Программа кружка «Весёлые нотки» для детей 5-7 лет (разновозрастная группа)
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

     Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека,  непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

     Однако окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством слушатель воспринимает «музыкальный ширпотреб», поддерживаемый индустрией радио и телевидения. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Слушая музыкальные произведения низкого художественного

уровня и ощущая положительное отношение к ним взрослого, ребёнок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, ценных эталонах музыкального искусства. Поэтому понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличить подлинную красоту высокого искусства. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался  взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

      Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими её видами, объём музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её; у них развивается музыкальное восприятие.

      Д.Б. Кабалевский считал, что дети в процессе бесед о музыке как бы сами «открывают для себя» её мир, учатся вслушиваться, вдумываться, рассуждать. И это не только важнейшее средство приобщения к музыкальному искусству, но и воспитание личности, формирование нравственных представлений, активизация умственных, творческих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vesyolye_notki_na_20_21_-2022_u.g.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

                           МДОУ «ЦРР – детский сад №7 «Алёнушка»

Принята на педсовете                                           Утверждена

31.08.2021 г.                                                           приказом №49/1 от 01.09.2021 г.

Протокол № 1                                                      

Программа

кружка «Весёлые нотки» для детей 5-7 лет (разновозрастная группа)

Срок реализации 1 год

Разработчик программы: музыкальный руководитель Прошина Н.П.

г.о. Серебряные Пруды, 2021 -2022 у. г

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

     Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека,  непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

     Однако окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством слушатель воспринимает «музыкальный ширпотреб», поддерживаемый индустрией радио и телевидения. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Слушая музыкальные произведения низкого художественного

уровня и ощущая положительное отношение к ним взрослого, ребёнок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, ценных эталонах музыкального искусства. Поэтому понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличить подлинную красоту высокого искусства. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался  взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

      Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими её видами, объём музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её; у них развивается музыкальное восприятие.

      Д.Б. Кабалевский считал, что дети в процессе бесед о музыке как бы сами «открывают для себя» её мир, учатся вслушиваться, вдумываться, рассуждать. И это не только важнейшее средство приобщения к музыкальному искусству, но и воспитание личности, формирование нравственных представлений, активизация умственных, творческих возможностей.

Программа программы основана на нормативно – правовой базе:

- Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ;

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС;

- Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Об утверждении СанПин» 2.4.3049 – 13);

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», действует с 01.01.2014 г.;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Устав МДОУ «ЦРР – детский сад №7 «Алёнушка» от 25.04.2016 г. №785

Цель кружка: формирование основ художественной  и общей культуры детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей.

Задачи : 

- Накапливать опыт восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства разных эпох и стилей.

- Формировать представления о красоте в искусстве и жизни, осознанность художественного восприятия, эмоционально – оценочное отношение; развивать мышление, воображение, эстетические чувства, интересы; формировать эстетический вкус, представления об эталонах красоты, развивать и пополнять словарь эмоций.

- Побуждать к выражению своих впечатлений в творческой деятельности (рисовании, музицировании, образной речи) под воздействием художественных впечатлений от разных видов искусств.

Принципы и подходы:

Программа кружка построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его разностороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Главный критерий отбора программного материала – его развивающий потенциал, воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений музыкальной культуры.

Форма и режим организации образовательного процесса:

Режим занятий: 1 занятие в неделю

Форма занятий: групповое

Формы организации музыкальной деятельности:

- игры различных типов (сюжетные, несюжетные, игры – инсценировки, музыкально – театрализованные игры, игры –перевоплощения, игровые упражнения, игры – уподобления). Это основная форма организации.
-
занятия разных видов (тематические, доминантные, комплексные);
познавательные развлечения (беседы о композиторах,
музыкальных инструментах, музыкальные гостиные);

музыкальные игры - сказки, озвученные классической музыкой.

Методы формирования основ художественной культуры у дошкольников:

- метод побуждения к сопереживанию произведению искусства (живопись, музыка, поэзия) как эталону красоты;

- метод эмоционального уподобления характеру музыки;

- метод контрастных сопоставлений;

- метод коллективного творчества;

- метод обобщения впечатлений.

