Дополнительная образовательная программа по познавательному направлению педагога-психолога "Умелые пальчики"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Кириченко Татьяна Михайловна
Программа дополнительного образования (кружка) педагога-психолога по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»

Принято:                                                                            Утверждено приказом:

На Педагогическом  совете                                 МБДОУ «ЦРР - д/с «Калинка»

Протокол № __                                                                           г. Абакана

«___» августа 2021  г.                                          от «___» августа 2021г. №___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Тема: «Умелые пальчики»

срок реализации: 1 год

подготовительных к школе групп

педагог-психолог: Кириченко Татьяна Михайловна

Абакан, 2021

Оглавление

стр.

  1. Целевой раздел

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Годовой календарный учебный график

6

1.3.Учебный план

6

1.4.Режим занятия, их продолжительность и периодичность

7

1.5.Расписание занятий

7

1.6 Список обучающихся

8

  1. Содержательный раздел

9

2.1.Календарно-тематическое планирование

9

2.2.Итогово-отчетные мероприятия

15

  1. Организационный раздел

16

3.1.Материально-техническое обеспечение

16

3.2.Методическое обеспечение

16

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы 

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности — всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

А без этого будет затруднен процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка.

В специальной литературе (Dennison P., Dennison G.; Семенович А.В.; Сиротюк А.Л.; Шанина Г.Е. и др.) можно найти немало разработок на эту тему.

В настоящей программе представлены упражнения из следующих программ: «Гимнастика мозга», «Нейродинамическая гимнастика» Т. Трясоруковой, «Точка, линия и штрих» О. Небыковой, «Волшебные обводилки» Г. Зегебарт.

В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Предлагаемый комплекс упражнений за счет развития межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук повышает умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей, а также способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности и, в частности, для овладения графомоторными действиями.

«Нейродинамическая гимнастика» построена на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Благодаря проведению нейродинамической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий,  мозг переключается в интегрированный режим работы.

Целью программы «Точка, линия и штрих» является формирование моторно-двигательного компонента графического навыка. В программе реализуются следующие направления: развитие тонкой моторики пальцев рук и систематическое обучение новым двигательным тонко координированным действиям (овладение линейной графикой); регуляция мышечного тонуса и мускульных возможностей пальцев рук; формирование зрительно-моторной координации и навыков ориентировки на листе бумаги; совершенствование восприятия пространства и пространственных представлений.

Комплекс упражнений «Волшебные обводилки» направлен, в первую очередь, на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. Работа по этой программе создает важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребенку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребенком.

Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования графомоторых навыков. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической деятельности в целом.

 Цель программы «Умелые пальчики»: сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля.

Задачи:

Обучающие:

- подготовка ребенка к письму;

-формирование графомоторных навыков;

-развитие межполушарного взаимодействия;

-развитие психических познавательных процессов, творческого воображения и пространственных представлений;

- формирование навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции, умение действовать, повторяя показанный образец и правило).

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок, «обводилок», кинезиологических упражнений, нейродинамической гимнастики;

-развивать зрительно - моторную координацию;

-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности;

-развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве.

Воспитательные:

-воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

-воспитывать стремление к сотрудничеству со сверстниками в процессе выполнения задачи.

Новизна программы заключается в использовании двигательных и кинезиологических упражнений, а также специальной гимнастики (Гимнастики мозга, нейродинамической гимнастики) и графического материала для занятий (обводилки, межполушарное рисование).

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (подготовительной к школе группы). Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног.

Ребенок в 6-7 лет уже умеет копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Планируемые результаты освоения программы:

  • у ребенка развита мелкая моторика; он вынослив, владеет, контролирует и управляет движениями; владеет способами начертания различных видов штрихов и линий; проявляет свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность; закрашивая рисунки карандашом, проводит линии и штрихи только в одном направлении, ритмично наносит штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура и не оставляя пробелов; «входит» в клетку, обводит ее, ведет прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке; размещает внутри клетки круг; соединяет углы клеток по диагонали; ведет волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки; ориентируется на листе бумаги и в пространстве вокруг себя; осознает и использует в речи пространственные термины;
  • ребенок обладает развитым воображением в разных видах деятельности; правильно передает соотношения предметов и их частей по величине и форме; располагает изображения на строчке в соответствии с инструкцией педагога; создает цветные изображения, получает более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш; анализирует и воспроизводит зрительный диктант по образцу и по памяти, графический диктант под диктовку и самостоятельно; проявляет интерес к рисованию, любознательность.

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков определяется в начале года и в конце года с помощью методики Н.И. Гуткиной «Домик», а также субтестов №1, №5 скрининг-обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго. По результатам психодиагностических методик составляется аналитическая справка в конце и в начале учебного года.

1.2.Годовой календарный учебный график.
Продолжительность  2021 – 2022  учебного года-34 учебные недели

с 01.09. 2021 года по 31.05.2022 года.

Каникулы

Срок начала и окончания каникул

Количество дней

Осенние

25.10.2021 - 29.10.2021

5 дней

Зимние

20.12.2020 - 31.12.2020

11 дней

Весенние

28.03.2021 - 01.04.2021

5 дней

Летние

01.06.2021 - 31.08.2021

65 дней

1.3. Учебный план

4 занятия в месяц.

1.4. Режим занятия, их продолжительность и периодичность

Кружковые занятия проводятся 4 раза в месяц. Всего 34 занятий в учебном году.

Занятия проводятся во второй половине дня. Длительность занятия 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам (5-6 человек).

