Проект
проект

Лаврова Ирина Алексеевна
Целью данного проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Колосок»

Автор:

Воспитатель                                                                                                                                        

Старший воспитатель

Лаврова Ирина Алексеевна

3

2019г.

Паспорт проекта

« Мукосолька»

Проект

Познавательно – творческий проект

Тип проекта

Долгосрочный

Автор проекта

Воспитатель: Колесова Татьяна Сергеевна

Участники

Дети, воспитатель, родители

Гипотеза

Занятие тестопластикой способствует развитию воображение, фантазии, развитию мелкой моторики рук

Цель

Содействие формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста.

Задачи

- Обеспечение необходимых организационных и программно- методических условий для развития креативности каждого ребёнка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.

2. Способствовать восприятию формы, фактуры, цвета, материала и традиционной и нетрадиционной технике лепки. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.

3. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.

4. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду.

5. Обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка и формирования его креативности.

Этапы проекта

I этап

Подготовительный:

1. Создание развивающей среды.

2. Составление плана проекта, разработка конспектов НОД.

3. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам художественно-эстетического развития детей.

II этап

Основной (практический)

1. Рассказ об истории возникновения тестопластики.

4. Проведение с детьми НОД на тему « Подарок для мамы»

5. Просмотр презентаций для детей «Волшебное тесто».

6. Беседа на тему, «Какие машины помогают людям выращивать хлеб?»

7. Экскурсия на кухню в детском саду – наблюдение за тем, как и где, выпекаются булочки для детей.

8. Опытно – экспериментальная деятельность – «Как превратить муку в тесто?»

9. Художественное творчество – лепка изделий из солёного теста.

III этап

Заключительный

Изготовление детьми из солёного теста атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Кондитерская»,«Магазин», овощей, фруктов, фигурки животных. Подарков для родителей и сотрудников детского сада.

Принципы проекта:

1. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о тестопластике с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

2. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание разных видов деятельности.

3. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, организация творческой выставки поделок из солёного теста, мультимедийная презентация.

Содержание реализации проекта:

Интеграция образовательных областей:

«Познание»:

1. развитие познавательно – исследовательской деятельности;

2. рассматривание иллюстраций, поделок из теста;

3. тематические НОД, беседы.

«Социально-коммуникативное развитие

1. игры драматизации;

2. изготовление и выставка поделок детских работ.

3. использование различных атрибутов из теста при воспроизведении сказок, игр

«Художественное – эстетическое развитие

1. тематические НОД;

2. лепка героев сказок

3. лепка атрибутов в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Кондитерская»

4. изготовление цветов, животных;

5. раскрашивание поделок.

6. прослушивание песен и стихов о хлебе,

7 Знакомство и чтение сказок: «Гуси лебеди»«Колосок» и д. р.

8. Музыкальное сопровождение НОД.

«Речевое развитие»

1. Рассматривание наглядных материалов и пособий, развития образного восприятия:

2. Папка с иллюстрациями «Волшебное тесто»;

3. Драматизация сказки «Колобок»

Предполагаемый результат:

В результате внедрения данного проекта:

  • расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
  • высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности;
  • малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;
  • получение возможности фантазировать, изобретать;
  • творческое самовыражение воспитанников;
  • повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;
  • интерес данной технологией педагогами ДОУ.

Работа сродителями:

Цель: Показать родителям значение труда с соленым тестом для всестороннего развития ребенка, раскрыть родителям содержание тестопластики и информировать родителей об элементарных умениях работы с соленым тестом.

-консультации;

-индивидуальные беседы;

-совместное развлечение с элементами тестопластики

Информационный ресурс:

-использование ИКТ

-обмен опытом работы (консультации, выставки и т. д.)

-изучение методической литературы

Продукт проектной деятельности детей:

  • создание атрибутов сюжетно-ролевой игр «Магазин»«Кондитерская», (овощей и фруктов, пирожных и печенья);
  • создание сюжетных картин детьми и родителями;
  • выставки творческих работ;
  • рекомендации дляродителей по работе с соленым тестом в семье;
  • рекомендации для воспитателей по организации продуктивной творческой деятельности по данной теме.

