Проект "Удивительная соль" в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кузикова Елена Константиновна

Проект "Удивительная соль" в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnaya_sol.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Удивительная соль»

в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

Тип проекта:

- по направленности: познавательно-исследовательский

- по продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: с 20.09.2020 года по 30.04.2021 года

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста

- родители воспитанников

- воспитатели

ЦЕЛЬ:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Расширить представления о добыче соли.

3. Приобщить к элементарному, доступному возрасту, экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями детей.

4. Побуждать ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

5. Поощрять стремления детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.

6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира.

8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1.Расширение знаний о соли, ее основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2. Формирование знаний, навыков экспериментирования.

3.Развитие наблюдения, внимания, умения сравнивать.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточности возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников. На мой взгляд, главное достоинство этого метода заключается в том, что детям представляется большая возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

         - принять и освоить цель, актуальную для них;

         - выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

         - решать творческие споры, достигать договоренности;

         - оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

         - обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.

Реализация экологических проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постоянное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что важно – при минимальной помощи взрослого. Это свидетельствует о большой обучаемости дошкольников в области экологии в процессе реализации проектной деятельности и позволяет предположить, что старший дошкольный возраст можно рассматривать как сензитивный период для восприятия общебиологических закономерностей.

При этом разнообразные экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом.

Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам детского сада.

ГИПОТЕЗА:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно-правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы желаний.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг, Интернета)
  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы).
  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
  • Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Ситуации развития проекта

Цель

Продукт

Ответственные

  1.       Подготовительный

1

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».

(Что мы знаем о соли? Что хотим узнать? Как мы можем узнать?)

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности

Определены проблемы

Воспитатели

2

Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта

Создание условий для реализации проекта

Проект

Воспитатели

3

Формирование творческой проектной групп детей и родителей «Юные исследователи»

Творческая группа

Воспитатели

4

Подбор познавательной научной и методической литературы

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Мини - библиотека

Дети, воспитатели, родители

  1. Основной этап

1

Изучение с детьми познавательной и научной литературы

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата

Выставка книг, статей, о природном ископаемом

Дети, воспитатели

2

Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли»

Пробудить у детей интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств

Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое - соль»

Дети, воспитатели, родители

3

Чтение сказок, легенд, отгадывание загадок, знакомство с пословицами о соли

Посредством чтения художественной литературы и фольклора поддержать интерес к изучаемой теме

Создание картотеки детской художественной литературы

Дети, воспитатели

4

Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений»

Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»

Дети, воспитатели

5

Творческая мастерская. Лепка из соленого теста атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста

Детские поделки

Дети, воспитатели

6

Творческая мастерская. Рисование солью «Космос»

Развивать световосприятие, формировать умение работать с сыпучими материалами

Выставка детских рисунков

Дети, воспитатели

7

Встреча с родителями творческой группы «Удивительные истории о соли». Выставка фотографий «Тайнам нет конца»

Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта

Альбом «Тайнам нет конца»

Воспитатели, родители

8

Опытно-экспериментальная деятельность «Выпаривание соли»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качестве соли

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»

Дети, воспитатели

9

Творческая мастерская «Айсберг», «Декорирование цветной солью»

Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.

Детские творческие работы

Дети, воспитатели

10

Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять представления о свойстве соли – кристаллизация.

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»

Дети, воспитатели

11

Презентация рассказа «Путешествие на море»

Помочь ребенку раскрыть творческие способности.

Семья Соловьевых

12

Творческая игра «Изготовление макета «Добыча соли»

Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжеты игры на основе накопленных знаний о добыче соли.

Макет «Добыча соли», игровые атрибуты

Дети, воспитатели

13

Изготовление дидактической игры «Волшебные мешочки»

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Игра «Волшебные мешочки»

Дети, воспитатели, семья Кононовых

14

Сбор разновидностей соли

Дать представление о видах соли

Коллекция видов соли

Дети, воспитатели, родители

15

Консультация для родителей «Как организовать экспериментирование с солью в домашних условиях»

Группа родителей, воспитатели

  1. Итоговый этап

1

Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль»

Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом

Паспорт «Полезное ископаемое – соль»

Воспитатели

2

Презентации проекта «Удивительная соль»»

Привить детям стремление делиться собственном опытом исследовательской деятельности со сверстниками

Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта»

Дети, воспитатели

3

Оформление буклета «Соль – друг, соль – враг»

Обобщить результат реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта

Буклет «Соль – друг, соль – враг»

Воспитатели

        ПРИ         РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Анализ познавательной литературы
  • Опытно – экспериментальная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Творческая деятельность
  • Игровая деятельность

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности детей, познавательной активности. В процессе проведения работы дети расширили и обобщили знания о соли, ее видах, как добывают и где применяют. А также убедились, что неизведанное рядом и самые вещи могут быть необычными и интересными.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зимующие птицы». Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР 4–5 лет.

Цель: познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц; обогатить представления детей о зимующих птицах....

Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшая группа)

Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;Формировать первоначальное представление о «Красной книге...

Сценарий выпускного мероприятия для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) «Слоненок пошёл учиться»

Сценарий предназначен для детей с нарушениями зрения и речи.Задания в сценарии подобраны в соответствии со зрительными патологиями детей.Задания и текст в сценариии позволяют увидеть положительную дин...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...