Структура занятий: вариативная

Работа с родителями:

1. Консультации, информационные стенды;

2. Фото и видеоматериал по занятиям, проведенным мероприятиям

                                    Список детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

           

  1. Бардин Максим
  2. Ватрушкина Даша
  3. Ватрушкин Даниил
  4. Гаевская Яна
  5. Горячев Дима
  6. Гущина Ника
  7. Заусов Артемий
  8. Киндрюк Миша
  9. Кирпинева Полина
  10. Кирюшин Антон
  11. Кокамбо Максим
  12. Матеик Настя
  13. Пиликян Веренэ
  14. Потапова Дарина
  15. Пущин Миша
  16. Рыкина Софья
  17. Рябов Никита
  18. Самчук Алена
  19. Семенов Дима
  20. Смурыгин Кирилл
  21. Соколов Артем
  22. Соловьева Таня
  23. Степушкина Даша
  24. Таирова Алена
  25. Токанова Катя
  26. Фомина Настя
  27. Цапко Влад
  28. Цапко Даша
  29. Шахно Максим
  30. Шмонина Даша
  31. Шовгеня Катя

Возрастные особенности развития детей старшей группы (от 5 до 6  лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и  иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Характеристика возрастных возможностей музыкального развития детей 5-6 лет

На шестом году жизни у ребёнка продолжается дальнейшее становление его личности, расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно – полезной деятельности взрослых, о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с дошкольником.

При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания. Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по – прежнему  весьма привлекательным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально – образное содержание музыки. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образца. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности: дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков. Далее активизируются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух: дети начинают распознавать интонационно – мелодические особенности музыкального произведения.

Интенсивное развитие умственных способностей детей влияет на формирование музыкального мышления: они готовы к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать, обобщать некоторые из них по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию).

Уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре—си первой октавы; налаживается вокально – слуховая координация.

Ребёнок начинает осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника).

Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.

Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.

Дети на шестом году жизни желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации исполнения, стремятся пополнять имеющийся запас игровых и танцевальных умений. Они легко ориентируются в пространстве помещения, довольно непринуждённо выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

Однако возможности детей этого возраста, безусловно, ещё несколько ограничены: в движениях не хватает пластики, полётности, выразительности. Физическое и психическое взросление влияют на музыкальность дошкольников: движения становятся более координированными, поведение более осмысленным и управляемым самим ребёнком. Должное развитие получают основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Этим объясняется готовность детей заниматься музицированием на инструментах.

В элементарных импровизациях на металлофоне наибольшего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача её удаётся им лишь в свободной импровизации.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинах, не соседствующих друг с другом, но находящихся рядом (через пластину). Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микро координации движения руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

Таким образом, дети в возрасте 5-6 лет, обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов; успешно осваивать далее певческую деятельность и музыкально - ритмические движения, музицировать на детских инструментах.

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы
(от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика возрастных возможностей музыкального развития детей  6-7 лет.

На седьмом году жизни ребёнок приобретает более глубокий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т.е. обладает заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у него имеется значительный объём музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов, избирательно относится к музыке, мотивирует свой выбор.

6-7 летние дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки, выявлять комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развивается музыкальное воображение и мышление. Ребёнок способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он может осваивать элементы музыкальной грамоты, имеет желание получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны. К этому возрасту у дошкольника достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, память, музыкальное мышление, как обобщённое качество музыкального восприятия, способность к творчеству. Поэтому, этим и объясняется успешность детей к восприятию музыки.

Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования у большинства детей уже сформированы музыкально – сенсорные способности, так как к 7 годам достигает определённой степени зрелости функция анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постоянным упражнением органов слуха.

На 7 году жизни ребёнок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности: повышается работоспособность нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом ( хотя вокальные связки сформируются только к 12годам, поэтому для ребёнка характерно хотя и негромкое, но звонкое и напевное пение. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до1-до2 (ре-2 проходящая), хотя по – прежнему дети различаются по типу певческого голоса- высокого или низкого.

