«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников как основа социализации личности»
статья (младшая группа)

Мялицина Татьяна Сергеевна

Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников как основа социализации личности»

Мялицина Татьяна Сергеевна – отчёт по самообразованию

Май 2021 год.

      Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

      Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.

      Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности.

      На основе выше изложенного определила тему самообразования: «Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников как основа социализации личности»

  Цель: целостное духовно-нравственное и социальное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

  Задачи для воспитателя:

  • продолжать изучать особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС;
  • создать условия для духовно-нравственного воспитания детей, а именно пополнять мини-музей новыми атрибутами, предметами старинного быта;
  • способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважение к личности каждого дошкольника; 
  • вызвать интерес у родителей к совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей.

Задачи для детей:

  • познакомить детей с представлениями о том, что такое хорошо и что значит плохо;
  • уточнить представления детей о вежливости: умение благодарить за помощь, приветствовать, просить о помощи;
  • совершенствовать развитие доброжелательных отношений;
  • совершенствовать умение давать оценку своему поведению и поведению других.

     Мной был разработан план по приобщению дошкольников к ценностям культуры и освоению духовно-нравственных традиций русского народа. В ходе реализации мероприятий по самообразованию дошкольники познакомились с новыми пословицами и поговорками, которые учат ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению: «Мал золотник, да дорог», «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело» … Пословицы и поговорки использовала во всех процессах воспитательной работы т.к. они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».

     Для формирования у детей умения быть дружными и   трудолюбивыми использовала русские народные сказки: «Рукавичка», «Репка», «Царевна– Лягушка», «Ховрошечка». Уважать родителей малыши учились по сказкам: «Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка». Смелости и бесстрашию учились, читая сказки: «У страха глаза велики». Русские народные сказки: «Теремок», «Зимовье зверей» научили дошколят быть гостеприимными и дружелюбными. По сказкам «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Бобовое зернышко» дошкольники учились взаимопомощи, сочувствию и заботе к ближним.

     Самыми эффективными мероприятиями в моей работе, явились детско-родительские клубы «Масленица, дай блинком полакомиться», «Наша дружная семья», так как помощниками выступали родители. Они охотно помогли организовать оба мероприятия и проявили большую активность в их проведении. Благодаря хорошо организованной и слаженной работе родителей и педагогов при подготовке к праздникам «Масленица» и «Пасха» ребята смогли самостоятельно раскрасить пасхальные яйца, насладиться вкусными блинами с чаем, а главное совместными играми с семьей. Проведение праздников сплотило коллектив детей, воспитателей и родителей.

     С помощью консультаций «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей», «Значение книги в жизни малыша», «Роль традиций семейного чтения в развитии ребенка в современном мире», «Роль произведений устного народного творчества в воспитании детей», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Влияние семьи и детского сада на духовно – нравственное воспитание детей» знакомила родителей с направлением духовно – нравственного воспитания. Также рекомендовала произведения для самостоятельного чтения с детьми дома, для закрепления интереса ребенка к устному народному творчеству своего народа.

      В рамках моего самообразования была разработана и внедрена в образовательный процесс творческая мастерская «Тайны бабушкиного сундучка», целью которой является развитие личности ребёнка младшего дошкольного возраста, средствами приобщения к ценностям и традициям культуры российского народа. При реализации программы дошкольники познакомились с народными хороводными играми: «Как у бабушки Ларисы», «У дядюшки Трифона», «Крыночка», «Ты катись, катись яичко», «У Маланьи у старушки»; хороводными песнями, закличками: «Масленица», «Помощники», «Ходит по двору петух», «Лиса и зайцы». Вышеперечисленные народные игры учили дошколят доброте, сопереживанию, терпению, позволяя ребенку прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Песни и заклички формировали у ребят интерес к поэтическому слову, развивали чувство юмора, способствовали развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, обогащению речи. Также ребята познакомились с предметами старинного обихода (коромыслом, лаптями, самоваром, деревянными ложками и т.д.). Обыгрывая данные предметы, малыши, знакомились с трудом, бытом, традициями русского народа. Познакомились с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью; угощать гостей чаем, сластями; учились правилам этикета, поведения за столом.

      Таким образом, работа в данном направлении показала, что у детей появился интерес к народным играм, дошкольники с удовольствием играют в хороводные игры. У детей к концу учебного года прослеживается положительная динамика в проявлении таких качеств, как честность, справедливость, доброта, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

Литература:

  1. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
  2. И.А. Бойчук,Т.Н. Попушина «Мы гордимся стариной, стала нам она родной»
  3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
  4. Л.Л. Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности»
  5.  О.Л.Князева, Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  6. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников. Из опыта работы воспитателя Бугаевой О.В.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит акт...

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".ВведениеЗадачиФормы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективомМетодическая ра...

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями

Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...

Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников

Духовно - нравственное воспитание младших  дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностейМинченко Альмира Анатольевна, воспитательМБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. ДолинскВ соответстви...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»...