Рабочая программа кружка «Пластилиновое чудо»
материал (средняя группа)

Орленко Екатерина Ивановна

Создание условий для  совершенствования изобразительных умений, навыков детей, через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинография.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                               «Детский сад комбинированной направленности  №4»

                                                             города Сосновоборска

                                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                               Заведующий

                                                                                                                                                      МАДОУ ДСКН №4

                                                                                                                                                      Г. Сосновоборска

                                                                                                                                                  --------Н.А. Литошик

                    Рабочая программа  

                                кружка

                   «Пластилиновое чудо»

           для детей средней «Б» группы

              на 2021- 2022 учебный год

                                                                                                                              Составили

                                                                                                                                                 воспитатели:  

                                                                                                                 Орленко Екатерина Ивановна  

                                                                                                        Валькова Людмила Владимировна    

               

                                                   Г. Сосновоборск, 2021                    

Актуальность.

                                                                     «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                                    В. А. Сухомлинский

       Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом, всѐ, нужно увидеть, услышать,  пощупать руками, попробовать на зуб. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему знать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, свойства, изменить то, к чему прикасается .    

    В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования, точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.      

     Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства был организован кружок художественной направленности ―  «Пластилинография». Основной идей, которой является рисования картин пластилином — пластилинография.

     Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании —  карандаш и кисть, в аппликации ножницы и кисть, в лепке – стека).

     Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра, (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник  и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

      Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Актуальность программы

     Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.  Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.                                                                                      

     Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

   В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывании сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Дошкольники знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками,  потешками, пальчиковыми играми.

  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных  движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель программы:

 Создание условий для  совершенствования изобразительных умений, навыков детей, через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинография.

Задачи программы

  • Образовательные:

Сформировать умение передавать образы предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

  • Развивающие:

Развивать изобразительные умения посредством пластилинографии.

Развивать тонкие и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

  • Воспитательные:

Поддерживать проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.

       Рабочая  программа  рассчитана на 1 год для обучения детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет). Деятельность с детьми проводится  1 раз в неделю длительностью 20 минут. В конце года подводятся итоги работы в виде организации выставок детских работ и проведение открытых занятий для родителей.

 Ожидаемый результат:

— применение основных приемов пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

—  использование  вспомогательных  предметов (косточки, перышки и

—  самостоятельный  выбор рисунка для работы.

—  работа на ограниченном пространстве.

—  передача формы, цвета, настроения

—  использование нескольких  цветов пластилина.

—  воспринимание, сопереживание; высказывание своего мнения, отношения.

—  обладание усидчивостью, аккуратностью в выполнении творческих заданий.

—  общение в коллективе

Материалы для создания пластилиновой картины:

— Картон (белый и цветной)

— Набор пластилина

— Салфетки для рук

— Стеки

— Доска для лепки

— Бросовый и природный материал

— Бусины, бисер, пайетки

— Зубочистки, трубочки, проволока

Методы работы:

— Метод  сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо при-

общение к художественной культуре).

— Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный

на формирование эстетического вкуса.

— Метод разнообразной художественной практики.

— Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

— Метод эвристических и поисковых ситуаций.

— Метод игровых, творческих ситуаций.

Характеристики основных видов деятельности воспитанников на занятиях:

— прослушивание художественного слова ( стихотворение, отгадывание загадок…)

— рассматривание иллюстраций, обследование предметов

— практическая самостоятельная работа.

Тематическое планирование кружка

«Пластилиновое чудо» для воспитанников средней группы

Октябрь

  1. «Радуга дуга»

Задачи:

Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней;

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

Оборудование и материалы: плотный картон жёлтого цвета с силуэтом радуги, размер А5; пластилин разных цветов; стека, салфетки для рук, доска для лепки (клеенка)

  1. «Воздушные шарики»        

  Задачи:

Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме, не выходя за контур, использовать несколько цветов пластилина.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом шаров размер А5,пластилин разного цвета, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Осенние листья»

   Задачи:

   Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета;

   Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

Оборудование и материалы: плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А5; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Корзинка с фруктами»

  Задачи:

 Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы;

 Овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику.        

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом корзинки с яблоками и грушами, размер А5,пластилин красного, желтого, зеленого цветов; стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

Ноябрь

  1. «Волшебный зонтик»        

     Задачи:

 Учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять  умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом зонта размер А5,пластилин разных цветов; стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Мухомор»        

Задачи:

Учить отделять маленькие кусочки пластилина,катать из них шарики, приклеивать их на основу;

Наносить небольшое кол-во пластилина мазками.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом мухомора размер А4(А5),пластилин красного, белого цветов; стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Ветка рябины»        

Задачи:

Отрабатывать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом ветки рябины размер А5,пластилин зеленого и оранжевого цветов; стека, салфетки для рук, доска для лепки (клеенка)

  1. «Сердечко для мамы»         

Задачи:

Продолжать учить составлять образ, выбирать цвет, аккуратно работать.

