Методическая разработка по ИКТ
методическая разработка (старшая группа)

Доржиева Маргарита Валерьевна

Методическая разработка по ИКТ :

 

 

 

«Порядок использования ИКТ в работе

с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка по ИКТ28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Хараасгай»

Методическая разработка по ИКТ :

«Порядок использования ИКТ в работе

с детьми дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель:

Доржиева М.В.

2021 год.

П Л А Н

Введение………………………………………………………………. ……..3

1. Требования по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………. 4

2. Дидактические возможности мультимедийной презентации. Классификация презентаций. Требования к презентациям учебного назначения. Этапы разработки мультимедийной презентации. Место презентации в воспитательно – образовательном процессе ДОУ…………………….................................................................. 6 Заключение…………………………………………………………….. ……14

Список литературы ………………………………………………… ………15

Введение.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире. Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.

1.Требования по использованию ИКТ в работе

с детьми дошкольного возраста.

Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:

- несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,

-неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,

- бесплановость, случайность применения ИКТ,

-нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,

-несоответствие возрасту детей.

Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

 Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

2. Дидактические возможности мультимедийной презентации. Классификация презентаций.

Требования к презентациям учебного назначения.

Этапы разработки мультимедийной презентации.

Место презентации в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

–возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

–объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

–возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

–активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

–компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для занятий со старшими дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у школьников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей

соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического процесса.

Классификация презентаций

7 типов презентаций:

1. Официальная презентация. Это – различного рода отчеты, доклады. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты строго дозированы. Развлекательный элемент сведен к минимуму.

2. Официально-эмоциональная презентация. Можно представить себе ситуацию (увы, фантастическую), в которой воспитатель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации. Думается , что такая презентация тоже может быть отнесена к официально-эмоциональному типу.

3. «Плакаты» Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайдпроектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей.

4. «Двойное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его.

5. Интерактивный семинар (урок) Если Вы планируете провести урок, семинар (доклад) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

6. Материал для самостоятельной проработки. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она Вами создается именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид

7. Информационный ролик. Задача ролика – заинтересовать посетителя, чтобы он к Вам обратился за пояснениями, или хотя бы он запомнил, что есть на свете вот такая организация, делающая интересное дело.

Требования к презентации учебного назначения.

Содержание информации

-размещение на слайде понятий, определений, терминов, предложений, которые необходимо зафиксировать в рабочих тетрадях обучающихся;

-максимальная информативность текста, сжатость и краткость изложения:

-минимально возможное количество слов,

-короткие слова и предложения,

-одинаковая временная форма глаголов,

-минимум предлогов, наречий, прилагательных;

-наличие кратких и «ёмких» заголовков;

-объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы (структурирование текста);

-отведение каждому положению (каждой идее) отдельного абзаца текста; формулировка идеи абзаца в первой строке (лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

-предъявление материала в табличном (матричном) формате (позволяет в компактной форме наглядно показать связи между различными понятиями);

-наличие маркированных и нумерованных списков;

-размещение таблиц на одном экране, разбивка больших таблиц на несколько мелких; замена таблиц графиками;

-тщательная проверка всей вербальной информации на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Объём и расположение информации на слайде

-не стоит перегружать слайды слишком большим объёмом информации (человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений);

-наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде;

-поле экрана целесообразно заполнять зрительной информацией не более чем на 75%;

-следует отдавать предпочтение горизонтальному расположению информации;

-наиболее важную информацию рекомендуется размещать в центре слайда;

-если на слайде располагается рисунок (картинка), надпись должна находиться под ним;

-лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться.

Шрифт

-размер букв, цифр, знаков на слайде определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт:

-для заголовков — не менее 24 пт (пункт – единица измерения шрифта; 1 пт = 0,376 мм);

-для информации — не менее 18 пт;

-шрифты без засечек (рубленые) легче читать с большого расстояния: Arial предпочтительнее Times New Roman;

-нецелесообразно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями.

Способы выделения информации

-жирный шрифт или курсив;

-рамки, границы, заливка;

-разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Требования к оформлению слайдов

Стиль соблюдайте единый стиль оформления; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, рисунками). Цвет

При проектировании обучающих программ рекомендуется учитывать следующие физиологические особенности восприятия цвета:

-стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):

-красный, оранжевый, жёлтый;

-дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, умиротворяют: светлые --оттенки зелёного, розовый, голубой, отчасти белый; нейтральные цвета считаются наиболее эргономичными: зелёный, синий, светло-коричневый светло-розовый, серовато-голубоватый;

-цвета, вызывающие неуверенность, тревогу, утомление:

лиловый, фиолетовый угнетающие цвета:

тёмно-коричневый, чёрный.

Сочетание цветов на слайде презентации для фона предпочтительней выбирать более холодные тона (например, синий или зеленый); одним из сильнейших средств выразительности признается белое пространство;

фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала; если фоновый рисунок всё же необходим (несёт смысловую нагрузку), следует использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии или располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке; цвета фона и шрифта на слайде должны контрастировать: если фон светлый, то шрифт должен быть темным и наоборот (первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше); черный цвет текста на белом фоне - не всегда удачное сочетание для презентаций: появляется рябь в глазах (особенно если шрифт мелкий); на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: для фона, для заголовков, для текста; более эргономичными считаются следующие сочетания цветов шрифта и фона: белый цвет шрифта на темно-синем или тёмно-зелёном фоне,тёмно-синий и тёмно-зелёный цвет шрифта на белом фоне, тёмно-коричневый цвет шрифта на бежевом, светло-коричневом фоне, чёрный цвет шрифта на светло-сером, светлоголубом, светло-розовом, светло-зелёном, серо-голубом фоне; не следует злоупотреблять красным цветом: его длительное использование вызывает быстрое утомление; следует обращать особое внимание на цвет гиперссылок (до и после их использования); пользуйтесь на первых порах готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона.

Анимационные и звуковые эффекты возможности компьютерной анимации в презентации учебного назначения следует применять осторожно и осмысленно: для создания определенного настроения или атмосферы;для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе невозможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка);не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами: неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи отвлекают или вызывают раздражение;в презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несёт смысловую нагрузку. Этапы разработки мультимедийной презентации* Этап Перечень работ презентации Планирование Определение типа мультимедийной презентации

Определение аудитории, на которую ориентирована презентация:

Проектирование

Выбор навигационной схемы

Разработка дизайна слайдов

Информационное наполнение

Подготовка текстового и иллюстративного материала для наполнения слайдов

Подготовка речевого сопровождения

Подготовка видеосопровождения

Подготовка файла других прикладных программ (аудио/видеофайлов, дикторского сопровождения, документов пакета Microsoft Office, графических файлов, ссылок Интернета и др.)

Программная реализация Заполнение слайдов информационным материалом.

Цветовое оформление слайдов

Настройка мультимедийных объектов

Установка гиперссылок на элементы меню в соответствии с навигационной структурой Тестирование

Устранение ошибок в текстовом и иллюстрационном материалах

Проверка мультимедийных эффектов

Проверка гиперссылок, реализующих навигационную схему

Эксплуатация

Проведение занятий, демонстрация на конференциях, выставках

Сопровождение Совершенствование мультимедийной презентации

*Источник : Бурдина М.И., Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009. – 24 с.

Место презентации в воспитательно - образовательном процессе ДОУ

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы. Использование мультимедийных презентаций Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования

презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: осуществление полисенсорного восприятия материала; возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; 15 компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиологогигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы

положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список литературы

1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).

2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).

3. Бурдина М.И., Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению. – Ульяновск, ОГОУ СПО УПК №4, 2009. – 24 с.

4. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.// Дошкольное воспитание. 1991 . № 5.

5. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.- Волгоград, 2010.

6. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. -М.: 1978

7. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008. 17

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. 2000 . № 11.

10. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника.- М.: Новая школа, 1997. Электронный ресурс

11. Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...