Статья " Игра как средство социализации дошкольника"
статья

Сухова Ольга Николаевна

                                                Лихошерстова Ольга Александровна

                                                                                          воспитатель

                                                                 Сухова Ольга Николаевна

                                                                                            воспитатель

                                            МБОУ «Начальная школа – детский сад

                                                   № 26 «Акварель» города Белгорода

 

                                Игра как средство социализации дошкольника

Аннотация: в статье описывается роль игры в социализации ребенка - дошкольника. Авторы анализируют и обобщают основные положения понятия феномена игры и функции игры, делают вывод о необходимости в дошкольных учреждениях педагогически выверенной организации процесса воспитания для эффективного и качественного формирования личности ребенка.

Ключевые слова: игра, дошкольник, социализация ребенка, функции игры, современные игры.

   Детство в дошкольный период — это короткий, но в то же время очень важный этап в жизни ребенка. В это время у дошкольников преобладает чувственное восприятие мира и они активно осваивают социальное пространство. Дети познают человеческие отношения через общение со сверстниками и взрослыми членами семьи.

   Детство не всегда воспринималось, как полноценный этап в жизни человека. Общество пришло к этому со временем. Ведь именно в детстве закладывается база для дальнейшего развития: у ребенка формируется характер, появляются навыки и привычки правильного поведения, вырабатывается определенное отношение к труду и другим людям.

   Доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн считает, что «детство — это особое целостное социальное явление, имеющее определенное временное притяжение. Это процесс постоянного и физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства и рефлексии на все отношения в этом пространстве».

Игра, как важная часть развития ребенка.

Одно из важнейших прав ребенка — право на игру — закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка. Игра — это самое главное условие для социального, психического и физического развития ребенка.

 Игры учат детей распознавать, что нужно принять, а что отвергнуть в окружающем мире, доверять самим себе и другим людям. Через игру происходит социализация ребенка, закладываются основы личности. Детство без игры ненормально. Это лишает ребенка главного инстру-мента развития.

 Роль игры и ее возможности для эффективного решения воспита -тельных и развивающих задач изучают философы, историки, психологи и педагоги.

Знаменитый педагог А.С. Макаренко выделял важную роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».

 Согласно нидерландскому философу Й. Хёйзинги, «игра в чистом виде — это своеобразная академия жизни дошкольника, где про -исходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая, все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта, и что обес -печивает связь поколений и усвоение культуры общества». Несмотря на то что в русском языке слово «игра» не имеет однозначной трактовки, можно выделить ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры.

Игра — это начальная ступень деятельности дошкольника, норма -тивная и равноправная деятельность младших школьников, подро -стков и юношества, которая меняет цели по мере взросления ребенка.

Игра — главная сфера общения для детей. С ее помощью приобре -тается социальный опыт, решаются проблемы дружбы и партнерства, межличностного общения.

Игра — это естественная форма проявления деятельности детей, с помощью которой они познают мир.

Игра многогранна — это одновременно познание, отдых, развлечение, соревнование и упражнение. Это самостоятельный вид деятельности, в процессе которого требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе. То есть игру можно назвать активным средством воспитания и самовоспитания.

Игра дает свободу и самораскрытие. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.

Игра — потребность растущего ребенка, его психики и интеллекта.

Функции игры.

Функции игры, в силу ее универсального характера, разнообразны. Принято выделять сразу несколько важных функций: 

обучающая функция — усвоение программного материала и правил;

воспитательная функция — выявление индивидуальных особен -ностей у детей, устранение нежелательных проявлений характера;

развивающая функция — развитие и коррекция ребенка; 

коммуникативная функция — развитие потребности в коммуникации со сверстниками, обмене знаниями и опытом, проявление речевой активности; 

развлекательная функция — создание определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний;

релаксационная функция — восстановление физических и духовных сил;

психологическая функция — развитие творческих способностей.

Роль воспитателя.

Начиная с первого года жизни ребенка, игры постепенно меняются и усложняются. Сначала это взаимодействие с предметами, когда ребенок узнает их функциональные возможности и социальное назначение. Со второго года жизни идет воспроизведение простейших бытовых сюжетов. Затем, уже в старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает самостоятельные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и развернутые игры режиссерского типа.

Т. Репиной в своей статье «Воспитатели и дети» считает, что игра — это своеобразный способ ребенка размышлять о действительности. Экспериментируя, ребенок строит свой образ мира. Воспитателю при этом важно не мешать развитию ребенка и не допускать авторитар -ности в руководстве.

Педагогическое руководство игрой требует профессионализма и мастерства. Если воспитатель не осознает ценности игры, как самостоятельной деятельности, которая позволяет ребенку реализовать свою фантазию и открывает простор для творчества, это приводит к резкому снижению интеллектуальной активности детей. Педагогу нельзя навязывать детям формальные приемы и навыки игры, диктовать темы и условия, распределять роли.

