Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Анна Евгеньевна Ушакова

Великий педагог Л. С. Выготский подчёркивал, что «развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_ushakova.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Ушакова А.Е., воспитатель ЧУДО "Наша Маленькая страна"

п. Андреевка Московская область

        Современные условия жизни требуют от человека не только владеть знаниями, но и уметь добывать эти знания самостоятельно, а также правильно применять, а также быть креативной личностью. Педагоги и родители хотят видеть детей любознательных, самостоятельных, творческих, инициативных, общительных, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке.

        Великий педагог Л. С. Выготский подчёркивал, что «развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям».

        По требованиям ФГОС ДО познавательное развитие включает в себя:

        - развитие детских интересов, любознательности и познавательной мотивации;         -        - формирование познавательных действий, становление сознания;

        - развитие воображения и творческой активности;

        - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

        - о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

        В старшем дошкольном возрасте происходит расцвет детской познавательной активности. Дошкольник старается познать окружающий мир, пытается определить в нем связи и закономерности.

        Отличительной особенностью старшего дошкольного возраста являются познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого о многих непонятных вещах.

        Результат детской познавательной активности - знания. Старший дошкольник способен систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы (по внешним признакам и по признакам среды обитания). Ребёнок в этом возрасте постепенно начинает понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

        Задавая вопросы, дети обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых знаний), считают взрослого подлинной мерой всех вещей.

        Подчеркнём, старший дошкольный возраст очень важен для развития познавательной активности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Главная задача педагогов и родителей – не подавлять малыша грузом своих знаний, а создать условия для самостоятельного поиска ответов на свой вопрос «почему».

        Учёными доказано, что старший дошкольник способен к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса считают, что источником познавательной активности выступает творческое начало в личности творческого человека. Таким образом, можно сказать, что развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте эффективно тогда, когда дети заняты значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого они самостоятельно и в совместной деятельности с взрослым совершают открытия.

Источники

1.        Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2.        Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

3.        Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.

4.        Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №24. – 67 с.

5.        Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 278с.

6.        Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

7.        Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

8.        Буланова – Топоркова, М.В., Духавнева, А.В. и др. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 47с.

9.        Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

10.        Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336.

11.        Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.

12.        Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.

13.        Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

14.        Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 89с.

15.        Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

16.        Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.

17.        Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая нах...

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок

Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....

Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»

К концу дошкольного возраста у детей должен быть  сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...