Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ритмопластика»
методическая разработка

Гаевская Ирина Владимировна

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ритмопластика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ritmoplastika.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ритмопластика»

Мастер-класс для воспитателей

«Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

Актуальность:

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.

На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Цель мастер - класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – ритмопластикой.

Задачи:

- систематизировать представления у педагогов о ритмопластике, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.

- познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;

- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;

- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.

Этапы мастер – класса:

- Теоретическая часть

- Практическая часть

- Заключительная часть

Ход мастер – класса

1. Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш мастер-класс будет посвящен инновационной здоровьесберегающей технологии - ритмопластике, которую можно использовать как средство физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.

Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятияритм и пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку. Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.

Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.

Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит педагог. Также двухгодовалым ребятам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки. К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет ребята отлично владеют своим телом и не имеют проблем с координацией движений.

Какие задачи выполняет ритмическая пластика?

Ритмопластика поможет раскрепостить малыша с психической стороны. Малыш начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели, такие как:

- улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);

-повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);

- формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину);

- исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);

- повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);

- раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;

- развитие дыхательного аппарата.

Как проводится занятие по ритмической пластике?

Одним из основных правил при занятиях пластикой является атмосфера, в которой занятия проводятся. Воспитатель, который проводит ритмопластику, в первую очередь должен быть дошколятам товарищем, а лишь потом – педагогом. Запрещается любое насилие. Детей нельзя заставлять выполнять упражнения или настаивать на выполнении определенного вида действий. У детей должна быть полная свобода. Дошколята должны почувствовать, что на них не оказывают никакого давления. Занятия ритмопластикой должны приносить удовольствие, только в этом случае от них будет польза. Также у каждого занятия есть определенные временные рамки. Продолжительность занятия не может занимать более получаса, ведь маленьким детям тяжело длительное время фокусировать внимание на одном и том же упражнении (деле).

Подборка упражнений для занятий ритмопластикой

У любого воспитателя возникают вопросы о том, как проводить занятие, когда он слышит впервые такое понятие, как ритмопластика. В детском саду упражнения при этом достаточно простые, и их довольно просто найти и взять себе за основу готовые. Для выполнения упражнений ритмичного характера деткам предлагается: изображать различных животных; повторять физические упражнения за педагогом; выполнять движения с атрибутикой (кругами, лентами, мячами). Для занятий по гимнастике деткам необходимо выполнять упражнения с использованием логоритмики (стихов): разминка стоп; растяжка тела (в том числе позвоночника); развитие гибкости («мостик»«лодочка»«березка»). Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах. Танцевальные постановки с сюжетом«кузнечик»«Антошка». Музыкальные занятия«ручеек»«горелки». Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.

Музыка должна подбираться, исходя из движений, которые необходимо сделать. Так, например, для выполнения хлопков в ладоши прекрасно подойдет песня «Ладушки.

Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.

Таким образом, занятия ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка, а эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения занятий по ритмопластике.

2. Практическая часть

- А сейчас я приглашаю всех выполнить комплекс с элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы. Данный комплекс можно использовать младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Танцевальная композиция «Бабка-Ежка»

Композиция построена на русских народных движениях и дети легко с ними справятся, а поможет им в этом любимая песенка Татьяны Морозовой "Бабка-Ежка".

Вступление: 1часть: поочередный выход детей на исх. позиции (линии по 4-е человека)

2 часть: плечиками выполнять движение «незнайка» (коротко, отрывисто)

1 куплет:

На неведомых дорожках - Два пружинящих приставных шага вправо (1-4, два приставных шага обратно (5-8, одновременно плечиками выполнять движение «незнайка»;

Где растёт дремучий лес - Качалка корпуса вправо-влево, руки качаются над головой, на слово «лес» потянуться вверх за руками;

Избушка там на курьих ножках - Руки «домик» над головой, «пружинка» в ногах по VIпоз («избушка там»); руки в прежнем положении, ноги носками внутрь («на курьих…»);

Да сосны вьются до небес. - Качалка вправо-влево, руки над головой, потянуться вверх;

Кто в избушечке живёт?

Песню громкую поёт? - Прямые руки, соединенные ладонями, опустить вниз и разведя в стороны, соединить «домиком над головой;

Там бабушка Яга - «Гармошка» в право, выставить левую ногу на пятку в сторону, затем аналогично влево;

Костяная нога - Ударить по правому колену правой рукой, опустить правую ногу на пятку, развернуть корпус вправо (голова на зрителя, правая рука вверх, левая в сторону.

Припев:

Бабка Ёжка, выгляни в окошко - Наклонить корпус вперед, одновременно раскрыть руки во 2-ю позицию (в сторону, выпрямиться и сложить «полочкой» перед собой, образовать «окошко» из рук;

Не боимся. будем петь и танцевать -

Твист на месте вниз

Твист на месте вверх

Повторить движения и встать в пары, взявшись правыми руками, левая рука согнута в локте, прижата к туловищу, ладонь направлена вперед

Проигрыш:(1-2) приставной шаг вперед, руки в положении «окошечко»

(3-4) приставной шаг назад, руки опустить вниз

(5-8) на пружинящем шаге меняются друг с другом местами

Повторить движения

На (5-8) перестроиться в общий круг

Если в танце участвует Баба Яга, то она выходит на сцену в этой части.

