Конспект НОД по окружающему миру на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы ко дню рождению поэта - земляка Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eseninskie_uroki.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43»

Конспект НОД по окружающему миру

на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы. 

                                             Воспитатель:

                                                Фомина  Лилия Амировна.

                                                                                 

 2020 г.

Конспект НОД по окружающему миру

на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы 

Цель: Формирование у детей представления о красоте  русской березы через знакомство с творчеством С. А. Есенина.

Задачи:

1.Образовательные:

- закрепить представления детей о жизни и творчестве русского поэта С. Есенина;

- обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, с помощью яркого эмоционально - образного языка  стихотворений С. Есенина;

 - закрепить знания о сезонных изменениях в природе через поэзию СЕсенина;

- закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов;

- закрепить с детьми названия и особенности  внешнего вида деревьев;

 -способствовать закреплению навыков определения деревьев по признакам.

2.Развивающие:

- развивать у детей интерес к стихам великого поэта;

- развивать связную речь, художественное восприятие и эстетический вкус;

- развивать любознательность и  внимание.

3.Воспитательные:

 - воспитывать любовь к  природе родного края через поэзию С. Есенина.

 - воспитывать чувство гордости за поэта-земляка.

 - вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней.

Предварительная работа: Рассматривание березы и наблюдения за ней в разное время года, прогулки в березовую рощу, рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением березы,  чтение  стихов, беседы о родном крае, заучивание пословиц, загадок, стихов С. Есенина о берёзе.

Материал и оборудование: портрет Сергея Есенина, компьютерная презентация «Есенинская русская березка», цветной платочек (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы  знаете на какой улице находится наш детский сад? Как эта улица называется?

Дети: Березовая

Воспитатель: Верно! А как вы думаете, почему ей дали такое название?

 Дети: На ней растут березы, есть целая березовая роща, рядом парк с березками.

Воспитатель: Практически в каждом парке и  дворе можно встретить березу. Это дерево распространено не только на нашей улице. Березок много  во всем Рязанском крае. 

Показ презентации

Воспитатель:  (2 слайд) Береза -  любимое дерево русского народа.

Воспитатель: Ребята, а сможете  вы распознать березку по ее коре ? Получится у вас отличить березу от других деревьев? 

Дети: Получится

(3 слайд) Дидактическая игра  «Узнай дерево по коре»

Воспитатель: Молодцы! Деревья правильно назвали и березку среди них нашли. А попробуйте описать ее, какая она березка?

Дети:  Стройная, изящная, гибкая, белоствольная, красивая, с длинными веточками, кудрявая, высокая.

Воспитатель: Действительно, красивое дерево- береза! Много сложено о ней песен, былин, преданий, созданы  живописные картины, написано много  прекрасных стихов. Ребята, а какой поэт – наш земляк, воспевал в своих стихах белую березу? Знаете?

Дети: Знаем Сергей Есенин

Воспитатель: Верно! Любил Сергей Есенин русскую березку! Сравнивал ее с девушкой – красавицей! (4слайд) 

Послушайте, как красиво пишет поэт о березе. (5,6 слайд) .

Сергей Есенин родился в  Рязанской области, в  с. Константиново. В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края: голубое небо, летний дождь, кудрявый клен, цветущую черемуху, и конечно же белую березу! (7слайд) 

Красота русских берез вдохновляла и композиторов.  Стихи поэта  были положены на музыку.

Звучит песня на стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнем. Представим, что мы березки из Есенинской золотой рощи.

Физкультминутка

Выросли березки на опушке леса, (дети встают руки на поясе, повороты)

Потянули ветви выше к поднебесью.  (поднимают руки вверх)

Ветерок- проказник листьями играет, (поворачивают кисти рук)

И березки стройные в стороны качает. (повороты корпусом  в  стороны)

Наклонились вправо, влево наклонились, (наклоны туловища в стороны)

Травушке – муравушке низко поклонились (наклон вперед)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто еще кроме поэтов и композиторов мог восхищаться красотой березы и отражать ее в своих творениях?

Дети: Художники.

Воспитатель: Правильно! Давайте с вами рассмотрим и  назовем картины известных художников, где изображена береза?

Игра назови картину (на слайде 8 картины известных художников)  

Воспитатель: Вспомните название известных картин и расскажите какую березу изобразил автор?

Дети: На картине «Золотая осень» изображены березки в осеннем наряде, сверкают на солнце золотом листьев.

Дети:   На картине «Ручей в березовом лесу» березки   летние, игривые, звенят  зелеными листочками на ветру.

