Формирование у детей предпосылок учебной деятельности
статья на тему

Ступакова Валентина Ивановна

Материалы статьи "Формирование у детей предпосылок учебной деятельности"  могут быть полезны как педагогам  дошкольных образовательных учреждений, так и родителям при  подготовке детей к школе и формировании у них предпосылок учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. «Формирование у детей предпосылок учебной   деятельности»

                                     В.И.Ступакова –

                                                              старший воспитатель ГБДОУ № 85
                                                                  Приморского района Санкт-Петербурга

Одной из важнейших характеристик ребенка перед поступлением в школу, является овладение универсальными предпосылками учебной деятельности:

  •  умение работать по правилу и образцу;
  •  умение слушать взрослого;
  •  понимать и выполнять инструкцию;
  •  умение выслушать и понять речь собеседника;
  • умение понятно выразить свои мысли в форме рассказа, предложения, рассуждения;
  • наличие богатого словарного запаса;
  •  владение средствами языковой выразительности;
  •  сформированность усидчивости и произвольности при выполнении задания;
  •  самоконтроль;
  •  умение находить и исправлять ошибки;

          А также, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией. Тем не менее, учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение.

  Важно  воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности,  положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.

      Очень важно учитывать это при организации учебной деятельности!

Психологи выделяют основные условия при которых возникает и развивается интерес к учению:

  •  учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера;
  •  учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы  его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку;
  • необходимо понимание важности преподносимого материала;
  •  новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше;
  • ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса (задания должны быть посильными);
  •  важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность;
  •  учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Важной предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована  к  концу дошкольного периода, является

  • обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
  • умение самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

Основные компоненты учебной деятельности:

  •  Принятие задачи;
  • Выбор путей и средств для её осуществления и следование им;
  • Контроль, самоконтроль и самопроверка;
  • Личностный компонент (мотивационный);

Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

          Уже в начальной школе от учеников требуется:

  • умение самостоятельно и творчески мыслить,
  • иметь навыки исследовательской работы,
  • уверенно чувствовать себя вовремя выступления перед аудиторией.

Для  многих первоклассников это становится серьезным испытанием, так как они сталкиваются с разными подходами к обучению.

Отличие в обучении:

ДОУ

                ШКОЛА

Групповое    общение

Самостоятельные   ответы с места;

Хоровые   ответы

Самостоятельные ответы у доски перед всем классом

Подготовка докладов на различные темы.

Начало обучения в школе – переломный этап в жизни каждого ребенка. Задача педагогов ДОУ – обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень обучения.
                                               
         Интересной формой работы по подготовке к обучению в школе и приобретению воспитанниками навыков учебной деятельности     является использование
элементов исследовательского обучения:

-  поиск и выделение необходимой информации из различных источников (наблюдения, эксперименты, книга, музей, интернет,  и т.д.)

-  формирование умения обрабатывать полученную информацию;

-  обучение монологическому высказыванию;

-   развитие умения внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, формировать собственную позицию и мнение.

В ходе организованной и самостоятельной образовательной деятельности дети учатся:

-  умению составлять рассказы по заданной теме;

     -  выделять главную мысль произведения;

     -  составлять план-схему рассказа;

          -  пересказывать;

- задавать вопросы по тексту и картине;

- обсуждать прочитанное произведение;

-  использовать художественное слово (стихи, загадки и др.), наглядность (демонстрация предметов, иллюстраций), дополнительные сведения.

Таким образом, с использованием элементов исследовательской деятельности,  дети учатся:

  •  работать с различными источниками;
  •  слушать друг друга;
  •  критически оценивать выступление товарища;
  •  составлять план-схему своего выступления;
  •  развивать монологическую речь;
  •  приобретать неоценимый опыт публичного выступления.

Такая форма работы  создает условия для активного усвоения навыков учебной деятельности.