Обобщение опыта работы
материал

Ляшенко Марина Викторовна

Рассказываю о работе музыкального руководителя по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО  ТЕМЕ:

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах»

 1. Сведения об авторе Ф.И.О. – Ляшенко Марина Викторовна Образование: Высшее Название (полное) учебного заведения, год его окончания.

Бийскоемуыкальное училище 1984г.

 2.  Бийский Госуарственный Педагогический Институт    1995г.

Специальность по диплому. 1. Преподаватель фортепиано  

 Учитель начальных классов

 Должность Музыкальный руководитель

 Педагогический стаж  33 года

Опыт сформирован в условиях структурного подразделения «СОШ №3».

Цель   ДОУ:  Создание   благоприятных   условий   для   полноценного проживания   ребенком   дошкольного   детства,  формирование  основ   базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

На формирование опыта оказали влияние:   изучение опыта других педагогов по вопросам развития музыкальных способностей   дошкольников   в   процессе   обучения   игре   на   музыкальных инструментах;  ознакомление с  научной и методической литературой по данной теме;  собственное профессиональное самообразование.

3. Теоретическая интерпретация

 Актуальность В   музыкальном   образовании   проблема   развития   музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных.

  Известный   психолог   Б.М.   Теплов   определял   способности   как индивидуальные   особенности   человека,   которые   имеют   отношение   к успешности выполнения какойлибо деятельности. К основным музыкальным способностям,   необходимым   для   успешной   музыкальной   деятельности, относятся: ладовое чувство, музыкальнослуховые представления и чувство ритма. Ребенок,   у   которого   развиты   музыкальные   способности,   более эмоционален и восприимчив к музыке, у него развита музыкальная память и слух,   он   хорошо   двигается   под   музыку,   точно   интонирует  .

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в соответствии с ФГОС   дошкольного   образования,   задачами   художественноэстетического развития   являются   становление   эстетического   отношения   к   окружающему миру,   ценностносмысловое   восприятие   произведений   музыкального искусства,   реализация   самостоятельной   творческой   деятельности   детей дошкольного возраста.  Данные   задачи   можно   реализовать   лишь   при   условии,   что   у   ребенка развиты музыкальные способности. Именно   поэтому   я   обратила   особое   внимание   не   только   на формирование   у   дошкольников   общей   музыкальной   культуры,   но   и   на развитие   у   них   ладового   чувства,   музыкальнослуховых   представлений   и чувства ритма.

Новизна   и   особенность  данного   опыта   работы  состоит   в   том,   что развитие   музыкальных   способностей   воспитанников   рассматривается   в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах. Традиционные,   общепринятые   в   дошкольной   педагогике   методы развития   музыкальных   способностей  детей,  благодаря   обучению   игре   на музыкальных инструментах наполняются новым смыслом и содержанием. Игра   на   детских   музыкальных   инструментах   является   важнейшей частью   детской   музыкальной   культуры,   которая   открывает   перед дошкольниками новый мир звуковых красок, помогает развивать   музыкальныеспособности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.  В   процессе   игры   на   музыкальных   инструментах   совершенствуются эстетическое   восприятие   и   эстетические   чувства   ребенка.   Развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

У детей развиваются  музыкальносенсорные способности, тембровый, регистровый,   гармонический   слух,   чувство   ритма,   умения   вслушиваться   вмногоголосную фактуру произведения. В процессе обучения развивается   мелкая   моторика,   координация   движений.   Знакомство   с названиями инструментов, специальными музыкальными терминами (струны,клавиши,   медиатор,   оркестр   и   др.)   обогащает   активный   словарь   детей   и развивает речь. Таким образом, этот способ музыкального самовыражения с помощью звуков   и  движений,  комплексно   воздействует   на   ребёнка,  развивает   у   него слуховую и двигательную активность, зрительную  память, творческую инициативу и самостоятельность,   воображение,   способствует

преобразованию действительности,  тем самым обогащая музыкальный опыт дошкольника. 