Большинство ребят имеют большой запас песен, выделяют любимые, как правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни. Осознанно осваивают различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар.

В этом возрасте при эффективном педагогическом воздействии дети могут свободно овладеть культурой певческого исполнительства. При собранности внимания они способны чисто интонировать, но при малейшем отвлечении некоторые из них поют нечисто. Ритмический и динамический ансамбль почти всегда отличается слаженностью и не вызывает затруднения.

Дети могут самостоятельно петь по долгу, однако это не всегда желательно.

На 7 году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: внимание его становится более сконцентрированным, активизируется воображение и мышление. Он свободно ориентируется в пространстве.

В этом возрасте дети достигают кульминации развитии движений, в том числе и под музыку – движения делаются лёгкими, изящными, пластичными. У старших дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно.

В движениях под музыку дети легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а так же пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки.

К этому времени у ребят уже имеется большой объём музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, игр, плясок. Некоторые дети без напоминания со стороны взрослого стараются самостоятельно научиться новым движениям, добиваясь уверенного их исполнения, принципиально оценивают качество, как своих действий, так и движений сверстников; в играх, танцах прекрасно владеют чувством партнёра, стремятся согласованно двигаться в паре, в хороводе.

Ребёнок на 7 году жизни инициативен и активен как в музыкально – игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети способны подгруппой придумывать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

Интенсивное физическое и психическое развитие, достигнутые должного уровня музыкальные способности, старшие дошкольники имеют большие возможности для освоения самых различных детских музыкальных инструментов: металлофонов, арфах, детских аккордеонов, ударных инструментов.

С большой охотой дети играют в оркестре, могут самостоятельно (с косвенной помощью взрослого) разбираться и обсуждать партитуру пьес для оркестра, рассуждать о последовательности включения в исполнении различных групп инструментов.

Дети способны распознавать мелодические и ритмические особенности простых по музыкальной ткани пьес, проявлять усердие при освоении музыкального произведения, получают огромное удовольствие, испытывают чувство гордости от выразительной и слаженной игры в оркестре.

Дошкольники с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию, однако подбирать на слух могут лишь музыкально одарённые.

Планируемые результаты

У детей будет:


- Воспитано  ценностное отношение к произведениям искусства, представляющих культурный фонд, культурное наследие разных стран и времён, способствующее развитию и воспитанию личности
средствами искусства, активизации творческого потенциала, творческих способностей.
- Эмоциональная отзывчивость на
воспринимаемые произведения искусства, желание слушать музыку, рассматривать репродукции картин, откликаться на поэтические образы.

- Положительные эмоциональные реакции, а затем первоначальные словесные оценки, появятся любимые произведения, виды художественной деятельности.


Содержание программы кружка выстроено в соответствии с основными принципами дошкольного образования:

  1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  5. Сотрудничество с семьёй.
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования  (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.


2. Содержательный раздел    

Перспективное планирование работы кружка «Весёлые нотки» с детьми разновозрастной группы

Тема занятия

            Цель

Накопление музыкальных впечатлений

              Практика

1

2

3

4

5

1

2.

3.

4.

 1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4,5  

СЕНТЯБРЬ

«Что такое музыка?»

«Братцы Мажор и Минор»

«Клоун»

«Клоун»

«Осень»

ОКТЯБРЬ

«Осень»

«Осень»

«Сельский праздник»

«Сельский праздник»

НОЯБРЬ

«Сельский праздник»

«Весна и осень»

«Весна и осень»

Музыкальная игра – сказка «Пятеро из одного стручка»

ДЕКАБРЬ

Музыкальная игра – сказка «Пятеро из одного стручка»

Музыкальная игра – сказка «Пятеро из одного стручка»

Музыкальная игра – сказка «Пятеро из одного стручка»

Музыкальная игра – сказка «Пятеро из одного стручка»

Провести беседу, накапливать опыт творческих действий при восприятии музыки.

