Критерии и уровни сформированности педагогической культуры родителей
методическая разработка

Брагина (Кривенкова) Наталья Владимировна

Статья об необходимости определить критерии, которые позволят оценить педагогический уровень поведения родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии и уровни сформированности

          педагогической культуры родителей

Если одной из основных целей воспитания родителей является повышение педагогического уровня воспитания детей, то оценка результатов этого процесса является одной из основных задач оценки педагогической культуры родителей в целом. Но для этого необходимо определить критерии, которые позволят оценить педагогический уровень поведения родителей, вклад специальных программ в воспитательную деятельность родителей, изменения, происходящие в родителях при осуществлении функций воспитания.

В специальной литературе по воспитанию родителей указывается на три основных свойства родителей как воспитателей своих детей. Это:

  • во-первых, установка на воспитательные функции
  • во-вторых, это их собственное поведение при осуществлении этих функций
  •  в-третьих, наличие сознательного начала в воспитании.

Исходя из этих трех характеристик можно объективно оценить поведение родителей: то, как они себя ведут, какие методы воспитания применяют, другими словами – все, что прямо или косвенно связано с их действиями воспитательного характера. Поведение родителей можно наблюдать, обобщать и рассматривать объективно, независимо от мнений на этот счет самих родителей. Изучение же установок и уровня сознательности родителей невозможно без их собственной оценки происходящего, хотя в принципе поведение родителей во многом отражает эти установки и меру их сознательности.

Так, Э. Хуттунен изучал роль сотрудничества родителей и детского сада в процессе формирования установок и сознательного отношения родителей к своим обязанностям. Он собрал данные о поведении родителей по отношению к своим детям до начала  сотрудничества с детским садом и после. Помимо данных, которые сообщили исследователи сами родители, автор получил много материала с помощью тестов-картинок, предъявляемых детям и прокомментированных воспитателями, хорошо знающими детей. Составной частью работы было изучение поведения родителей, которое было зафиксировано на видеопленке во время их занятий с детьми.

Исследователи, изучающие результаты действия программ по повышению педагогической культуры родителей, часто сталкиваются с тем, что оценки повторяют предложенные в программе цели. Например, изучение Т. Гордоном результатов работы на специальных курсах по программе для всей семьи дало следующую картину:

  • Повысилась степень уверенности родителей при осуществлении ими воспитательных функций
  • Родители стали лучше понимать своих детей, доверять им
  • Родители стали более демократичными в вопросах воспитания и все реже использовали авторитарные метода воспитания
  • Родители стали менее озабоченными и более раскрепощенными

В том же исследования отмечается, что после прослушанного курса взаимоотношения между родителями и детьми стали менее затрудненными, дети реже проявляли эгоизм, выражавшийся ранее в негативном поведении по отношению к родителям, стали лучше заниматься в школе, обрели чувство собственного достоинства и принимали более взвешенные с моральной точки зрения решения.

В проведенных финскими учеными исследованиях, касающихся результатов работы по воспитанию родителей и их влияния на качество домашнего воспитания детей, тоже отмечается соответствие результатов заложенным программой целям. Так, Э. Хуттунен пишет, что сотрудничество детского сада с родителями изменило установки родителей: помогло им сконцентрировать внимание на самих детях, усилило чувство удовлетворения процессом воспитания детей, укрепило чувство родительского самосознания. В результате уменьшилось количество негативных проявлений в поведении детей.

Если в оценке результатов работы по какой-то программе довериться только родителям, то она может оказаться не совсем объективной, так как родители имеют привычку отвечать на поставленные вопросы примерно так, как это было определено в целях самой программы (конечно, если эти цели были им сообщены). Поэтому более детальное изучение и оценки программы заставляют прибегать не к традиционным методам опроса или анкетирования, а к более глубокому исследованию. Особенно это касается учебных программ, при оценке которых следует учесть развитие взаимоотношений между родителями и детьми и найти методы объективного их анализа.

Обобщая материал исследований по данной теме, данные о семье, как институте воспитания можно выделить основные критерии, которые позволят более эффективно изучать уровень педагогической культуры родителей:

  • педагогическая подготовленность, необходимый минимум знаний
  • отношение к воспитательной деятельности
  • педагогические способности и мастерство
  • умение сочетать родительскую любовь к детям с высокой требовательностью к ним
  • «педагогическая рефлексия», умение оценивать и анализировать свои педагогические действия

При выборе методов психологического исследования эффективности форм работы направленных на повышение уровня педагогической культуры необходимо  исследовать как личность родителей, так и личность ребенка, кроме того в специально смоделированных ситуациях и просто в жизни (если есть необходимость и возможность) наблюдать взаимоотношения детей и их родителей.

Исследуя личность взрослых членов семьи, педагог практически неограничен рамками. Можно привести некоторую классификацию методов:

  • Анкетирование (даст вполне достоверный результат, если родители сами осознают проблемы, которые есть в семье и готовы их решать).
  • Беседа
  • Психодиагностика (СМИЛ, ММИЛ, КЭТТЕЛЛ, Hand – test и мн.др.)

Дети же дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследование. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагностики, то имеем в вид произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно трех – четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста.

Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирование  возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню познавательного развития ребенка. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые принадлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще неустойчивы и не сформированы.

        Т.о., исходя из особенностей личности дошкольника, можно сделать вывод, что для его психодиагностики, лучше использовать проективные методики. Особенно эффективными будут рисуночные тесты: рисунок «Семьи», «Дерева», «Дом, дерево, человек». Можно использовать и детский вариант теста Розенцвейга.

        Помимо этого, нужно учитывать, что в этом возрасте для ребенка основная деятельность это игра. Поэтому и для выявления стиля семейных отношений, который много расскажет об уровне педагогической культуры родителей можно использовать специальные сюжетно-ролевые игры (особенно эффективно она пройдет у старших дошкольников).

        В качестве примера можно привести сюжетно-ролевую игру «Семья». При помощи этой игры можно выявить, насколько развита у ребенка идентификация себя с родителем того же пола, как ребенок видит и семейные отношения, и стиль воспитания.

Надо сказать, что в дошкольном возрасте дети очень чувствительны к взаимоотношениям родителей, как, впрочем, и к взаимоотношениям других людей. И если в семье постоянный конфликт, заметно уменьшается прежде всего   авторитет   родителя того же пола из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности  родителей стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя одного с ними пола, не проявляются стремления все делать, «как папа или мама». Они пытаются быть только собой или играть роль родителя другого пола, что в обоих случаях   неестественно в старшем   дошкольном возрасте.

Подавляющее большинство детей 5—7 лет на вопрос: «Если бы ты играл в игру   «Семья»,   кем бы ты в ней стал, кого изображал — маму, папу или себя?» — отвечают, что они  бы  стали  папой   (мальчики)   или  мамой (девочки). Идентификация с ролью родителя того же пола —   закономерный этап формирования родительских ролей и более широко — личности. Принятие роли родителя другого пола или стремление быть собой в этих возрастных  интервалах    наблюдается   значительно   реже (и бывает в основном при неадекватном стиле семейного воспитания).

        Выделим основные методы изучения эффективности форм повышения педагогической культуры  родителей:

  1. Анкетирование
  2. беседа
  3. наблюдение за ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья»
  4. Проективные методики (рисунки детей)
  5. Метод социометрии в рамках семьи

Итак, для работы с семьями детей, для выявления психологического климата царящего в них, воспитателю необходимо определить критерии сформированности педагогической культуры родителей: уровень знаний педагогики, стиль воспитания и т.д. Это необходимо при диагностике педагогической культуры родителей, в которой необходимо учитывать особенности психодиагностики взрослых и детей. Использование этого метода работы позволит наиболее точно выбрать формы повышения культуры родителей, как педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б...

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Почемучки» на тему: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ, как средство повышения уровня педагогической культуры родителей»

Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей воспитанников в области здоровье сбережения.Задачи: 1.Сформировать у родителей представления о современных здоровье - сберегающих технологиях, ...

Повышение уровня педагогической культуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй.

Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об ...

Критерии и уровни внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО статья

Вопрос о критериях внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОО мало разработан и рассмотрен, но имеет важную роль в системе дошкольного образования.Компетентностны...

Критерии оценки уровня освоения умений и навыков во второй младшей группе по направлению «Художественно – эстетическое развитие» в образовательной области «Музыка»

В помощь музыкальным руководителям по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы. Авторский материал....