формирование у детей предпосылок учебной деятельности
материал (средняя группа)

кочарян Ашхен Камоевна

 - Определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру;

 - Выявить состав предпосылок к учебной деятельности;

 - Описать условия к формированию предпосылок к учебной деятельности в дошкольном возрасте;

 - Осуществить диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы;

 - Описать ход работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

- Провести сравнительный анализ результатов исследования. В рамках проделанной нами работы мы изучили  психологопедагогическую литературу по проблеме условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия данной темы, выявили структуру учебной деятельности, определили состав предпосылок. А так же выделили условия, обеспечивающие эффективное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и пришли к следующим выводам: В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого - педагогической литературе. Учебная деятельность – вид деятельности, направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и 65 практической деятельности. Мы выявили, что ученые выделяют различное количество компонентов, включѐнных в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются:

 

 

 · учебная задача,

 · учебное действие,

 · действие контроля,

 · действие оценки.

 Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой. Важно, что различный уровень сформированности компонентов учебной деятельности у детей влияет на формирование учебной деятельности в целом. На уровень сформированности самих компонентов учебной деятельности в свою очередь влияет уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу; умение осуществлять контроль за своими действиями; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу. При выявлении условий успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проанализирована как научно-теоретическая, так и методическая литература, в том числе авторские образовательные программы для дошкольного образования. Мы выяснили, что формирование предпосылок учебой деятельности у детей дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, а так же пришли к выводу, что предпосылки к учебной деятельности нужно 66 формировать, основываясь на ведущую деятельность данного возраста – игру, включая в нее элементы учения. На этапе исследования для диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие методики: методика «Домик» (Н.И. Гуткиной); методика «Рисование бус» (И.И. Аргинской); методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина). Диагностическое исследование уровня сформированости предпосылок к учебной деятельности детей по всем методикам на начальном этапе опытно-поисковой работы детей показало, что 1 ребенок (7%) имеет высокий уровень, 3 детей (20%) имеют выше среднего уровень развития, 6 детей (40%) – уровень развития средний, 2 детей (13%) – уровень развития ниже среднего и 3 ребѐнка (20 %) - низкий уровень развития. В практической части мы апробировали условия работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны специальные игры и игровые упражнения, с помощью которых мы целенаправленно смогли повлиять на формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников, использование разных форм организации познавательной деятельности детей:

-Обогащение предметно-пространственных характеристик среды с учетом необходимости включения детей в разные виды деятельности.  После повторного проведения диагностических методик на итоговом этапе исследования, мы выяснили, что у большинства дошкольников уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности стал значительно выше. У 4 детей (27%) имеют высокий уровень развития, 4 детей (27%) – уровень развития выше среднего и 7 детей (46%) показали средний уровень развития. Детей с уровнем развития ниже среднего и низким нет. Таким образом, анализ полученных результатов итогового исследования опытно-поисковой работы позволяет сделать вывод о том , что 67 использование выделенных условий имеет огромное значение для формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района

 муниципального образования «Город Саратов»

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка-детский сад № 101 «Жар-птица (корпус-2)

Годовой отчет проделанной работе воспитателя средней

группы №2

Кочарян Ашхен Камоевны

Г.Саратов 2020-2021

Администрация Волжского района

 муниципального образования «Город Саратов»

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка-детский сад № 101 «Жар-птица (корпус-2)

Отчет по теме самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности». 

Кочарян Ашхен Камоевна

Г. Саратов 2020-2021

1.Краткая характеристика группы

Всего детей  в группе

Из них девочек

Из них мальчиков

Средний уровень посещаемости

Основные причины непосещений(заболеваемость, пропуски без  уважительных причин, др.)

33

14

19

53

Заболеваемость 52%

2.Результаты педагогической диагностики

Образовательное направление

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями (начало года)%

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями(конец года)%

Социально-коммуникативное развитие

             19%

32%

Речевое развитие

        35%

65%

Познавательное развитие

              29%

46%

Художественно-эстетическое развитие

              19%

47%

Физическое развитие

              39%

57%

3.Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики

Вывод: по результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений – ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Рекомендации: продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровье сберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско родительские мероприятия.

Вывод: по данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования. У детей частично сформированы экологические представления и понятия предметного мира. Знают и

называют домашних и диких животных, их детенышей; имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях; умеют классифицировать предметы одежды, обуви, посуды и мебели. Рекомендации: необходимо особое внимание уделять формированию целостной картине мира, закреплению сенсорных эталонов; продолжать создавать условия для экспериментально -исследовательской деятельности, пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.

Вывод: по итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, дети средней группы общеразвивающей направленности 5-го года жизни, научились правильно составлять предложения и употреблять их в описательных рассказах по картинке и при пересказе сюжета литературного произведения. Многие воспитанники данной группы начали активно сопровождать связной речью игровые и бытовые действия. Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне. Рекомендации: необходимо уделять больше внимания чтению детям литературных произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.

Вывод: по данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком уровне. У дошкольников достаточно сформирован навык сюжетно – ролевой игры, они активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники средней группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе. Рекомендации: необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать

 учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год

 1. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.). 2. Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения. 3. Самообразование педагогов. 4. Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.