Развивать способности слышать и выражать в движении  смену настроений.

 

Вызывать зоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера. Выделять выразительные средства музыки.

Сопоставлять музыкальный, литературный и художественный образы

Вызывать эмоциональный отклик на музыку Чайковского, этюд Левитана, стихи А. Пушкина

Слышать красоту музыки, оттенки настроений, выбрать муз. пьесу для пейзажа.

Формировать тёплое, трепетное отношение к образам природы.

Развитие творческого слышания музыки, побуждение детей к оценке музыки, музыкально- двигательной активности.

Проявлять отношение к произведениям искусства в коллективном творчестве.

Формировать эстетический вкус, положительные эмоциональные реакции детей.

Сравнивать музыкальные произведения и картины художников, развивать «словарь эмоций», образную речь, интеллект.

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности (в рисунках).

Танцевать, передавая образы природы, характер своих героев. (Часть 1)

Танцевать, передавая образы природы, характер своих героев. Пробовать себя в передаче разных характеров и образов в творческом процессе их создания. (Часть 2)

Танцевать, произносить текст, передавая образы природы, характер своих героев. (Часть 1)

Танцевать, произносить текст,  передавая образы природы, характер своих героев. (Часть 2)

Озвучивание классической музыкой сказки Х.Г. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и создание на её основе театрализованной игры – сказки. (Части 1 и2 )

Слушание:

 «Колыбельная» В. Моцарт; «Марш» Д. Кабалевский

ИКТ : презентация

Прослушивание в процессе МДИ «Яблонька» (ИКТ) отрывков музыкальных пьес весёлого и грустного характера                                                     «Вальс – шутка» Д.Шостакович

 «Болезнь куклы» П. Чайковский

Прослушивание :

 «Петрушка» Э. Вилла - Лобос

 

«Петрушка» Э. Вилла - Лобос

Рассматривание костюмов клоунов и эскизов театральных костюмов художника  С. В. Чехонина. Фрагмент рассказа А. Чехова «Каштанка»

Слушание:

«Мелодия» П.И. Чайковский

Этюд И. Левитана «Осенние листья» «Осень» А.С. Пушкин

Слушание: «Сицилиана» А. Вивальди. Этюд И. Левитана «Осенние листья»

Слушание: «Мелодия» П.И. Чайковский,

«Сицилиана» А. Вивальди, «Опавшие листья» Ж.Косма.

Стихотворение Ю.Копатова «Листопад»

Слушание:

«Камаринская» П. И. Чайковский

«Русская» из балета «Петрушка» И. Стравинского, видеозаписи.

Текст р.н.п. Ах вы, сени мои, сени»

Слушание:

«Камаринская» П. И. Чайковский

«Русская» из балета «Петрушка» И. Стравинского.

Репродукция картины Б. Кустодиева «Деревенский праздник»

«Камаринская» П. И. Чайковский

«Русская» из балета «Петрушка» И. Стравинского.

Репродукции картин: «Ранняя весна» К. Крыжицкий, «Золотая осень» И. Остроухов. «Ноктюрн» Э.Грига и «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

«Ноктюрн» Э.Грига и «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке». Л. Бетховен. Финал концерта для ф-но с оркестром№5. М. Глинка «Арогонская хота». Ф.Шопен. Этюд соч.25, №5 (фрагменты)

Р. Шуман «Ночью»; Г. Свиридов «Весна»; Р.Шуман «Вечером»; Л. Бетховен. Соната №17, ч.3; С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини», ср. часть (фрагменты)

М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке». Л. Бетховен. Финал концерта для ф-но с оркестром№5. М. Глинка «Арогонская хота». Ф.Шопен. Этюд соч.25, №5 (фрагменты)

Р. Шуман «Ночью»; Г. Свиридов «Весна»; Р.Шуман «Вечером»; Л. Бетховен. Соната №17, ч.3; С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини», ср. часть (фрагменты)

М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке». Л. Бетховен. Финал концерта для ф-но с оркестром№5. М. Глинка «Арогонская хота». Ф.Шопен. Этюд соч.25, №5 (фрагменты)

Р. Шуман «Ночью»; Г. Свиридов «Весна»; Р.Шуман «Вечером»; Л. Бетховен. Соната №17, ч.3; С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини», ср. часть (фрагменты)

Передавать движениями рук характер мелодии, рисовать карандашами плавные линии или отрывистые штрихи, точки.

