенной стороне картины? (желтый).

-  Посмотрите внимательно на небо, какого оно цвета?

- Что ещё мы видим на картине? (деревья)  

- Расскажите о деревьях, какие они? (высокие сосны, низкие ёлочки, покрыты снегом)

Посмотрите, прилетела ворона, но даже ее карканье не разбудит спящий зимний лес.

-  Кто такой художник- пейзажист?

-  Как называется эта картина?

-  Кто автор картины?

Послушайте стихотворение А. С. Пушкина, которое описывает пейзаж изображённый И.Шишкиным:      «Под голубыми небесами

                                 Великолепными коврами

                                 Блестя на солнце , снег лежит,

                                 Прозрачный лес один чернеет,

                                 И ель сквозь иней зеленеет,

                                 И речка подо льдом блестит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Ах! Зима, зима!!!"

Расширять  представления о зиме через различные виды детской деятельности и приобщать родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.* Развивать интерес родителей к жиз...

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Проект "Ах, зима - зима"

Проект по расширению знаний о зиме....

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...