Новизна:

Лепка из соленого теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.

Аннотация проекта

Целью данного проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников.

  Данный проект необходим детям дошкольного возраста, педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем, связанных с развитием у ребёнка функций руки и творческого самовыражения.

Проект будет реализовываться через вовлечение детей и родителей  в систему совместных занятий и мероприятий.

В результате реализации проекта педагогом будет обоснована эффективность работы с солёным тестом, а воспитанники получат навыки, позволяющие успешно развить зрительное восприятие и произвольное внимание.

    Размышляя на эту тему, заинтересовалась оригинальным видом декоративно – прикладного искусства – пластикой из солёного теста, способствующей развитию мелкой моторики и творческих способностей детей.

     В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» видный учёный Ш.А. Амонашвили писал, что «… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить!»

Актуальность проекта

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  • Легко отмывается и не оставляет следов.
  • Безопасно при попадании в рот.
  • Не липнет к рукам при лепке.
  • Можно сушить на воздухе.
  • Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  • Если покрыть лаком - сохранится на века.
  • С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
  • Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.        

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • Развивает творчество ребенка.

Тестопластика выполняет следующие функции:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Методические рекомендации по организации игр-занятий:

При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Методические приемы:

• показ технологических приемов.

• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

• игровые приемы (приход героя и др.).

• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

создание проблемных ситуаций.

Дидактический материал:

• аудиозаписи, видео, презентации.

• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

Техническое оснащение:

• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).

• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).

Стратегия достижения поставленных задач

Подготовительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта

ДОУ

Июль – сентябрь

Воспитатель

Составление картотеки игр с тестом, направленных на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки

ДОУ

Август – декабрь

Воспитатель, родители

Разработка перспективного планирования

ДОУ

Август – сентябрь

Воспитатель

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем

ДОУ

На протяжении всего проекта

Воспитатель, дети

Проведение консультаций для родителей «Солёное тесто – экологически чистый материал», «Польза игр с солёным тестом для подготовки руки к письму»

ДОУ

Сентябрь – ноябрь

Воспитатель, родители

Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей

ДОУ

Январь – март

Воспитатель, родители

Проведение открытого занятия «Знакомство с человечком из теста»

ДОУ

Февраль

Воспитатель

Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»

ДОУ

Март

Родители, старший воспитатель

Участие в конкурсе «Творим из теста»

ДОУ

Апрель

Воспитатель, родители, старший воспитатель

Создание картин для украшения помещений ДОУ совместно с родителями

ДОУ

Ноябрь – май

 Воспитатель, старший воспитатель

Создание фотовыставки «Развитие творческих способностей и мелкой моторики руки у детей посредством тестопластики»

ДОУ

Март

Воспитатель

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Сроки

Ответственный

Наблюдение за работой детей по изготовлению поделок из солёного теста

ДОУ, группа

Сентябрь – май

Воспитатель

Беседы на тему «Играем с тестом»

ДОУ

Март

Воспитатель

Проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей

ДОУ

Май

Педагог-психолог

Анализ участия родителей в проекте

ДОУ

Май

Воспитатель,

Составление отчёта о работе над данным проектом

ДОУ

Май – июнь

 родители

Презентация проекта, выступление на педагогическом совете

ДОУ

Май

Воспитатель

Оценка проекта

Оценка эффективности проделанной работы будет проводиться по завершению проекта.

Нами запланировано провести оценку по двум направлениям: дети и родители.

Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работой будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, участия родителей в совместных занятиях с детьми. Анкета прилагается.

Оценка включённости детей, их активности, удовлетворённости от участия в играх с солёным тестом и запланированных мероприятиях ДОУ  будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а также по проведённой диагностике.

По окончании проекта нами будет составлен отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...