Социализация дошкольников через игру начинается в детском саду и является целенаправленным воспитательным процессом. Навязывание правил игры крайне отрицательно действует на ребенка и не создает атмосферы для развития.

Игровая деятельность — одно из основных средств социализации дошкольников. Педагог С.Т. Шацкий считал, что «игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

Современные игры.

Многообразие современных игр радует, удивляет и заставляет задуматься. Все ли они одинаково полезны? Если рассматривать игру в контексте современных задач, которые стоят перед системой образования сегодня, то стоит выделить несколько наиболее значимых направлений по формированию:

- математического мышления,

- инженерного и конструкторского типов мышления,

- первоначальных экономических представлений,

- коммуникативных навыков.

Комплексно решать эти задачи, на наш взгляд, позволяют игры с конструкторами. Конструирование даёт возможность ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, потому что направлено на получение определенного продукта.

Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности, образное мышление, мелкая моторика, глазомер, фантазия и воображение детей. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, и умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, макетов. Дети учатся планировать свою работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки, работать по схеме, образцу, алгоритму, создавать впоследствии свои собственные схемы и алгоритмы. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным, целенаправленным.

Решая задачу развития математических и геометрических представлений дошкольников, можно отметить, что в конструировании есть огромный потенциал: в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как  «широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий; справа – слева; вверху – внизу».  Это ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Незаменимы игры с конструкторами для формирования произвольности, усидчивости, стремления к познанию, умения планировать свою деятельность и добиваться результата.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста. Более того, конструкторы можно создавать самостоятельно, вместе с ребёнком из простых материалов – пластиковых трубочек, пластиковых ложек и крышечек, расширяя, таким образом, представления ребёнка о возможностях  «обычных» предметов, развивая фантазию, умение видеть и мыслить неординарно, творчески, создавать новый «продукт», находить выход из ситуации. Исследование заложено в ребёнке от природы, а конструкторы позволяют будить и развивать в дошкольнике креативное мышление. Конструирование  в парах и группах, группах сменного состава позволяет решать задачи развития коммуникации, так как в таком виде деятельности ребёнок вынужден научиться договариваться, слышать группу, сравнивать свои действия с действиями другого для достижения совместного результата. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Выбирая конструктор в качестве игрушки для ребенка-дошкольника, можно быть уверенным, что он станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности, произвольности и, конечно, мелкой моторики – столь необходимой для подготовки руки к письму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Лихошерстова Ольга Александровна

                                                                                            воспитатель

                                                                 Сухова Ольга Николаевна

                                                                                            воспитатель

                                            МБОУ «Начальная школа – детский сад

                                                   № 26 «Акварель» города Белгорода

                Игра как средство социализации дошкольника

Аннотация: в статье описывается роль игры в социализации ребенка - дошкольника. Авторы анализируют и обобщают основные положения понятия феномена игры и функции игры, делают вывод о необходимости в дошкольных учреждениях педагогически выверенной организации процесса воспитания для эффективного и качественного формирования личности ребенка.

Ключевые слова: игра, дошкольник, социализация ребенка, функции игры, современные игры.

   Детство в дошкольный период — это короткий, но в то же время очень важный этап в жизни ребенка. В это время у дошкольников преобладает чувственное восприятие мира и они активно осваивают социальное пространство. Дети познают человеческие отношения через общение со сверстниками и взрослыми членами семьи.

   Детство не всегда воспринималось, как полноценный этап в жизни человека. Общество пришло к этому со временем. Ведь именно в детстве закладывается база для дальнейшего развития: у ребенка формируется характер, появляются навыки и привычки правильного поведения, вырабатывается определенное отношение к труду и другим людям.

   Доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн считает, что «детство — это особое целостное социальное явление, имеющее определенное временное притяжение. Это процесс постоянного и физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства и рефлексии на все отношения в этом пространстве».

Игра, как важная часть развития ребенка.

Одно из важнейших прав ребенка — право на игру — закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка. Игра — это самое главное условие для социального, психического и физического развития ребенка.

 Игры учат детей распознавать, что нужно принять, а что отвергнуть в окружающем мире, доверять самим себе и другим людям. Через игру происходит социализация ребенка, закладываются основы личности. Детство без игры ненормально. Это лишает ребенка главного инстру-мента развития.

 Роль игры и ее возможности для эффективного решения воспита -тельных и развивающих задач изучают философы, историки, психологи и педагоги.

Знаменитый педагог А.С. Макаренко выделял важную роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».

 Согласно нидерландскому философу Й. Хёйзинги, «игра в чистом виде — это своеобразная академия жизни дошкольника, где про -исходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая, все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта, и что обес -печивает связь поколений и усвоение культуры общества». Несмотря на то что в русском языке слово «игра» не имеет однозначной трактовки, можно выделить ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры.