 Область применения Данный   опыт   работы   может   быть   применен   в   работе   с   детьми дошкольного   возраста   в   дошкольных   образовательных   учреждениях, учреждениях   дополнительного   образования,   в   условиях   семейного воспитания.

Трудоемкость опыта 

 Трудоемкость опыта заключается

 в   необходимости   наличия   различных   детских   музыкальных инструментов;  разработке модели развития музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования;    разработке   программнометодического   обеспечения     по   данному направлению   (перспективное   планирование,  конспекты   ООД,   сценарии праздников   развлечений   с   использованием   игры   на   музыкальных инструментах,  картотеки   музыкальных   игр   и   заданий;     сценарий  мастер класса   для   родителей,   консультации   для   педагогов   и   родителей, иллюстративный и дидактический материал).

Теоретической базой опыта являлись научные исследования известных ученых в области образования. Так,  Теплов   Б.М.   в   своих   трудах   дал   всесторонний   анализ   многим вопросам развития музыкальных способностей. 

По его мнению, музыкальные способности   можно  и   нужно   развивать.  

   Б.М.   Теплов   выделил три   вида музыкальных  способностей: представление и чувство ритма.   ладовое   чувство,   музыкальнослуховое.

 Известный советский ученый и педагог Н.А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.  О   необходимости   обогащать   музыкальный   опыт   ребенка   писал   Л.С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление   детей   к   сочинительству   является   такой   же   деятельностью воображения, как и игра». Теоретические   и   практические   основы   развития   музыкальности   и музыкальных   способностей  отображаются   в   работах   Э.П.   Костиной,   А.Н.Зиминой,  Г.П.   Новиковой,  Г.А.Прасловой   и   А.Г.   Гогоберидзе,   О.П.Радыновой.

 В условиях реализации ФГОС ДО данные научные и методические разработки не потеряли своей актуальности. Все эти авторы едины во 

мнении,чтодля   успешного   музыкального   развития   ребенка   требуется

специальнаясреда. 

 В   качестве   такой   среды   я   выбрала   обучение   игре   на   детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование). Теоретической   основой   инструментального   музицирования   можно смело   назвать   Карла   Орфа  (1895-1982)   и   его   систему  элементарного музицирования  «Шульверк.  Музыка   для   детей».  Слово   «Schulwerk»  

создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принци этой педагогики выражен словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам   пробует   делать».   В   процессе   музицирования   и   обучения   игре

на музыкальных   инструментах дети   исполняют   и   вместе   создают   музыку, познавая ее в реальном, живом действии. В   нашей   стране   последователем   системы   Карла   Орфа   является Тютюнникова   Татьяна   Эдуардовна,   автор   программы  «Элементарноемузицирование». Методологическим основанием для реализации опыта я считаю: 1. Деятельностный подход, в рамках которого каждый педагог должен помнить,   что  ребенок   как   личность   развивается   именно   в   деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает способы познания мираформирует   и   совершенствует   личностные   качества.   Поэтому   я   стараюсь организовать взаимодействие с детьми так, чтобы дети узнавали чтото новое путём   решения   доступных    проблемных   ситуаций   и  задач, действовали,а не получали от меня «готовые» знания. Благодаря собственной деятельности у ребенка развиваются и совершенствуются социально

 значимые личностные качества, в том числе музыкальные способности.

2.   Личностноразвивающий   подход.  В   образовательном   процессе   я ориентируюсь   на   личность   воспитанника   и   создание   условий   для   его самореализации и саморазвития. Взаимодействие с детьми носит личностно ориентированный характер, в процессе которого:    я   формирую   положительную   самооценку,   уверенность   детей   в собственных силах и возможностях;     применяю   музыкальные   формы   и   методы   работы,   которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников;    поддерживаю   доброжелательные   отношения   воспитанников   друг   к другу в различных видах музыкальной деятельности.     3.   Современные   технологии   и   методики   музыкального образования  детей дошкольного возраста.  Применяя данные методики и технологии, я  формирую у детей элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностносмысловое восприятие и понимание музыкальных   произведений,  развиваю   эстетическое   отношение   к окружающему миру. А самое главное – развиваю у каждого ребенка позицию активного участника, исполнителясоздателя музыкальных произведений для того, чтобы в танце, пении, музицировании он смог доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания.

