статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образо
статья

статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цаплина С.В. «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»,

преодоление педагогических затруднений

в организации совместной деятельности педагогов и детей

с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Цаплина С.В.

 Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Национальные отличия сохраняются и в 21 веке если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний

Д. С. Лихачев

Детство – период расцвета в жизни человека.  Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку.  Ребенок еще не разбирается в политических и социальных противоречиях, но его важно научить любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться Родиной, ее государственными символами, которые являются частью истории и культуры страны. Поэтому, сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль русского народного творчества,  народной музыки.

Ведь  русское народное творчество сохранило особенные черты русского характера, присущие  ему нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, уважительному отношению к труду, приобщение  их к общечеловеческим, нравственно–эстетическим ценностям.

 Именно эти задачи красной нитью проходят через интеграцию образовательных областей в ДОУ, в том числе в ОО «Музыка». Такой выбор не случаен, ведь русское народное творчество воспринимается детьми с удовольствием, легко. Игровое творческое начало присуще всем жанрам народного творчества – от колыбельной до хоровода. Приобщение детей к фольклору решает и  коррекционно-развивающие задачи и несет в себе терапевтический  заряд  огромной силы: активизируется  память, мышление, способствует снятию гиперактивности, агрессии, страхов, помогает преодолеть застенчивость, тревожность, некоторые сложности в общении. Так музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в  доступной  стихотворной форме, русские песни, попевки, заклички легко запоминаются детьми. Они–то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.  Благодаря естественности и органичности народных  попевок  достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования, развиваются легкие, дыхание, голосовой аппарат. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально–творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие.  Благодаря этому, народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В ОО «Музыка» при знакомстве детей с музыкальным народным творчеством   были поставлены следующие задачи:

  • знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
  • развитие эмоциональности, воображения,  творчества ребенка;
  • формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально–ритмических движений;
  • развитие специальных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально–слуховые представления) с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши; пробуждение у  детей способность выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
  • расширение  кругозора, используя беседы, рассказы.

Работа ведется по нескольким направлениям:

  • слушание народной музыки, песен;
  • знакомство с музыкальными играми, хороводами;
  • знакомство с народными инструментами;
  • знакомство с народными традициями и обрядами русского народа;
  • использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы и поговорки, хороводы);
  • проведение народных праздников и развлечений.

На современном этапе в условиях реализации ФГОС важное  место занимает совместная деятельность педагогов и детей.

Совместная  деятельность  включает в себя:

  • Непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
  • Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.

         В любом  дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей (взаимосвязь и взаимопроникновение образовательных областей обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира)  в соответствии с возрастом детей  в процессе организации НОД и процесса режимных моментов.

Какие же возникают затруднения в планировании совместной деятельности педагогов и детей?

 Планирование  воспитательно–образовательного процесса должно быть построено  на основе комплексного – тематического принципа.

         Педагоги должны правильно подбирать материал по данной проблеме, использовать материал в доступной форме, не загружать детей излишней информацией.

Материал должен быть ярким, образным, вызывающий интерес, учитывать возрастные особенности детей. Деятельность детей должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, что обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач.

         Для более результативной работы по данной проблеме всем  педагогам в нашем ДОУ  пришлось заняться самообразованием, все внимательно подошли к планированию, вводились темы, связанные с изучением национальной культуры, традиций.

         Каждый педагог должен четко знать программные требования к содержанию среды в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей и  уметь  соотносить их с предметно – игровой средой.

 Организовывать развивающие центры и зоны.

  Безусловно, в новых условиях возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.

         Мною вместе с воспитателями составили  тематический блок произведений, которые наиболее соответствуют развитию детей по знакомству с народным календарем. Например, осенью, когда дети знакомятся с трудом взрослых, используются песни,  хороводы о труде осенью: «Посмотрите, как у нас в мастерской», «Капустка». Помимо этого,    воспитатели  разучивали элементы народного танца, этот опыт помогает им использовать движения  при проведении утренней гимнастики, при совместной деятельности с детьми. С удовольствием дети играли на ложках разными способами.

         Все внимательно подошли к планированию, вводились темы, связанные с изучением национальной культуры, народных традиций и праздников. Используя традиционные музыкальные народные игры, в совместной деятельности с детьми, педагоги делают акцент на том, чтобы у мальчиков развивались физические и личностные качества: смелость, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать поставленной цели, желание  брать на себя роль защитника, а у девочек  желание заботиться о близких, об уюте в доме.