Иллюстрации (весёлый и грустный мальчики). Психогимнастические этюды:    «Вкусные конфеты», «Золушка».

Рисование клоуна по контуру. Физкульминутка. Игра «Пылесос»

Раскрашивание костюма клоуна яркими, сочными цветами, как захочется.

Танцевальная импровизация с предметами. Рисование разных осенних листьев.

Закрашивание осенних листьев.

Танцевальная фантазия на музыку Ж.Косма «Опавшие листья». Рисование кленовых листьев.

МДИ «Корзинка», свободная пляска под р.н.м.

Украсить платок узорами с помощью трафарета.

Украсить платок узорами, русские народные игры с платками.

Выбрать, какая музыкальная пьеса близка по настроению  картине «Ранняя весна» К. Крыжицкого, а какая  - картине «Золотая осень» И. Остроухова.

Рисование двух яблонь (весною и осенью). Оценить получившиеся работы. Р.н.и. «Ручеёк».

Танцевальная импровизация солнца и дождинок, мальчика и горошин. Произношение текста музыкальным руководителем, воспитателем.

Танцевальная импровизация вьюги, весны, девочки, мамы, солнца и ветра. Произношение текста муз. руководителем, воспитателем.

Танцевальные импровизации, произношение текста педагогом (ведущий) и детьми.

Танцевальные импровизации, произношение текста педагогом (ведущий) и детьми.

Танцевальные импровизации, текст, оформление сказки.

                                  

Тема занятия

Цель

Накопление музыкальных впечатлений

Практика

1.

ЯНВАРЬ

Снегурочка

Познакомить детей с литературным и музыкальным образами Снегурочки

«Русский танец» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»; «Вальс» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро». Стихотворение О.А. Беляевской «Снегурочка»

Отобрать музыкальные инструменты для изображения сказочного, ледяного мира, в котором живёт Снегурочка. Объяснить свой выбор и озвучить.

2.

Снегурочка

Познакомить детей с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Сравнить картину с музыкальным произведением.

«Русский танец» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро» (слушание).

Музицирование на музыкальных инструментах, передающих зимний сказочный мир.

3.

Снегурочка

Развивать музыкальное восприятие детей, используя метод сравнения.

«Русский танец» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»; «Вальс» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Объяснить, какое из предложенных музыкальных произведений П.И. Чайковского понравилось больше и почему. Предложить нарисовать Снегурочку – внучку Деда Мороза схематично. Показ образца.

 

1.

ФЕВРАЛЬ

Снегурочка

Разукрасить изображение  Снегурочки.

«Вальс» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Танцевальная импровизация (снежинки танцуют) на музыку П.И. Чайковского «Вальс» из балета «Лебединое озеро». Выставка детских рисунков.

2.

Жар - птица

Познакомить детей с литературным и музыкальным образами Жар - птицы

 «Былина о птицах» А. Лядов; «Вальс» М. Равель.

«Конёк – Горбунок» П.П. Ершов (отрывок из сказки).

Придумать свою сказку о волшебной птице. Как они могут помочь человеку?

3.

Жар - птица

Побуждать ребёнка к созданию своего образа в рисунке, проявлять самостоятельность

«Былина о птицах» А. Лядов; «Вальс» М. Равель.

Создать образ Жар – птицы, используя незаконченный рисунок.

 

4.

Красавица Весна

Знакомить детей с шедеврами изобразительного и музыкального искусства

Фрагмент первой части концерта А. Вивальди «Весна»; «Песня без слов» Ф. Мендельсона

Потанцевать, покружиться под музыку Ф. Мендельсона, передавая её характер. Взять в руки блестящие султанчики, изображая брызги дождя.

1.