.Технология  опыта

   Цель   моей  деятельности:  развивать   музыкальные   способности дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах. Задачи:

 1Обогатить   развивающую   предметнопространственную   среду играми,  пособиями и музыкальными инструментами, влияющими на развитие музыкальных способностей   дошкольников.

2Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальнослуховые представления. 3  Формировать навыки ансамблевого исполнения.

 4 Развивать способность     самостоятельного   творческого инструментального музицирования. 5     Развивать   эмоциональную   отзывчивость   и   интерес   к исполнительской музыкальнохудожественной деятельности. Для   реализации   задач   по   развитию   музыкальных   способностей   мной была   обогащена  предметнопространственная   развивающая   среда музыкального зала организовала в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В зале   присутствует   необходимое  игровое   и   музыкальное   оборудование, которое обеспечивает:

  музыкальную,   речевую,   игровую,   познавательную   и   творческую активность дошкольников;  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;  возможность самовыражения воспитанников. В  соответствии   с   комплекснотематическим   планированием   по музыкальному   развитию,   кроме   детских   музыкальных   инструментов, атрибутов,  игрушек   и   оборудования  для   сюжетных   игр,   драматизации   и танцев, в зале предусмотрены разнообразные мягкие игровые модули, игровые ширмы, полифункциональные предметы, пособия из природных материалов, которые обеспечивают свободный творческий выбор детей. Организовала   развивающую   музыкальнообразовательную   среду   в групповых помещениях ДОУ. Мною оформлены постоянно действующие фотогалереи «Мир музыки», «Веселые нотки» ».  Все   игровые   материалы,   пособия   и   атрибуты   соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их 

использования.

Для того, чтобы получить  качественные образовательные результаты  я разработала  этапы  развития   музыкальных   способностей   воспитанников   на основе интерактивного игрового взаимодействия. Этапы развития инструментального музицирования:

 I     способствовала   накоплению  этап  слушательского   опыта воспитанников, знакомила их с детскими музыкальными инструментами. II  этап    формировала   приемы   игры   на   инструментах  при   помощи различных упражнений. Обучение начинала с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда: деревянные ложки, погремушки, барабан и др. III этап – разучивали с детьми простейшие музыкальные произведения, формировала умение воспитанников играть в оркестре. Работу   по  развитию   музыкальных   способностей  организовала   в различных направлениях:  I направление – развивала чувство ритма. Особое

 внимание уделяла развитию способности   детей  ощущать   метроритм

   музыки.  

Для   этого предлагала ребятам  ударные инструменты  или  инструменты,

 которые имеют  звук только одной определенной высоты.  Сначала

помогала ребенку отмечать сильную долю такта в соответствии с  темпом  музыки. Затем учила  выделять  сильные и слабые доли.

 Основой  репертуара   для   развития   чувства  ритма   были  различные

  считалочки, несложные песенки, прибаутки, ритмизация своего имени. II направление – развивала звуковысотный слух. Использовала колокольчики, которые звучат различно по своей высоте. Дети без труда узнавали,

какой   колокольчик   «поет»   выше,  а  какой   ниже.    Применяла

интересный   прием:   металлофон   ставила  наклонно,   как

«музыкальную лесенку». Молоточком   ударяла   по   ступенькам   «лесенки»,   а   дети   определяли,   куда «идет» куколка (вверх или вниз). 

 III  направление   Знакомила  синструментами  различных   групп:   струнными,   духовыми,   ударными. Применяла проблемный метод:  предлагала сравнить звучание  инструментов разных групп с целью нахождения различий и сходства между ними.

  развивала  тембровый  слух.

 IV направление-    развивала  динамический   слух.  Для   этого применяла  все инструменты, на которых дети могли  произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игрового задания.