Совместно был разработан  план по подготовке и проведению народных праздников.  Ведь народные праздники – наиболее эффективное средство приобщения к истокам национальной культуры, воспитания любви к своему народу, в процессе которых каждый ребенок испытывает эмоциональное переживания и эстетическое наслаждение, погружается в сферу культурных ценностей и смыслов, впитывает культуру и традиции своего народа. Народные праздники позволяют объединить образовательные области,  виды деятельности детей,  формы и методы работы детей. Благодаря неразрывной связи музыки, слова и движения происходит освоение различных видов искусств ребенком в соответствии  с потребностями, предпочтениями. Это осенние, зимние,  весенние и летние праздники народного календаря, которые проводятся раз в месяц.

В своей работе столкнулись с трудностями по организации деятельности в режимных моментах, где нужно строить свою деятельность и деятельность детей с учетом принципа тематического планирования и принципа интеграции.

         Совместно с  воспитателями были распланированы режимные  моменты:

  • Подбор колыбельной музыки, использование  аудиозаписей  колыбельных песен перед дневным сном в группах. Спокойная музыка и мелодичные напевы оказывают терапевтическое воздействие, создавали у детей положительный эмоциональный настрой;
  • Подбор музыкального сопровождения для проведения гимнастики на основе фольклора;
  • Детскую игровую деятельность обогатят   хороводы, песни о временах года;
  • Наблюдения показали, что создавая музыкальный фон в трудовом процессе, дети испытывают удовольствие и одновременно получают представление о смысле и содержании труда, например, осенью.

 Для  совместной музыкальной деятельности  в детском саду используются:

  • Музыкально – дидактические игры;
  • Слушание музыки;
  • Танцевальное, игровое, песенное творчество;
  • Музыцирование;
  • Музыкально – сюжетно – ролевые игры;
  • Хороводные игры;
  • Театрализованная деятельность;
  • Концерты. Музыкальные гостиные.

При таком подходе обеспечивается творческая активность каждого ребенка, создаются условия для наиболее полного раскрытия задатков и способностей детей.

У нас в ДОУ есть логопедическая группа. У детей с ФФН речи, как правило, имеются  очень сложные отклонения: недостаточность мимических, моторных, эмоционально–волевых, сенсорных, психических функций. Нередко развиваются паталогические черты личности: замкнутость, неуверенность, плаксивость. Народный фольклор является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.

С логопедом сделали подборку народных песен, хороводов на использовании связи слова, музыки, движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, которые развивают фонематический слух, мелкую моторику, формирует грамматический строй и образность речи, способствует развитию памяти и влияет на оздоровления организма в целом.

Вместе с инструктором по физкультуре составлен каталог народных игр, подобраны считалки и прибаутки для всех подвижных игр.

Проводятся физкультурно–оздоровительные мероприятия с использованием фольклора, народных подвижных игр.

Музыкально – ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх,  хороводах и с использованием русских песен, народных мелодий.

Разнообразная предметно–развивающая среда в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов помогли нашим детям окунуться в мир музыки.

Такая работа помогает осуществить преемственность духовной жизни разных поколений. На этой основе формируется собственно национальный характер наших детей, их взгляды, идеалы и ценности.

Совместная работа музыкального руководителя с другими педагогами дает ощутимые результаты: дети получают последовательные знания, у них повышается самооценка, дети лучше адаптируются в различных условиях. Результаты проведенной работы позволили сделать следующий вывод: воспитание нравственности и патриотизма – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой убежденности и вдохновения. Эта кропотливая работа должна проходить систематически, планомерно во всех группах, через разные виды деятельности по разным ОО.

Народное творчество благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка, на процесс нравственного формирования его личности, ребенок способен к сопереживанию, готов к проявлению гуманного отношения ко всему окружающему, а значит это обеспечит ребенку гармонию с предметным миром.

Дети развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они приобщаются к общечеловеческим ценностям, развиваются их творческие способности.

В зависимости от сложности выполняемой работы проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

Таким образом, грамотная целенаправленная организация музыкально–воспитательного процесса в ДОУ будет способствовать формированию нравственных качеств, чувств, мыслей малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Групп

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности вз...

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...

СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Возраст: подготовительный к школе возраст (6-7 лет) Вид: коррекционная Направленность: 2-ая подготовительная гр. «Смурфики»

Период планирования: 5 неделя (январь)Лексическая тема: «Новогодние забавы» Тема для детей: «Зима забавы»Событие федерального плана воспитания: ________________________________...

Календарно тематическое планирование на февраль. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 51комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга(ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района)СИСТЕМА ОБР...