МАРТ

Красавица Весна

Сравнивать музыкальные произведения А. Вивальди и Ф. Мендельсона

Фрагмент первой части концерта А. Вивальди «Весна»; «Песня без слов» Ф. Мендельсона.

Выбрать, какое из прослушанных музыкальных произведений больше подходит к образу девушки – Весны на репродукции. Объяснить свой выбор. Танцевальная импровизация.

2.

Красавица Весна

Побуждать к выражению своих впечатлений  в творческой деятельности под воздействием художественных впечатлений от разных видов искусства (поэзии, музыки, репродукции картины)

Фрагмент первой части концерта А. Вивальди «Весна»; «Песня без слов» Ф. Мендельсона.

А.А. Фет «Уж верба вся пушистая…»

Рисуем портрет Весны (по плечи). Музыка звучит фоном в процессе рисования. Можно добавить цветы, бабочки. Фантазировать!

3.

Белая берёза

Обогащать словарь детей образной речью, включающей метафоры, поэтические сравнения. Расширять «словарь эмоций»

А. Лядов:  хороводная мелодия «Коляда – Маляда, плясовая «Я с комариком плясала».

Стих «Берёза моя, берёзонька» р.н.п., обр. К.Д. Ушинского

Беседа с детьми у репродукции картины И.И. Шишкина «Берёзовая роща».

Игра «Собери слова в корзинку»

4.

Белая берёза

Развивать воображение, творческую активность. Закреплять понятия: ОРНИ, дирижёр. Повторить названия русских народных инструментов: домра, балалайка, баян, бубен, гусли…

А. Лядов:  хороводная мелодия «Коляда – Маляда», плясовая «Я с комариком плясала».

Слушание музыки, просмотр видеозаписи ОРНИ

Этюды: гуляем по лесу, собираем цветы для венка, плетём венок. Представляем себя комаром, затем пляшущими девочками и мальчиками. Игра «Узнай и назови инструменты ОРНИ»

5.  

Белая берёза

Рисовать берёзку. Воспитывать чувство прекрасного: видеть красоту природы, слышать красоту музыки.

А. Лядов:  хороводная мелодия «Коляда – Маляда», плясовая «Я с комариком плясала».

Изобразить берёзу на страничке для творчества. Начнём со ствола (внизу он шире, а к макушке – тоньше), ветки очень гибкие, дугообразные. Листочки рисуем приёмом «тычок» или всю крону целиком.

АПРЕЛЬ

Среди волн

Учить различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Этюд – картина С. Рахманинова до – диез минор, соч. 33;

«Море и Синдбадов корабль» Н. Римский – Корсаков из симфонической сюиты «Шехерезада»

С помощью ткани голубого, синего, фиолетового, зелёного цветов изобразить переливы морских волн, передавая характер бурлящего, разбушевавшего моря.

2.

3.

Среди волн

Среди волн

Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, настроение)

Вызывать эмоциональный отклик на картину И.К. Айвазовского «Среди волн» и музыку бурного, грозного, устрашающего характера.

Этюд – картина С. Рахманинова до – диез минор, соч. 33;

«Море и Синдбадов корабль» Н. Римский – Корсаков из симфонической сюиты «Шехерезада»

Этюд – картина С. Рахманинова до – диез минор, соч. 33;

«Море и Синдбадов корабль» Н. Римский – Корсаков из симфонической сюиты «Шехерезада».

Слушать стихотворение А.М. Гмырёва «В море».

Фонопедические упражнения для голоса «Волна», «Страшнвя сказка».

Рассмотреть с детьми репродукцию картины И.К. Айвазовского «Среди волн». Изобразить морские волны акварелью голубых, зелёных, фиолетовых и серых цветов. Можно использовать технику «по мокрому листу».

4.

Слон

Учить различать изобразительность в музыке, тембры музыкальных инструментов, создающие образ на примере нескольких пьес композитора К. Сен - Санса

«Слон» К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»

Музыкальные загадки: отгадать, портрет какого животного рисует музыка. На каких музыкальных инструментах можно сыграть танец неуклюжего слона. СИзобразить, как танцует слон медленный вальс.