V  направление -  формировала навыки  ансамблевого исполнения. Особое   внимание  обращала   на   формирование   у   дошкольников   умения действовать совместно, играть в одном темпе и ритме. Для этого применяла коллективные прохлопывания, притопывания, постукивания деревянным или пластмассовыми коробочками и палочками под ритмическую музыку. 

 V1 направление – развивала творческое музицирование. Для начала мы   с   детьми   «обследовали»   звуковые    возможность    каждого инструмента. Предлагала задания по типу «как поет птичка», «как идет дождь», «как ходит медведь» и т.д.  Для   того,   чтобы   обогатить   музыкальный   опыт  

 дошкольников,  я использовала современные технологии. Например,   эффективно   соединяла   обучение   игре   на   музыкальных инструментах    и  применяла здоровьесберегающие технологии.

 Образовательная деятельность в ходе таких занятий  строилась на основе 

активного взаимодействия и включала:  здоровьесберегающие   технологии.    коммуникативные   и   координационнодвигательные   упражнения   и игры;    дыхательную гимнастику с применением  цветных полосок бумаги, легких платочков, различных вертушек, кусочков ваты;     речевые   ритмические   игры,   упражнения,игры   с   музыкальными инструментами.

 Информационно коммуникационные   технологии  стимулировали познавательный   интерес   и   музыкальносенсорное   развитие   дошкольников. Мною   разработаны   слайды   с   мнемотаблицами   и   мнемодорожками   для разучивания детских песен, исполнения ритмического рисунка.  ИКТтехнологии   привлекали   детей,   вызывали   у   них   интерес   к деятельности и способствовали активизации творческой самостоятельности.  Разработала   собственные   интерактивные   игры:   «Музыкальный калейдоскоп»,   «Музыкальные   инструменты»,   «Музыкальная   угадайка», «Незнайка   в   стране   веселых   ритмов».   Игры   направлены   на   определениехарактера   и   жанра   музыки,   тембра,   развитие   ритма,   узнавание  

Мелодии  знакомых песен.  

 Проектные   технологии  считаю   очень   эффективным   средством   для музыкального   развития   дошкольников.  В   межаттестационный   период   мною  были   разработаны   творческие   проекты,   включающие   игру   на

Детских музыкальных   инструментах:   «Путешествие   оркестра»   и

  «Музыкальная шкатулка». Общая  цель   всех   проектов   –   обогатить   музыкальносенсорный   опыт воспитанников.  Продуктами проектов стали:  концерты для родителей;    фотоальбомы   и   мультимедийные   презентации   по   теме   каждого проекта. 4.2.  Формы взаимодействия с воспитанниками Взаимодействие   с   детьми   строю   на   основе   партнерства.   Каждый ребенок   получает   возможность   удовлетворить   присущую   ему любознательность,   музыкантом-исполнителем. При этом взрослый – не учительнаставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.   почувствовать   себя   исследователем, Применяла различные формы взаимодействия:  проблемные ситуации;  игровое взаимодействие: музыкальнодидактические игры; сюжетные игры, творческие игры, игровые ситуации;   коллективное и индивидуальное музыкальное исполнение;  концертыимпровизации, шумовой оркестр;  музыкальное экспериментирование;    музыкальное озвучивание инсценировок и стихотворений.  творческие задания практического содержания.

 4.3. Методические приемы Основными методами в моей работе являются:

1 Показ   приемов   и   способов   звукоизвлечения.    Это   главный методический   прием,   необходимый   для  формирования  навыков   и

   Умений  игры   на   инструменте,   а   также   для    развития  творческого  

музицирования. Данный   прием   способствует   развитию   у   дошкольников   самостоятельных действий в игре на инструменте.