Дети:    На картине « Грачи прилетели» художник нарисовал  раннюю весну. Березки тонкие, голые, только просыпаются после долгой зимы.

Дети:  Картина «Февральская лазурь» рассказывает о березах зимой. Ветви деревьев покрыты снегом и инеем. Березки задумчивы и молчаливы.

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Верно назвали картины. А сможете ли вы вспомнить стихи Сергея Есенина, в которых береза тоже изображена в разные времена года?

Дети: Сможем! (читают четверостишия)

Ребенок : Я хочу рассказать о зимней березе

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Ребенок: А я прочитаю стих о березе летней

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Воспитатель: Хороша летняя пора! Вот и Сергей Есенин любил летом бродить по просторам родного края, восхищаясь красотой природы. Нравилось поэту наблюдать как, на поле меж стройных берез, водят юные девушки хороводы.

 (10 слайд ). Давайте и мы с вами встанем в хоровод!

Хороводная игра  ( воспитатель раздает детям зеленые  платочки)

Березоньки – красавицы встали в хоровод (дети встают в хоровод)

И по кругу медленно танец их плывет, (начинают ходить по кругу)

Ветром вдруг гонимые быстро закружились, (ускоряют темп хоровода)

А потом  кудрявые враз остановились, (останавливаются)

В середину круга вместе собрались, (вытягивают вперед руки с платочками )

А потом обратно тихо разошлись. ( делают большой круг)

К верху  быстро вскинули листики- платочки, (поднимают руку с платочками, вторая рука на поясе у мальчиков, держит юбочку у девочек)

Поднялись березоньки к солнцу на носочках. (встают на носочки)

Повернулись  милые по своей оси, (поворачиваются на носочках )

Поклонились стройные до самой земли. (делают поклон)

Воспитатель: Ребята, про березу в какое время года  вы еще не прочитали стихотворения?

Дети: Весна и осень.

Воспитатель: Кто прочтет стихотворение о весенней березе?

Ребенок:  Я буду читать стихотворение о березе весной

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

Ребенок:  Я хочу посвятить четверостишие осенней березе

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Воспитатель: Осенней порой играет ветерок с веточками  березы, срывает листочки, кружит их в воздухе и уносит далеко от деревьев. Ребята, узнаете  с какого дерева улетевший листок?

Дети: Узнаем.

Воспитатель: Давайте тогда поиграем в такую игру

Дидактическая игра « С какого дерева листья» (11 слайд ).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Листья деревьям вернули, хоровод поводили, стихи о березе прочитали. Понравилось вам, как в своих стихах Сергей Есенин отзывался о березке?

Дети: Понравилось

Воспитатель: Может и вы придумаете красивые и  ласковые слова для березок или вспомните, как березу называл поэт?

Дидактическая  Игра  «Назови ласково»

Дети: Березка, березонька, кудрявая, красавица, стройная, милая, белоствольная

Воспитатель: Молодцы! Вы как и Сергей Есенин смогли подобрать много ласковых слов для березки.

Итог.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами увидели и услышали, как  березку изображают художники, как вдохновляет она композиторов, как пишет о ней поэт Сергей Есенин.

А что вам больше всего  понравилось в нашей беседе?

Дети: Понравилось читать красивые  стихи о березе,  рассматривать картины художников, водить  хоровод и играть в игры, подбирать  ласковые слова для березки.

Воспитатель:  Предлагаю каждому из вас после нашей беседы подумать, какая береза вам  пришлась к душе и на следующем занятии нарисовать ту, что запомнилась больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление с окружающим миром по теме «Моя семья» в средней – старшей группе

Методы:- словесный;-игровой;-объяснительно-иллюстративный;-проблемный;-репродуктивный.Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные...

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "День птиц" Развлечение в подготовительной группе.

План-конспект занятия по окружающему миру на тему "День птиц".Развлечение в подготовительной группе....

занятие по окружающему миру на тему "9 Мая-День Победы" (старшая группа)

Занятие по окружающему миру на тему "9 Мая- День Победы" (старшая группа)...

Конспект ООД по окружающему миру на тему " Что приносит нам зима" (старшая группа)

Конспект ООД по окружающему миру на  тему " Что приносит нам зима" (старшая группа)  Цель: Дать детям понятия, что приносит радость и опасности, как избежать последних, р...

План конспект по окружающему миру на тему" День Народного единства" в старшей группе

Конспект по окруж.миру в старшей группе на тему "День Народного единства"...

Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы

Обучающие:Закреплять знания о зимующих птицах;Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;Вызывать желание узнавать новые факты из...