МАЙ

Слон

Стимулировать творческие проявления в  изображениях узоров на слонах.

«Арабский танец» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Видео Фестиваля слонов.

Рассказ музыкального руководителя о Фестивале слонов в Индии. Рассматривание репродукции картины «Слон».

Украсить своими узорами слона.

Настроение

Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие к речевым.

Ноктюрн си – бемоль минор Ф. Шопен; «Шутка» А. Корелли

Репродукции картин «Ирисы в саду» К. Моне и «Осенний пейзаж в сумерках» В. Ван Гог

Определить настроения, выраженные в музыке. Передать характер музыки в танцевальных импровизациях. Выбрать цветовую гамму и нарисовать абстрактные рисунки в соответствии с характером музыки.

Настроение

Совершить путешествие в мир музыки и живописи с помощью выставки «Ребёнок в мире прекрасного».

Звучит знакомая классическая музыка по желанию детей

Дети рассматривают работы знаменитых художников, свои рисунки на фоне замечательных образцов классической музыки.

                                                                                 

                                                                               

3. Организационный раздел

Условия реализации                                                                                                                                    Для успешной реализации программы кружка «Музыкальная шкатулка» должны быть обеспечены  психолого – педагогические условия, которые гарантируют охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:

1.Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.Использование в образовательной деятельности  форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям.

3.Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия с    детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4.Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности.

5.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

6.Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7.Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

8.Поддержка  родителей  (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную среду музыкального кружка.

Для того, чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, необходимо:                                                                                                                                                                      - планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;

- создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий;

- оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;

- предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;

- поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

- создать образовательную среду.

Материально – технические условия

1. Пианино электронное;

2. Детские музыкальные инструменты;

3. Портреты русских и зарубежных композиторов;

4. Демонстрационные картины по содержанию музыки;

5. Картинки с изображением музыкальных инструментов;

6. Музыкально-дидактические пособия;

7. Атрибуты для музыкально-ритмических упражнений и творческих танцев;

8. Видеозаписи концертов, балетов, мультфильмов;

10. Музыкальный центр (аудиоаппаратура, CD, MP3);

11. Экран-медиа, видеопроектор;

12. Аудиокомплект к программе «Музыкальные шедевры» 10 CD;

13. Аудиокомплект к программе «Ребёнок в мире прекрасного»

13. Учебно-методический комплект программы;

Программное обеспечение:

Литература:

  1.  Программа художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста «Ребёнок в мире прекрасного» (О.П. Радынова. - М: ООО Русское слово- учебник, 2021.
  2. Слушаем и рисуем музыку: развивающий альбом для занятий с детьми 5-6 лет (О.П. Радынова, Н.В. Барышева, Ю.В. Панова. – М.: ООО Русское слово- учебник, 2020.
  3. Слушаем и рисуем музыку: развивающий альбом для занятий с детьми 6 -7 лет (О.П. Радынова, Н.В. Барышева, Ю.В. Панова. – М.: ООО Русское слово- учебник, 2020.
  4. Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду: методическое пособие (О.П. Радынова, Н.В. Барышева, Ю.В. Панова. – 2 изд. - М.: ООО Русское слово- учебник, 2021.

Режим работы:

Временная продолжительность усвоения программы: 1 год – разновозрастная группа.

Занятия кружка проводятся еженедельно (четверг) длительностью 25 – 30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-календарное планирование работы кружка "Весёлые нотки" для детей старшей группы с ОНР

Вокальный кружок "весёлые нотки" направлен на развитие музыкально-эстетического вкуса и музыкальных способностей детей....

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет

Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Конспект НОД вокального кружка "Весёлые нотки" для детей 6-7 лет "Летнее путешествие с пчёлкой Майей"

Конспект вокального занятия с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"

Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...

План работы кружка "Весёлые нотки" для детей 5-6 лет (старшая группа) на 2020-2021 учебный год

План работы кружка "Весёлые нотки" для детей 5-6 лет (старшая группа) на 2020-2021 учебный год...