2 куплет:

ОХ, и скучно же. и большие камыши - (1-4) сужают круг на приставных шагах

Расширяют на круг на бытовом шаге

Повторить движения

Вот бы было б хорошо, - Сужают круг, соединяют руки и поднимают вверх

Как бы гости кто пришел - Развернуться спиной к центру круга, наклониться вперед, соединенные руки опустить вперед-вниз на уровне плеч

К Бабушке-Яге костяной ноге - Расходятся на исходные позиции

Ударить по бедру правой ноги, развернуть корпус вправо, правая рука вверху, левая в стороне.

Припев: повтор движений.

Проигрыш: повтор движений.

"Ох,. " - ,.» крикнуть и перестроиться в маленькие кружки, сужая их (если достаточное количество детей) ; или дети в парах двигаются навстречу друг друга.

"Ох,. " - встать спиной к центру и расходиться на исходные места и т. д.

Припев: повтор движений.

А вы похлопайте мне в ладоши

Расколдовали вы меня - Исполняют большие хлопки над головой

Принять финальную позу: развернуть корпус вправо, правая нога на каблуке в стороне, правая рука вверху. Левая в стороне.

«Бабка –Ежка»

Цель и задачи: добиваться эмоциональности и выразительности исполнения.

Музыкальное сопровождение: песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова

Хореография: Т. Суворова

И.П.: ноги в 6 п., руки свободно опущены

На неведомых дорожках,     выпад в пр. сторону пр.р. над бровями –«смотрим вдаль»,повторить в лев. сторону

Где растёт дремучий лес.            поднимаем руки вверх и опускаем

Избушка там на курьих ножках.  руки домиком над головой

Да сосны вьются до небес.              поднимаем руки вверх и опускаем

Кто в избушечке живёт?             держать руку «под козырек» (то правую, то левую)

Песню громкую поёт?                удивляются: вправо - влево

Там бабушка Яга                        приседаем: руки как «Чунга - Чанга»

Костяная нога                              4 хлопка по пр. н. – 4 раза

Припев:

Бабка Ёжка, выгляни в окошко        показываем Бабку Ежку в окошке (2 раза) 

                                                                      (показать руками окошко)

Не боимся мы тебя                      руки на пояс, поочередно выставлять на пятку то

                                                          пр.,   то л.н. – 4 раза

Тру – ля -ля, тру – ля -ля

Выходи скорей гулять

Будем петь и танцевать      Проигрыш: сложить руки полочкой, поворот вокруг

                                                                   себя в пр. сторону, затем в л. сторону.

Ох, и скучно же старушке            повторяются движения первого куплета

Жить одной в такой глуши.

Когда вокруг одни лягушки

Да густые камыши.

Вот бы было б хорошо,

Кабы в гости кто пришел к бабушке Яге  - Костяной ноге.

Припев:

повторить движения припева

Колобок Т.Морозовой
1. По дорожке, по тропинке,

Между сосен - прыг да скок – подскоки по кругу
Очень весело, игриво

 Покатился колобок.
Он от бабушки ушел, –
грозим пальчиком левой руки
И от дедушки ушел –
грозим пальчиком правой руки
Покатился, заблудился – моталочки
Непослушный колобок! –
щёчки, качаем головой в стороны
Припев: Прыг - скок, колобок! – подскоки
Вкусненький, румяненький: –
показываем поочерёдно «Ок»
Он похож на пирожок –
печём пирожки
С изюминкою маленькой – изюминку над головой с пружинкой
2. Повстречался он с медведем на тропинке, на лесной –
вперевалку по кругу
Мишка очень рассердился, топнул лапою большой!
– топнуть ногой
Ты от бабушки ушел, –
грозим пальчиком левой руки
И от дедушки ушел: – грозим пальчиком правой руки
Покатился, заблудился – моталочки
Непослушный колобок! – щёчки, качаем головой в стороны
На проигрыш – кружение подскоками

3. Заключительная часть

Сегодня мы познакомились с некоторыми видами ритмопластики, которые вы можете использовать при работе с детьми. Уважаемые коллеги, используйте упражнения по ритмопластике в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников. Удачи Вам и здоровья! Хочу поблагодарить участников мастер-класса за продуктивную работу. Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.

2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп. - СПб.:ЛОИРО,2000.

3. В. Н. Малышева, Л. Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.

4. Голицына Н. С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкльном образовательном учреждении» -М.: изд-во Срипторий 2003, 2005

5. Горшкова Е. В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»

6. ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». –М.: изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.

7. Коренева Т. Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс "Использование приемов логоритмики и ритмопластики в развитии речи детей дошкольного возраста" Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.

Целью мастер-класса является повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...