Музыкальное занятие
план-конспект занятия (старшая группа)

Аширова Фяридя Зарифовна

Конспект занятия по музыкальному восприятию детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospriyatie.docx29.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный СП Детский сад №22 «Берёзка» Красноярского района Самарской области

Конспект занятия по музыкальному восприятию детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Выполнила:

 Аширова Фяридя Зарифовна

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. Конспект занятия по музыкальному восприятию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)        3

  1. Первый этап. Первичное восприятие музыки (целостное)        3
  2. Второй этап. Повторное восприятие        5
  3. Третий этап. Узнавание и осознанное восприятие (целостное)        6

ЧАСТЬ 1. Конспект занятия по музыкальному восприятию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

  1. Первый этап. Первичное восприятие музыки (целостное)

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас загадку, постарайтесь отгадать:

День прошел. Садится солнце. Сумрак медленно крадется. Зажигайте лампы, свечи — Наступает темный...

Дети: Вечер.

Воспитатель: Молодцы, а еще, кто сможет отгадать, когда гномик делал то, что описано в следующей загадке?

Гном устал, фонарик яркий Светлячок ему включает, Сказку гномик прочитает.

И тихонько засыпает.

Дети: Вечером.

Воспитатель: Молодцы ребята, обе наши загадки про вечер неслучайны. Я хочу Вас сегодня познакомить еще и с музыкальным произведением, которое называется точно также «Вечер».

Воспитатель: Композиция, которую мы услышим, входит в сборник под названием «Детская музыка». Автор этого сборника Сергей Прокофьев. Сейчас вы будете слушать отрывок под названием «Вечер». Постарайтесь понять, какие чувства вызывает лично у вас эта музыка? (слушаем)

Воспитатель: Вот и закончилась эта композиция, ребята, а какое настроение было у вас, когда слушали это произведение?

Дети: Становилось тихо и спокойно, не хотелось бегать и прыгать.

Воспитатель: А как вы думаете, что чувствовал композитор, когда писал это произведение?

Дети: Что ему кого-то нужно уложить спать, что музыка должна успокаивать.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас у меня для вас необычный вопрос. У меня есть несколько образцов разных материалов: атлас, шифон, мех, кожа. Я прошу каждого из вас потрогать все эти ткани и подумать, какая из них подходит к данному произведению, как вам кажется?

(Ребята встают со своих мест, идут к столу с образцами ткани, трогают все образцы по порядку, потом садятся на свои места)

Воспитатель: Итак, вы сейчас потрогали разную ткань (поднимает их и называет): номер 1 – атлас, номер 2 – шифон, номер 3 – мех, и номер 4 – кожа. Как вам кажется, какой образец ткани, под каким номером наиболее отражает и наиболее подходит к нашей музыкальной композиции «Вечер» Сергея Прокофьева?

Дети:

  • Мне кажется номер 4-кожа, поскольку она ровная и гладкая, как и настроение вечером;
  • Мне кажется номер 3 – мех. Он очень мягкий, теплый, нежный и уютный. В нем спокойно и тепло.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы абсолютно правы, что, когда тепло и нежно, мы все успокаиваемся. В душу приходит состояние, когда уже хочется спокойствия и тишины.

Сейчас мы еще раз послушаем произведение Сергея Прокофьева

«Вечер» из цикла «Детская музыка». Когда будете слушать, я попрошу вас подумать и после прослушивания ответить на вопрос о ком или о чем рассказывает эта музыка?

Воспитатель: Итак, композиция «Вечер» закончилась, я еще раз напоминаю вопрос, о котором я вас просила подумать во время слушания: о ком или о чем рассказывает эта музыка?

Дети:

  • Музыка описывает, как солнышко за холм садиться, а звери в лесу завершают свои дела, чтоб укладываться спать;
  • Описывает вечер в семье маленьких птичек, они перелетают, где-то суетятся, нужно за всеми успеть
  • А        мне        показалось,        что        музыка        описывает        травку,        которая приклоняется вечером к земле.

  1. Второй этап. Повторное восприятие

Ребята, скажите, на протяжении всей композиции музыка звучит одинаково тихо и спокойно?

Дети: Нет, есть эпизод, когда действительно звук гораздо громче и сильнее.

Воспитатель: Да, очень хорошо, что вы это заметили, давайте еще раз прослушаем этот момент (слушают отрывок). Ребята, а кто помнит, чем характерен конец нашего музыкального произведения?

Дети: Там есть финальная точка. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает наводящими вопросами: в финале произведения музыка звучит плавно и спокойно или как то по-другому? кто помнит как?)

Воспитатель: Давайте, ребята, проверим и еще раз прослушаем финал произведения (слушают отрывок).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, наша музыкальная композиция быстрая или медленная?

Дети: Медленная, плавная.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем музыку, через движение руками. Как нам будет удобно показывать музыку, мы будем как кто?

Дети: Как птицы, которые улетают, или которые летят медленно и красиво.

Воспитатель: великолепное сравнение, давайте попробуем. Встаньте, пожалуйста, в удобном порядке около ваших мест, чтоб никого не задевать и еще раз прослушаем отрывок и двигаем руками в такт. (Слушают отрывок, дети двигают руками).

  1. Третий этап. Узнавание и осознанное восприятие (целостное)

Воспитатель: Какие вы все молодцы! А кто помнит, как называется отрывок музыкального произведения, которое мы слушали?

Дети: Автор Сергей Прокофьев Композиция «Вечер» из сборника

«Детская музыка»

Воспитатель: Ребята, Вы правильно все запомнили. И у меня к вам, последнее задание: сейчас я Вам поставлю прослушать две музыкальные композиции. Их написал Сергей Прокофьев. Они из сборника «Детская музыка», только одна называется «Утро», а другая «Вечер». Ваша задача, будет отгадать, какой по счету, первой или второй я поставлю ту композицию, о которой мы говорили все занятие.

(Воспитатель ставит друг за другом эти произведения, дети выбирают верный второй вариант)

Воспитатель: Какое сегодня продуктивное было занятие, мы познакомились с произведением С.Прокофьева «Вечер» из сборника

«Детская музыка», обсудили какие чувства, вызывает это произведение у Вас, предположили, что чувствовал автор, когда творил его, какие средства он использует для создания красоты произведения. Определили, на какую ткань оно похоже и почему. Даже научились его отличать от других произведений автора. Вы все очень сильно старались и были очень внимательными. Молодцы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апраскина О.А. Из истории музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 2005. - 118с.
  2. Ветлугина        Н.А.        Музыкальное        воспитание        в        детском        саду.        -        М.: Просвещение, 1981. - 213с.
  3. Медведева О.Г. Путешествие по времени. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://go.mail.ru/redir?via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXTzR KMtIrKtUvLskvSkxP1U_LzEkt1s9NLcnIT8nPyU_PTE7MKdY3MzU00Dc3Mze M9_EMcQ1yDAkN8vN3VTUyCAjy9PGPynD183TVS8lPZmAwNDWxMDYyN zc1YZh3sPPm7sXCsUaP5auXMN50BwB5jyXJ
  4. Метлов Н.А. Музыка — детям. - М.: Просвещение, 1985. - 144с.
  5. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2014.- 419с.
  6. Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез, 2016. - 119с.
  7. Постаногова Е.П Дидактическая игра "Мой день" [Электронный ресурс] / Постаногова Е.П.                МБДОУ"ЦРР-Карагайский детский сад №4", с. Карагай, Пермский        край        2018        -        Режим        доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe- obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-dou/298048-didakticheskaja-igra-moj-den/page- 2.html
  8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. - М. Айрис-пресс, 2015. – 278 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....