Игра — это начальная ступень деятельности дошкольника, норма -тивная и равноправная деятельность младших школьников, подро -стков и юношества, которая меняет цели по мере взросления ребенка.

Игра — главная сфера общения для детей. С ее помощью приобре -тается социальный опыт, решаются проблемы дружбы и партнерства, межличностного общения.

Игра — это естественная форма проявления деятельности детей, с помощью которой они познают мир.

Игра многогранна — это одновременно познание, отдых, развлечение, соревнование и упражнение. Это самостоятельный вид деятельности, в процессе которого требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе. То есть игру можно назвать активным средством воспитания и самовоспитания.

Игра дает свободу и самораскрытие. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.

Игра — потребность растущего ребенка, его психики и интеллекта.

Функции игры.

Функции игры, в силу ее универсального характера, разнообразны. Принято выделять сразу несколько важных функций:  

обучающая функция — усвоение программного материала и правил;

воспитательная функция — выявление индивидуальных особен -ностей у детей, устранение нежелательных проявлений характера;

развивающая функция — развитие и коррекция ребенка;  

коммуникативная функция — развитие потребности в коммуникации со сверстниками, обмене знаниями и опытом, проявление речевой активности;  

развлекательная функция — создание определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний;

релаксационная функция — восстановление физических и духовных сил;

психологическая функция — развитие творческих способностей.

Роль воспитателя.

Начиная с первого года жизни ребенка, игры постепенно меняются и усложняются. Сначала это взаимодействие с предметами, когда ребенок узнает их функциональные возможности и социальное назначение. Со второго года жизни идет воспроизведение простейших бытовых сюжетов. Затем, уже в старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает самостоятельные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и развернутые игры режиссерского типа.

Т. Репиной в своей статье «Воспитатели и дети» считает, что игра — это своеобразный способ ребенка размышлять о действительности. Экспериментируя, ребенок строит свой образ мира. Воспитателю при этом важно не мешать развитию ребенка и не допускать авторитар -ности в руководстве.

Педагогическое руководство игрой требует профессионализма и мастерства. Если воспитатель не осознает ценности игры, как самостоятельной деятельности, которая позволяет ребенку реализовать свою фантазию и открывает простор для творчества, это приводит к резкому снижению интеллектуальной активности детей. Педагогу нельзя навязывать детям формальные приемы и навыки игры, диктовать темы и условия, распределять роли.

Социализация дошкольников через игру начинается в детском саду и является целенаправленным воспитательным процессом. Навязывание правил игры крайне отрицательно действует на ребенка и не создает атмосферы для развития.

Игровая деятельность — одно из основных средств социализации дошкольников. Педагог С.Т. Шацкий считал, что «игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

Современные игры.

Многообразие современных игр радует, удивляет и заставляет задуматься. Все ли они одинаково полезны? Если рассматривать игру в контексте современных задач, которые стоят перед системой образования сегодня, то стоит выделить несколько наиболее значимых направлений по формированию:

- математического мышления,

- инженерного и конструкторского типов мышления,

- первоначальных экономических представлений,

- коммуникативных навыков.

Комплексно решать эти задачи, на наш взгляд, позволяют игры с конструкторами. Конструирование даёт возможность ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, потому что направлено на получение определенного продукта.

Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности, образное мышление, мелкая моторика, глазомер, фантазия и воображение детей. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, и умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, макетов. Дети учатся планировать свою работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки, работать по схеме, образцу, алгоритму, создавать впоследствии свои собственные схемы и алгоритмы. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным, целенаправленным.

Решая задачу развития математических и геометрических представлений дошкольников, можно отметить, что в конструировании есть огромный потенциал: в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как  «широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий; справа – слева; вверху – внизу».  Это ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Незаменимы игры с конструкторами для формирования произвольности, усидчивости, стремления к познанию, умения планировать свою деятельность и добиваться результата.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста. Более того, конструкторы можно создавать самостоятельно, вместе с ребёнком из простых материалов – пластиковых трубочек, пластиковых ложек и крышечек, расширяя, таким образом, представления ребёнка о возможностях  «обычных» предметов, развивая фантазию, умение видеть и мыслить неординарно, творчески, создавать новый «продукт», находить выход из ситуации. Исследование заложено в ребёнке от природы, а конструкторы позволяют будить и развивать в дошкольнике креативное мышление. Конструирование  в парах и группах, группах сменного состава позволяет решать задачи развития коммуникации, так как в таком виде деятельности ребёнок вынужден научиться договариваться, слышать группу, сравнивать свои действия с действиями другого для достижения совместного результата. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Выбирая конструктор в качестве игрушки для ребенка-дошкольника, можно быть уверенным, что он станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности, произвольности и, конечно, мелкой моторики – столь необходимой для подготовки руки к письму.