Проектная деятельность в ДОУ
элективный курс

Алла Васильевна Халеева

Генезис метода проектов в истории образования и педагогической мысли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deya-t_v_dou_.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Генезис метода проектов в истории образования и педагогической мысли

 Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. 

Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода ппроектов -концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Джон Дьюи). 

Подробное освещение метод проектов получил в работах Уильяма Xерд Килпатрика, Э. Коллингса (США). 

В основе метода – идея о направленности  учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной  практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Таким образом, основным критерием отнесения любой деятельности к проекту является, по Килпатрику, наличие цели.
Килпатрик выделял 
четыре этапа в решении проекта:
1)целеполагание;
2)планирование;
3)исполнение;
4)оценка результатов.

        Неотъемлемая часть учебы - рефлексия учащихся, обсуждение его социального, практического и учебного опыта в группе и индивидуально с преподавателем;
                Учитель - не преподаватель-предметник, а консультант-наставник школьника. Его функция - тренировать, практически готовить к решению прикладных задач, натаскивать в приемах и средствах деятельности;
         Оценка в традиционном школьном понимании перестает играть контролирующую роль, перестает быть разовым субъективным актом учителя, а становится сложным публичным процессом, сопровождающим выполнение проектов.

Теоретические основы «школы делания» Джона  Дьюи

Джон Дьюи (1859—1952), видный американский философ, психолог, педагог, родился в Берлингтоне, штат Вермонт

Согласно Дьюи, различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Методологию прагматизма Дьюи прилагает к разработке теории познания, в которой центральное место занимает проблема воспитания мышления. Главная задача воспитания состоит в создании условий, содействующих развитию навыков мыслительной деятельности с тем, чтобы дети приобрели способность применять методы исследования и рассуждения соответственно возникающим проблемам, т. е. помочь ребенку самому решить вставшую

Важны также социальные приспособления ребенка. Из отношений с родителями, нянькой, братом и сестрой он научается признакам утоления голода, удаления неудобства, приближения приятного света, цвета, звука и т. д. Таким образом, по мнению Дьюи, в общих чертах умственная жизнь устанавливается в течение первых четырех-пяти лет. Прямым стимулом для него является деятельность окружающих его людей

В дошкольном возрасте проявляются инстинкты ребенка: социальный, обнаруживающийся в разговорах, общении, влечении к языку; инстинкт что-нибудь делать (построительный импульс), выражающийся в играх, в движении, жестах, фантазии.

Таким толчком для ребенка пяти лет могут служить, например, кукольный дом, уже сделанные предметы его обстановки, вид других детей, занятых работой, и др.

Основой школы является труд. Дьюи считает впадением в крайность как отсутствие какой-либо практической деятельности в школе, так и придание «магического воспитательного влияния всякого рода деятельности

Принципами прагматической педагогики пользовались в других экспериментальных школах США – Органической,  Игровой, Детской, которые ставили задачу раннего воспитания и обучения детей.

Реализация метода проектов в истории отечественного образования

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Тогда группа российских педагогов, под руководством Станислава Тимофеевича Шацкого внедряла его в образовательную практику. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации.

. Идеологической основой образования данного периода являлась марксистско-ленинская философия. Исходя из учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В.И. Ленин выдвинул задачу – вооружить молодежь подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработать у нее научно-материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения. Развивая марксистское учение о воспитании, Ленин считал основной задачей воспитания советской молодежи умственное образование, овладение научными знаниями.

ГУСом была составлена программа трудовой школы, согласно которой центром изучения является труд. Нужно изучать не различные предметы, а труд. Известный советский педагог А.П. Пинкевич пишет, что необходимо изучать различные виды труда, причем различные виды трудовой деятельности людей должны изучаться так, чтобы одновременно получались некоторые формальные результаты в смысле воспитания и образования, и некоторые материальные результаты в смысле получения известного количества знаний.


      1. Цель образования 20-х гг. XX в. в советской школе: дать возможность учащимся приобрести знания и навыки, необходимые им в жизни.
     2.Трудовой метод становится основным методом обучения.
      3. Школа должна была готовить молодежь для участия в восстановлении народного хозяйства.

Другой выдающийся педагог советского периода С.Т. Шацкий, положительно относящийся к методу проектов, считает, что реализация данного метода должна включать:
        1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;
        2) организованный опыт (лаборатория);
        3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
        4) упражнения, дающие для ребенка навыки.
Если посмотреть внимательно на эти компоненты, в них можно увидеть элементы современной технологии развивающего обучения, когда происходит выявление субъектного опыта (актуализация имеющихся знаний), предъявление нового материала и его закрепление. С.Т. Шацкий рассматривает проект как проект четвертого типа по Килпатрику, целью которого является приобретение некоторого уровня знаний и умений.

В 20-х гг. метод проектов (проектная система обучения)  стал частично применяться в практике отечественных школ — сначала опытных, затем и в некоторых массовых. Развитие метода проектов в школах России связано с именем таких педагогов, как Виктор Николаевич Шульгин, Мария Васильевна Крупенина,  Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 –х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

Между тем однобокое увеличение проектами  в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки  детей резко снизился.  Это можно проиллюстрировать на примере сборника «Метод проектов в школах первой ступени. Из опыта работы московских школ», выпущенного в 1931 году.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование метода проектов в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабую разработанность методики проектной работы;
- гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

Метод проектов внес определенные изменения в цели, содержание, методы и формы обучения, что и позволяет считать метод проектов инновацией. Однако, будучи не до конца изученным и исследованным и потому не до конца разработанным, он перестал удовлетворять потребности образования того времени. Это было основной причиной отмены применения данного метода.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90–х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных  технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку.  Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, необходимо глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

 

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития как за рубежом, так и в нашей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...