Проект по валеологии "Береги платье снову, а здоровье смолоду".(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)
проект (средняя группа)

Родионова Вера Олеговна

Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги, совместно с родителями, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе детского сада

Тема: Береги платье снову, а здоровье смолоду.(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)

Актуальность проблемы

Задача раннего формирования культуры здорового образа жизни актуальна, своевременна и  сложна. Как  укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? В дошкольном  возрасте идет интенсивное развитие организма, становление его функциональных систем, кроме того закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому дошкольный возраст очень важен и для  сохранения здоровья, и для  формирования основы ответственного отношения к нему. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой.

Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги, совместно с родителями, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Концептуальное обоснование проекта

Проект предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.  

Проект раскрывает формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

          Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли центра пропаганды здорового образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья детей.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

На базе детского сада созданы условия для физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты  для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении . Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование и аппликация.

         Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используется  методический прием: слушание колыбельных песен. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна. В вечернее время включаются мероприятия на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и сказкотерапии.

Здоровый образ жизни невозможен без рационального разнообразного питания, отвечающего следующим принципам: регулярность, полноценность, разнообразие, режим питания, норма потребления продуктов, индивидуальный подход к детям во время приёма пищи.

Обязательным условием воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы с родителями, как информационные стенды , тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья  «Как я расту», проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Обоснование проекта.

     Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого  невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка  занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.

      Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.  По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.

      Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья,  формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни  должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.

А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их  двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.

       К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным  играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех  критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

     В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоров!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

Участники проекта: дошкольники 4 -5 лет, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат проекта: способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Цель проекта : Формирование культуры  здорового образа жизни в семье и в дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

2. Привить любовь к физкультуре.

3. Привить навыки личной гигиены детей.

4. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;

5. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

2 этап- основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

3 этап- заключительный: проведение итогового мероприятия, оформление продукта проекта, анализ и обобщение результатов работы, обобщение опыта, планирование перспектив.

План мероприятий по реализации проекта

Проект краткосрочный (неделя ). Каждый день отражал определённую тему здорового образа жизни.

Сроки

Мероприятие

Краткое описание деятельности

понедельник

Познание. Формирование целостной картины мира. Занятие по валеологии «Будем здоровы»

Создание педагогической ситуации.

 Иллюстрации с изображением правил ЗОЖ .

Вопросы:

- Какие продукты полезны, а какие нет?  

- Что такое режим дня? Зачем его соблюдать?

- Что такое гигиена?

- Зачем нужно закаляться?

 Познание. Формирование целостной картины мира.

Тема: «Будем здоровы»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами здорового образа жизни; формировать личное отношение к соблюдению (и нарушению) правилами ЗОЖ; воспитывать  желание быть здоровым.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская.

Рассматривание иллюстраций с изображением полезных и вредных продуктов, режимом дня, правилами ЗОЖ. 

 Отгадывание загадок о  полезных продуктах и средствах гигиены.

Коммуникативная. 

- Какие продукты полезны, а какие нет?  

- Что такое режим дня? Зачем его соблюдать?

- Что такое гигиена?

- Зачем нужно закаляться?

Физкультминутка: «Я иду, и ты идёшь».

Игровая.Развивающие игры: «Полезно – не полезно», « Добавь слово».

Цель: закрепить знания детей о полезных продуктах и здоровом образе жизни.

Подвижные игры: «Кто скорее соберёт?».

Цель: учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку, дисциплинированность.

«Где мы были?»

Цель: развивать двигательные навыки и умения, наблюдательность, сообразительность; закрепить знания о режиме дня.

вторник

Чтение художественной литературы.

М. Пляцковский  «Однажды утром»

Создание педагогической ситуации.

Иллюстрации с изображением средств гигиены.

Вопросы:

-Какие водные процедуры ты делаешь по утрам?

-Почему грязнули и неряхи часто болеют?

Коммуникация. Тема: «Правила гигиены»

Цель: познакомить детей с правилами гигиены; продолжить прививать навыки гигиены; учить отвечать на вопросы; активизировать словарь детей.

Виды деятельности:

Чтение. Чтение воспитателем и слушание детьми  М. Пляцковский  «Однажды утром».

Отгадывание загадок о предметах гигиены.

Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций по теме.

Коммуникативная. Беседа по вопросам:

- Почему нужно соблюдать гигиену?