Учить планировать свою работу, лепить последовательно.

Оборудование и материалы: основа для композиции -в форме сердца. Стеки, салфетки. клеенки для лепки, пластилин красного цвета, украшение

Декабрь

  1. «Снежинка»        

Задачи: Закреплять приём пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;

Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: картон голубого цвета, размер А5,пластилин белого цвета, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Елочка»        

Задачи:

Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом елки, размер А5,пластилин зеленого, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Новогодний шар-игрушка»

Задачи:

Продолжать упражнять скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать.

Уметь использовать дополнительный материал (блестки)

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом новогоднего шара, размер А5,пластилин разного цвета, украшение, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Зимнее дерево»        

 Задачи:

Учить изображать дерево с помощью « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка.

Оборудование и материалы: картон серебристого цвета с силуэтом дерева, размер А5,пластилин белого и коричневого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

Январь

  1. «Снеговик»        

 Задачи:

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании;

 Развивать мелкую моторику рук;

Научить оформлять работу, используя разнообразный бросовый материал.

Оборудование и материалы: картон голубого(синего)цвета с силуэтом снеговика, размер А5,пластилин белого цвета, бросовый материал, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1.  «Снегири»        

Задачи:

Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов, передавать в рисунке характерные черты

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом снегиря, размер А5,пластилин черного и красного цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Снежинка»        

Задачи:

Показать способы смешивания пластилина ранзных цвеов для получения необходимых оттенков.

Формировать цвето-восприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: картон голубого цвета, белый пластилин, доска для лепки, стека, салфетки для рук.

Февраль

  1. «Матрёшка»        

Задачи:

Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения, сглаживая места соединения цветов.

Учить сочетать различные цвета.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом матрешки, размер А5,пластилин разного цвета, дополнительный материал для украшения, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Плывет, плывет, кораблик…»        

Задачи:

Продолжать упражнять скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

Оборудование и материалы: картон синего (голубого) цвета с силуэтом кораблика, размер А5, набор пластилина, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1.  «Чайная посуда»

Задачи:

Совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;

Вызвать интерес к работе с пластилином;

 Развивать мелкую моторику.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом чайной посуды, размер А5,пластилин разного цвета, дополнительный материал для украшения, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Котик»        

Задачи:

Закреплять умение использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов;

Передавать в рисунке характерные черты.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом котика, размер А5,пластилин разных цветов, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

Март

  1. «Веточка мимозы для мамы»        

Задачи:

Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;

Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом мимозы, размер А5,пластилин желтого, зеленого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Черепашка»        

Задачи:

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом черепахи, размер А5,пластилин светло-коричневого, темно-зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Чудесные рыбки»        

Задачи:

Продолжать осваивать приемы работы с пластилином:

Преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта;

 Развивать мелкую моторику.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом рыбки, размер А5,пластилин разных цветов, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)        

  1. «Веточка с листочками»        

Задачи:

Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом веточки с листочками, размер А5,пластилин коричневого, зеленого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

Апрель

  1. «Ромашки»        

Задачи:

Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом ромашки, размер А5,пластилин белого, желтого, зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Ракета»

Задачи:

Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (растягивание, отщипывание, сглаживание границ соединения)

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом ракеты, размер А5,набор пластилина, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Земляника»        

Задачи:

Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом земляники, размер А5,пластилин, желтого, зеленого, красного цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Бабочка»        

Задачи:

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище), посредством пластилинографии.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом бабочки, размер А5,набор пластилина, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

Май

  1. «Салют»         

Задачи:

Закреплять приемы раскатывания маленьких кружочков и надавливания.

 Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (растягивание, отщипывание, сглаживание границ соединения)

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом ромашки, размер А5,пластилин белого, желтого, зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Цыпленок»        

Задачи:

Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание между пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовой поверхности.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук.        

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом цыпленка, размер А5,пластилин, желтого, зеленого, красного, коричневого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Кактус в горшке»                

Задачи:

Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом кактуса в горшке, размер А5,пластилин зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка)

  1. «Одуванчики»        

Задачи:

Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения -пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.

Оборудование и материалы: плотный лист с силуэтом одуванчика, размер А5,пластилин желтого, зеленого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

Рабочая программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо»

Изобразительная деятельность - один из немногих видов занятий. где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем то стихотворение, танец, песню. Проявить творческое воображение ...

Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...

Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...