2   Музыкальные   упражнения   и   музыкальноигровые   упражнения (ритмоинтонационные   упражнения  и   ритмодекламация   под   отстукивание ритма на инструменте, специальные упражнения для формирования  чувства ритма,   звуковысотного,   тембрового,   динамического   слуха).  Данные упражнения   способствуют   развитию   музыкальных   способностей

   (ладового чувства, чувства ритма и музыкальнослуховым представлениям). 3.Задания   в   форме   музыкально-дидактической   игры. Музыкальнодидактические   игры   непосредственно   влияют   на   развитие музыкальных способностей. Педагогическая ценность музыкальных игр в

 том,что они открывают перед ребенком путь применения полученных

 знаний н  практике.

4.   Творческие   задания  (задания   на   звукоподражание,  вопросно ответные   импровизации,  сочинение   контрастных   мелодий,  задания   на сочинение   мелодий   с   опорой   на   заданные   интонацию,   мотив   или

  текст). Творческие   задания  побуждают   дошкольников   к   познавательно исследовательским действиям, развивают способность применять усвоенное вновых условиях в свободной форме.

 Благодаря творчеству развиваются такие важные личностные качества

 Ребенка, как инициативность, любознательность,  самостоятельность.

 5.  Использую   специальные   методы   музыкального   развития   детей дошкольного возраста, в частности: метод создания композиций  (позволяет активизировать творческую инициативу  дошкольников,   нацеливает   на   более   глубокое   и   осознанное восприятие музыки);  эмоциональнообразные беседы о характере и содержании

 музыки (беседа   помогает   настроить   дошкольников   на   выразительное

  исполнение музыки,   способствует   более   глубокому   пониманию   и   эмоциональному переживанию);      метод   пластического   интонирования  (способствует самостоятельному творческому выбору ребенка, в котором он реализует свои фантазии, эмоциональное впечатление от музыкального произведения).

Работа с родителями Эффективно   взаимодействую   с   родителями   воспитанников. Установление   доверительных,   эмоционально   позитивных   контактов   с родителями  влияет   как   на   эмоциональное   благополучие   детей,   так   и   на результативность образовательной деятельности в целом.    Особое 

Внимание уделяю  вовлечению родителей в образовательный процесс и

 Педагогическое просвещение по всем направлениям детской музыкальной

 деятельности.  Разработала   и   реализую   план   работы   с  родителями.

 Использую разнообразные   формы   взаимодействия:   выступление   на  

родительских    собраниях,   консультирование,   анкетирование

  (по   вопросам   музыкальногоразвития   дошкольников),   проведение

  Совместных мероприятий:  «День матери».  «День пожилого  человека»

 Привлекаю   родителей   к   изготовлению   костюмов   и   атрибутов  , организую   с   ними  праздники,   где   дети   выступают   с   оркестром,

   фотовыставки о музыкальной жизни детей в семье и ДОУ.  Помогаю   в

  подборе   музыкальных   произведений   для   прослушивания дома.   Индивидуально   консультирую   по   вопросам     музыкального

   развития дошкольников. В   рамках   обучения   родителей   провела   для   них  мастер_-классы: «Музыкальные   игрыимпровизации   для   детей»   и   «Эффективные

  методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». 6. Результативность Результатами   опыта   работы  являются   высокие   показатели   по сформированности у детей музыкальных способностей, а именно:  развиты эмоциональная отзывчивость на музыку;    развиты   чувство   ритма,   звуковысотный,   тембровый,   динамический слух,   музыкальнослуховые   представления, способность к  музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память;  сформированы навыки ансамблевого исполнения;  самостоятельного способность   творческого     развита   инструментального музицирования. Педагогическую   диагностику  я   проводила   по  программе

«Ладушки».  И Новоскольцевой, И Каплуновой. Анализ результатов позволил мне выявить положительные тенденции.

Динамика   наблюдалась   по  всем, в музыкальном развитии   дошкольников показателям. Например, за два учебных года (2019/2020 и 2020/2021) показатели по овладению детьми музыкальнослуховыми представлениями выросли с 24% до 62,9 %;  по овладению чувством ритма: с 35,7% до 78,1%; по овладению ладовым чувством: с 54% до 82%. Таким   образом,   в   процессе   обучения   игре   на   детских   музыкальных инструментах у дошкольников были развиты музыкальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...