-Какие водные процедуры ты делаешь по утрам?

-Почему грязнули и неряхи часто болеют?

Физкультминутка « Зайка серый умывается».

Игровая. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», « Третий-лишний».

Цель: закреплять знания детей о предметах и средствах гигиены; воспитывать привычку к чистоте и аккуратности.

Подвижные игры: « Найди себе пару», « Перенеси предметы».

Цель: развивать ориентировку в пространстве, координацию движений; закреплять знания детей о предметах и средствах гигиены.

среда

Лепка.

 Тема: «Лыжник».

Создание педагогической ситуации.

Иллюстрации с изображением зимних видов спорта.

Вопросы:

-Для чего надо заниматься спортом?

-Какие зимние виды спорта вы знаете?

Лепка. Тема: «Лыжник».

Цель: закреплять представления ребёнка о пользе спорта и физкультуры; продолжать формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать после окончания занятия; развивать образные представления, воображение; воспитывать усидчивость.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов.

Физкультминутка: «А теперь на месте шаг».

Продуктивная. Лепка «Лыжник».

Игровая. Дидактические игры « Что для кого?», « Назови правильно».

Цель: закрепить знания детей о видах спорта, спортивном инвентаре;  продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Подвижные игры: « Мы – весёлые ребята»

Цель: развивать ловкость, внимание.

« Мы - спортсмены»

Цель: учить детей имитировать движения  разных спортсменов.

четверг

Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Спортивно-математическая игра. «Мы шагаем - раз, два, три.»

Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Цель: продолжать учить порядковому счёту в пределах 5, различать количественный и порядковый счёт; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах; воспитывать любовь к спорту, подвижному образу жизни.

Оборудование: кегли, кубики, мячи, массажная дорожка.

Дидактический материал: карточки с цифрами, картинки с изображением спортинвентаря; геометрические фигуры.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская. Счёт порядковый и количественный, отгадывание загадок, подбор геометрических фигур.

Игровая. Игровые упражнения «Слушай, считай», «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Подбери заплатку».

 Подвижные игры: « Берегись, заморожу!», игра-эстафета « Передай снежок», « Кто быстрее слепит пять снежков».

Цель: развивать ловкость, внимание, двигательную активность.

пятница (первая половина дня)

Рисование.

Тема: «Овощи на тарелке».

Создание педагогической ситуации.

Муляжи овощей; «волшебный» мешочек.

-Какие овощи вы знаете?

-Чем полезны овощи?

Рисование. Тема: «Овощи на тарелке».

Цель: продолжать работу по формированию представлений о пользе овощей; формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать после занятия; развивать умение рисовать всей кистью и концом; воспитывать аккуратность при работе с краской, водой.

Виды деятельности

Познавательно-исследовательская. Рассматривание  муляжей, разгадывание загадок.

Продуктивная. Рисование «Овощи на тарелке».

Физкультминутка «В огород пойдём».

Игровая. Дидактические игры « Что сажают в огороде», «От какого овоща эта часть?», «Угадай по описанию».

Цель: закреплять знания детей об овощах, их пользе.

Подвижные игры:  «Кого позвали – тот лови» , «Лепим снежный огород».

Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

пятница (вторая половина дня)

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровье».

Проведение  мероприятия с участием родителей и воспитанников по теме «Путешествие в страну Здоровье».

Цель: закрепление у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни, формирование положительной самооценки;

включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Продукт проекта:

- для детей:

  • выставка детского творчества; лепка «Лыжник»; аппликация «Овощи в банке»; рисование «Овощи на тарелке»;  совместная с родителями аппликация «Полезные и вредные продукты»
  • итоговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровье»

- для педагогов

  • создание  проекта.

- для родителей

  • итоговое мероприятие-развлечение «Путешествие в страну Здоровье»
  • создание сборника пословиц и поговорок, потешек о здоровье
  • создание фотовыставки «Путешествие в страну Здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей культуры здоровья"

Теоретическая часть1.     Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явлениеСогласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья л...

Презентация проекта "Организация работы детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни""

Взаимодействие ДОУ с семьёй - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребёнка....

Особенности использования метода проектов при формировании у детей потребности здорового образа жизни (дошкольное образование)

Особенности использования метода проектов  при формировании у детей потребности здорового образа жизни...

Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...

Формирование у детей культуры здоровья

Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, привычки людей изменяются. Особенно...

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий

Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенци...