Метод проектов как средство поддержки детской инициативы.
методическая разработка

Жидовинова Оксана Валерьевна

Доклад семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metod_proektov_kak_sredstvo.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство

поддержки детской инициативы.

Сл.1 Современное дошкольное образование развивается по линии усиления детоцентристского подхода, предполагающего поддержку детской инициативы. На вопрос о том, как на практике реализуется подход, центрированный на ребенке, достаточно популярным считается ответ о предоставлении ребенку выбора. Главное условие развитие детской личности является создание  - пространства детской реализации, которая обеспечивает  поддержку индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска.                                                                           Сл.2. Для этого взрослый должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах:

- заметить проявление детской инициативы;

 - помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;

- способствовать реализации замысла или проекта;

 - создать условия для представления (предъявления, презентации)

ребенком своих достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат;

- помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.

    Сл.3.   Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Поддержка детской инициативы реализованной в образовательной деятельности через проектную, познавательно-исследовательскую и художественно-творческую деятельность.

Формы поддержки детских инициатив

  Сл.4.       В проектном методе могут использоваться следующие формы поддержки детских инициатив:

«Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

«Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

      Сл.5.      Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам - научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

         Мотивированная интеграция детей и взрослых - педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности.

  Сл.6.         Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.

 

Сл.7. Зачем нужно проектирование в детском саду?

  • Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.
  • Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.
  • Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, анализировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, быть ответственным партнером, занимать творческую позицию.
  • Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Сл.8. Этапы разработки проектов:

Проблема – 1этап разработки проекта – целепологание: воспитатель либо ребенок выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Проектирование проекта 2 этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Сл.9. Способы разработки проектов:

- системная паутинка по проекту;

- модель трёх вопросов

-образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

- метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Сл.10. Модель трёх вопросов:

Что я знаю ?                           Что хочу узнать?                  Как узнать?

Содержание, то что               План, тема проекта              Источники новых                              

дети уже знают                                                                    знаний т.е.средств

    Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

      Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

    Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

    Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем - как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается - дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка». Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности с учетом требования ФГОС.

Сл.11. Системная паутинка по проекту; 

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно.

Сл.12. Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

    Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание). Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности). Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов). Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы). Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно). Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера). Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Сл.13. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

  Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Поиск информации - III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Сл.14. Продукт проекта

Презентация проекта V этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Сл.15. Портфолио проекта

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной - все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т. д. - это долгосрочный проект.

Сл.16. Дети, участвующие в проектной деятельности:

проявляют творческую активность в познании окружающего мира; самостоятельны в принятии решений; сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий; воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Сл.17. Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса; обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей; осуществляют поисковую педагогическую деятельность; реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

    Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Сл.18,19,20.      Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения: налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы; получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; могут реализовать свои творческие способности.

Сл.21. Виды проектной деятельности

    Со старшей группы предполагается участие детей в трёх видах проектов: исследовательских, творческих и нормативных.

Вместе с тем и для детей более младшего возраста предусмотрены отдельные элементы проектной деятельности:

- в возрасте 3-4 лет рассматривается продуктивная деятельность детей как способ осознания того, что «продукт» творческой деятельности есть авторский результат целенаправленной детской активности;

- в возрасте 4-5 лет в общую систему включается исследовательская деятельность как средство активного детского поиска ответов на интересующие их вопросы.

Рассмотрим более подробно типы проектов:

Сл.22. Исследовательская проектная деятельность

Исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием, ребенок должен сформулировать и осознать для себя и других причину, по которой он начинает своё исследование; необходимо сразу ориентировать ребенка на определение адресатов, которой будет предъявляться проект.  

В нашей группе реализовано несколько исследовательских проектов с разнообразной тематикой по инициативе детей:

Сл.23. Проект  «Волшебный мир воды»  Гуляя с ребятами на прогулки после дождя,  я заметила,  как  дети заинтересовались лужицами. Дети стали спрашивать откуда появляются лужи, из чего состоят – что такое вода, для чего она нужна. Вот таким образом и возник проект «Волшебный мир воды».  Работая над проектом, ребята изучили роль воды в жизни человека, познакомились с видами воды, её использованием.

Сл.24. Следующий проект - «Откуда появился чай» тесно был связан с проектом «Волшебный мир воды» - ребята, изучая тему  как человек использует воду пришли к выводу, что воду чаще всего используют в быту для приготовления, в том числе и чая вот так и родился следующий проект ребят. «Откуда появился чай», изучая тему чая, маленькие почемучки нашли ответы на свои вопросы, где произрастает, при каких условиях, каких видов и вкусов бывает, какую пользу приносит, и с чем пьют чай. Ребята, проведя  опрос пришли к выводу что большинство их знакомых пьют чай со сладостями – а самая любимая сладость наших ребят – шоколад,  это и стало нашим следующим исследованием.

Сл.25. Проект  - «Секреты шоколада» эту тему ребята с удовольствием изучали из каких ингредиентов состоит, как готовится, какую пользу приносит и какой вред может нанести. София (девочка стеснительная и робкая) стала самым активным участником проекта  информацию собирала из разных источников  в интернете, библиотеке, сходила на консультацию к поликлинику всеми открытиями делилась с ребятами, она стала экспертом по приготовлению шоколада в домашних условиях,  и приобрела небывалый авторитет у детей группы, что не могло не повлиять на характер её общения со сверстниками.

Анализируя проект, секреты шоколада ребята выявили что есть такая сладость которую не надо готовить её подарила сама природа это мёд. Вот так из сферы интересов детей, и  создавшейся ситуации, в которой ребята задались исследовательскими вопросами которые в последствии              Сл.26. превращались в проекты  -  «Мед польза или вред», «Где прячутся насекомые зимой», «Мыльное чудо своими руками», «Полезные овощи»

    Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, подчеркивает его особенность, реализуются интересы и потребности, поддерживает инициативу дошкольника. Всё это способствует личностному развитию ребёнка.

При проведении исследовательского проекта мы использовали  этапность действий. 

   Сл.27. Творческие проекты

Творческие проекты - основная особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается новый, творческий продукт.

Темы  творческих проектов наших ребят:

- «Чудо дерево»

-  «Помощники Деда Мороза»

-«Пасхальное разноцветье»

   Через реализацию проекта  «Пасхальное разноцветье», дети присоединились  к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям. Итогом проекта стало проведение праздника, и традиционной  выставки «Пасхальное яйцо» - которая заняла почётное место в развивающей среде нашей группы.  В ходе проекта мы научили детей играть в традиционные пасхальные игры - «Дедушка Рожок», «Солнышко-колоколнышко», «Катись, катись яичко».

    Использование творческого проекта в нашей практике позволило значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию по данной теме и способы её реализации.

    Практико-ориентированные (нормативные проекты)

    Практико-ориентированные проекты как деятельность, направленная на выработку определённых норм и правил поведения в детском коллективе.

В тематику проектов можно включить  ближайшее социальное окружение ребёнка: дом, детский сад, библиотека, магазин, улица, правила безопасности поведения, дорожного движения.

В этом направлении проектной деятельности в нашей группе реализованы следующие проекты:

-«Дарите добрые слова»

- «Волонтеры»

-«Минута тишины».

Сл.28.       Например: проект «Минута тишины»  начался с выставки посвященной к 9 мая  «Никто не забыт-ничто не забыто».  Я увидела у детей проявленный интерес к вещам и картинам,  которые находились на выставке. Дети стали спрашивать о том: Что такое война? Почему дедушки и бабушки в медалях? Что такое медали? За что их давали?  - из этих вопросов и возник  наш проект «Минута тишины». Во время проекта дети совместно с родителями делали рисунки на военную тему. Мы оформляли мини библиотеку по данной теме,  в тоже время делали аппликацию, лепили танк, делали коллективную работу.  На занятиях по речевому развитию читали рассказы о войне: В.Степанов «Приходите к дедушке друзья»,  «Прадедушка», «День Победы» и т.д.

         В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, расширился словарный запас, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, сформировалось чувство гордости за наш народ и его боевые подвиги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам  Великой Отечественной Войны.

   Сл.29.  Проект дарите добрые слова возник в ходе беседы «На добрый привет - добрый ответ». В работе над проектом ребята стали  понимать, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг, и ребята решили дарить не только добрые слова, но и дела что и стало началом нового проекта социально – значимого волонтерское движение  «Твори добро».        Сл.30. Волонтёрское движение ребята приняли с большим интересом. С радостью посещали малышей: одевали их на прогулку, организовывали мини - представления,  помогали убирать игрушки. С радостью и  увлечением рассказывали сверстникам, родителям о своих добрых делах.  Интересно, то что, никто из детей не считал, что их деятельность - тяжёлый труд, никогда не ждали никакого вознаграждения, наоборот,  они гордились возможность чему- либо научить малышей.  

Сл.31. Так же в  рамках проекта проводились волонтерские акции «Бабушкины постряпушки», «День пожилого человека», «День матери», Сл.32. акция «Мир один на всех» для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, акция «Птичья столовая»,                                                Сл.33. акция «Безопасные дороги детям»,                                                                             Сл.34. акция «Поможем друзьям нашим меньшим»,                                                                                                                       Сл.35. акция – конкурс «Экологическая мода».  Благодаря волонтёрскому движению происходит сплочение ребят на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, и творчество, доброжелательность и заботу к окружающим людям.

  Сл. 36  Практико-ориентированная проектная деятельность направлена на создание по инициативе ребенка совместно со взрослым значимого продукта. Суть проекта в том, что дети, самостоятельно преобразовывая окружающую среду, решают задачу, представленную в форме привлекательной проблемной ситуации.

Заключение

Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности, что служит хорошим условием для творчества, выражения собственной инициативы и проявления самостоятельной активности. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.    Роль педагога заключается в поддержке активности детей, создании условий, способствующих проявлению самостоятельности и развитию инициативы. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.    При этом у дошкольника развиваются творческие способности и  коммуникативные, познавательные навыки, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.  

Сл.37. Т. о., можно сказать, что использование проектной технологии при правильной организации способствует поддержке детской инициативы.

Литература

Н.А. Модель «Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества» ТЦ Сфера», 2016

Открытые возможности: поддержка детской инициативы Автор: Сост.: Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю. Белая.  Год издания: 2010

https://multiurok.ru/files/tematicheskii-pedagogicheskii-sovet-tekhnologii-po.html

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....

"Проектный метод-средство поддержки детской инициативы"

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостояте...

Презентация "Эффективные формы и методы работы по поддержки детской инициативе"

Презентация для воспитателей ДОУ , Данный материал отражает способы применения в работе с детьми в услоях ФГОС ДО...

Проект - метод развития детской инициативы

Проект  - метод развития детской инициативы...

Метод детский совет-как важнейшая форма детской инициативы

laquo;Детский совет» - это метод взаимодействия, он объединяет детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности. «Детский со...