4.Интересные события в группе

на уровне ДОУ:

Гайсенов Алишер  (1 место), Есения Чепурко (1-место) – конкурс  «Мой любимый город»;

Айдаров Амир (1 место), Катунцева Арина (1 место), Хайлова Ева (1 место), Хайлова Ника (1 место), Лопухова Милана (1 место), Пысин Андрей (1 мето), Хрипко Ксения (1 место), Исаев Александр (1 место), Парферьев Дмитрий (1 место) – конкурс  «Мамины глаза»;

Есения Чепурко  ( 1- место) - конкурс  «Мамочка родная, солнышко мое»;

Есения Чепурко (1-место),  Шилов  Даниил (1-место),  Катунцева Арина (1-место) -конкурс   «Новогодние подарки»;

5.Работа с родителями

  Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Мы  воспитываем у родителей понимание, что одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители знают, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням. Для этого организуем совместную  деятельность педагогов, детей и родителей. Два раза в год, зимой и летом, мы проводим Неделю здоровья, в которой родители принимают активное участие (разработка  планов проведения, оформление участков, участие в спортивных праздниках и развлечениях)

      Дети и родители  принимают активное участие не только в мероприятиях детского сада, но и ежегодно с удовольствием участвуют и занимают призовые места в городских конкурсах.

По итогам года можно сказать, что родители информированы о целях и задачах работы в группе.

  1. В сентябре 2020году собрание на тему: «Будем знакомы»

2.В октябре 2020 году социальный  опрос (составление социального паспорта группы)

3.В ноябре 2020 году на тему: «Я и моя семья в родном городе».

4.В декабре 2020 году на тему: «Новогодняя игрушка», изготовление атрибутов для украшения группы к новому году.

5.В январе 2021 году на тему «Игры и упражнения для развития речи детей».

6.В феврале  2021 году на тему: фотогазета «Самый лучший папа мой».

7.В марте  2021 году на тему: фотогазета «Мамочка любимая моя».

8.В апреле 2021 году выставка «Космос глазами ребенка».

9.В мае 2021 году на тему: «Организация выставки-поздравления ко Дню Победы».

Было проведено 2 родительских собрания-в начале учебного года «Знакомство», и в конец учебного года «Итоги».

Организовались смотры-конкурсы:

В сентябре 2020 года проводилось: анкетирование родителей: «Давайте познакомимся».

В октябре 2020 года: Организовывали конкурс поделок из природного материала: «Осень золотая».

В декабре 2020 года-выставка новогодних поделок.

В феврале 2020 года: проводились мероприятие « Веселые старты».

В марте 2021 года проводилось мероприятие «8 марта».

6. Деятельность педагога

Были проведены все занятия по планам на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности».

Я определила цели и задачи своей работы:

-Создать  условия  для формирования произвольности психических процессов у детей.

-Создать условия  для развития  творческого  потенциала  ребенка.

-Побуждать  детей  к  проявлению  инициативы  и  самостоятельности  мышления.

-Способствовать  формированию  самосознания и адекватной  самооценки.

-Совершенствовать коммуникативные навыки,  развивать  совместную  деятельность детей,  навыки  партнерского  общения.

-Формировать  этические представления.

-Способствовать   развитию  внутренней  позиции ребенка.

-Способствовать  формированию  учебно-познавательного мотива.

Применяла следующие методы решения поставленных задач:

-Словесные,

-наглядные.

-практические,

-игровые.

В процессе опытно-поисковой работы были реализованы следующие условия:

 рассмотрение и внедрение в образовательный процесс игр и игровых упражнений, направленных на развитие предпосылок к учебной деятельности;

  использование разных форм организации познавательной деятельности детей

 обогащение предметно-пространственных характеристик среды с учетом необходимости включения детей в разные виды деятельности.

Перспективы на следующий год:

-Продолжать работу по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности».

7.Обогащение предметов – пространственной развивающей среды группы

Образовательная область

Содержание

(обогащение, пополнение)

Социально-коммуникативное развитие

-уголок природы; спортивный инвентарь

Познавательное развитие

-дидактический уголок; уголок природы; книжный уголок

Речевое развитие

-Книжный уголок; дидактический уголок

Художественно-эстетическое развитие

-уголок художественного творчества

Физическое развитие

-спортивный уголок

8.Взаимодействие с педагогами ДОУ

Принимали участие :

Семинары:

-Экологическое воспитание (воспитатель Т.И.) октябрь 2020

-Профессиональное выгорание (психолог И.Н.) 4.12.2020

-Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность ( старший воспитатель В.Н).

-Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста ( старший воспитатель В.Н.).

Вебинары:

-Новогоднее творчество и формирование математических представлений детей дошкольного возраста( АО «Издательство «Просвещение»;  9.12.2020)

9. Перспективы на следующий учебный год

-Продолжать работу по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности».

-Изучить навыки методической литературы.

10.Пожелания в адрес методического работы ДОУ

-Изучить информационные потребности педагогических кадров ДОУ, что позволит формированию информационному пространству по организации воспитательно-образовательного процесса.

-создать эффективную систему методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов.

-уходить от старых стереотипов, формировать новые ценности в профессиональной деятельности.

                                   

                                                                                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета».

Подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме....

«Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета»

     Целью данной работы являют­ся подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной           деятельности в ин­тересной форме...

Формирование у детей предпосылок учебной деятельности

Материалы статьи "Формирование у детей предпосылок учебной деятельности"  могут быть полезны как педагогам  дошкольных образовательных учреждений, так и родителям при  подгото...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...