1.5.Расписание занятий  составляется на текущий учебный год на основе учебного плана и годового учебного графика.

1.6 Список обучающихся:

Формируется на начало учебного года и корректируется по мере необходимости.

(см. Приложение 1)

2. Содержательный раздел

Содержательный раздел программы включает в себя:

- непосредственную работу с воспитанниками;

- работу с педагогическим коллективом;

-работу с родителями.

2.1. Календарно-тематическое планирование  

месяц

К.

нед.

Тема ОД

Содержание занятия

Кол-во зан.

сентябрь

        Путешествие в страну Графо

Приветствие.

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 5

4, стр. 25

1

Точка

Приветствие.

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 7

4, стр.27

1

Фруктовый сад

.

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 9

4, стр. 29

Обводилки 1, стр. 19

1

  Разноцветный дождик

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 11

4, стр. 31

1

Грибная пора

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 13

4, стр. 33

Обводилки 1, стр. 10

1

октябрь

Бабушкин подарок

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 15

4, стр. 34

1

В мире птиц

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 17

4, стр. 40

Обводилки «Цапля»

1

Уголки

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 19

4, стр. 41

1

ноябрь

10.

Хоровод

Приветствие.

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 19

4, стр. 43

1

11.

Птичий двор

Приветствие.

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 21

4, стр. 44

Обводилки «Петух»

1

12.

В деревне

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 23

4, стр. 46

1

13.

Ежик Пых

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 25

4, стр. 50

Обводилки «Ежик» 1, стр. 12

1

декабрь

14.

В гостях у Колобка

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 27

4, стр. 54

1

15.

Зимняя сказка

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 27

4, стр. 48

1

16.

Домик Дедушки Мороза

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 29

4, стр. 47

1

январь

19.

В посудной лавке

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 5

4, стр. 55

1

20.

Бусы

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 7

4, стр. 57

1

21.

Треугольная семья

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 9

4, стр. 58

1

февраль

22.

Узор

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 11

4, стр. 61

1

23.

Самолет

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 21

Обводилки «Самолет»

Д/и «Военные профессии»

1

24.

Заяц беленький

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 15

Обводилки «Заяц»

«Елочка»

Аппликация «Белая шубка»

1

25.

Мышка и кошка

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 17

Обводилки «Кошка»

«Мышка»

П/и «Смелые мышки»

1

март

26.

Подарок мам

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 25

4, стр. 60

1

27.

Улиточки        

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 13

4, стр. 63

Обводилки «Улиточки»

1, стр. 7

1

28.

Кораблик

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 23

Обводилки «Кораблик»

Аппликация «Кораблики»

1

29.

Дикие и домашние животные е

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 19

Обводилки «Жираф»

«Петух»

«Слон»

Д/и «Кто, где живет»

1

апрель

31.

Волшебный мир книги

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 9

4, стр. 36

1

32.

Ракета

Приветствие.

2, стр. 9-10.

Упр. «Совушка-сова».

Упр. «Сухой листик»

Упр. «Ленивые восьмерки»

3, стр. 11

Обводилки «Ракета»

Рисование «Звездное небо»

1

33.

Всем на свете нужен дом

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 5

4, стр. 68

1

34.

        Дорожный знак

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 15

Обводилки «Дорожный знак»

Д/и «Дорожные знаки»

1

май

35.

Весна-красна

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 27

4, стр. 65

1

36.

Совушка и цыпленок

Приветствие.

2, стр. 8.

Упр. «Ушко-носик».

Упр. «Зеркальце и полочка»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»

3, стр. 29

4, стр. 66

1

37.

Цветики

2, стр. 7.

Упр. «Ушки».

Упр. «Носики»

Упр. «Здравствуйте, ушки!»

3, стр. 13

Обводилки «Цветочек» 1, стр. 22

Рисование «Цветики»

1

38.

Узоры на платочках

Приветствие.

2, стр. 9.

Упр. «Солнышко и тучка».

Упр. «Колечки»

Упр. «Рисуем в воздухе»

3, стр. 7

4, стр. 70

1

Взаимодействие  с педагогическим коллективом

  1. Индивидуальная работа с воспитанниками по отработке     графомоторных навыков в группе по рекомендациям педагога-психолога.
  2. Консультации с педагогами по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке детей к школьному обучению.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

  1. Организация и проведение консультативных встреч (индивидуальных и групповых) с родителями на тему «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из направлений подготовки ребенка к школе».
  2. Подготовка стендовой консультативной информации по теме «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

 

2.2. Итогово-отчетные мероприятия

Выставка работ продуктивной деятельности детей, выполненных на занятиях.

        3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия (обводилки, альбом для развития межполушарного взаимодействия), простой карандаш на каждого ребенка, цветные карандаши, тетради в клетку 18 листов на каждого ребенка, цветные прищепки, ластик, штампы, цветные резинки для волос, счетные палочки, книги с иллюстрациями, карточки с изображениями животных, времен года, предметов обихода и т.д., мягкие игрушки, пластилин, массажные мячи, ножницы, наждачная бумага, ватные палочки, цветная бумага, клей, линейка, краски гуашевые, акварельные, фломастеры, белый картон, дидактические игры различной тематики.

3.2.Методическое обеспечение

  1. Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков.- М.: Школьная книга,2021.
  2. Зегебарт Г.М., Ильичева О.А. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010.
  3. Трясорукова Т. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.- Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  4. Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий/авт.-сост. О.Н. Небыкова. - Волгоград: Учитель, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет

Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...