Из опыта работы воспитателя
статья (старшая группа)

Архипова Татьяна Юрьевна

Выдержки из моего личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhipova_seminar1.docx18.44 КБ
Файл arhipova_konferentsiya2.docx17.94 КБ
Файл statya.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Архипова Татьяна Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №38 Невского района

Г. Санкт-Петербурга  

Тема: Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы).

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.

Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится в ДОУ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Приведем некоторые варианты здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы педагогами и воспитателями в своей работе с детьми:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная , упражнения на расслабление по контрасту с напряжением);
  1. Технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);
  1. Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).

Эти способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе (хотя уже есть предпосылки к этой тенденции), но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей.

Основные составляющие этой системы:

Организация рационального двигательного режима воспитанников.

Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.

Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать основные принципы.

Принципы здоровьесберегающих технологий  - основные идеи, на которых базируются здоровьесберегающие педагогические технологии:

-сохранения здоровья и увеличения его резервов;

-полезности;

-приоритета действенной заботы о здоровье субъектов педагогического процесса - детей и педагогов;

- целостного представления о здоровье;

- непрерывности и преемственности;

- комплексного использования технологий в педагогическом процессе.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).

В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Используется в процессе образовательной деятельности, в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Скороговорки.

Музыкальные.

После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.

Речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (. Проводится как часть образовательной деятельности.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Выполняя упражнения, дошкольники учатся снимать мышечное напряжение, овладевать навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, испытывают разнообразные мышечные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего); учатся направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, различать и сравнивать их.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.



Предварительный просмотр:

 Архипова Татьяна Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №38 Невского района

Г. Санкт-Петербурга  

Тема: Современные технологии развития речи детей старшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)

Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом. Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности   человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространёнными становятся следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Все это делает проблему развития речи детей дошкольного возраста актуальной.

 Цель проделанной работы – развить речь дошкольников через применение современных технологий речевого развития.

 Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

•  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО в моей работе с дошкольниками становятся следующие:

• моделирование;

•  мнемотехника;

• технология обучения детей составлению сравнений;

• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

• рассказы детей из опыта;

• творческое рассказывание.

 Технологии речевого развития в моей работе:

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника - основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.

     В работе по развитию образной речи я использовала технологию модели составления сравнений, где сначала мы совместно с дошкольниками называли какой- либо объект, обозначали его признак, определяли значение этого признака, а затем сравнивали данное значение со значением признака в другом объекте. После чего дошкольники самостоятельного сравнивали предметы по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

    Как наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей, мы использовали метод сказкотерапии. Для этого мы использовали такие приемы, как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок), «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель), «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад), «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

      Для формирования связной речи, мы выполняли работу по обучению творческого рассказывания. Мы использовали три категории рассказов:

1.Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Применяя технологию рассказа по картинке, мы учили дошкольников составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец. 

      Не менее важной технологией в развитии речи дошкольников стал и метод рассказа детей из опыта на такие темы, как «Как провели выходные дни» или «Что видели по дороге в детский сад», «Как мы провели праздники», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне».

 Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, в частности нашего учреждения. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в детском саду по развитию речи на осеннюю тему

Назначение: информационно-познавательная статья-консультация для родителей.
Цель: познакомить родителей с приемами развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи: познакомить родителей с простыми упражнениями по коррекции речевых нарушений.

Уважаемые родители!
Наступила осень, начался новый учебный год. Это время переживаний и смятений у детей и родителей. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникшими сложными задачами, нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Проблема речевого развития и речевого воспитании одна из важных и значимых в формировании личности ребенка. Что же следует сделать, чтобы речь ребенка развилась правильно, вовремя, что бы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих?

Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в не дома (в детском саду, в школе) первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. Семья играет главную роль в жизни ребенка. В силу занятости родителей и невозможности (не компетентность в данном вопросе, отсутствие опыта или не желание) заниматься с ребенком (разговаривать, читать книги, играть в настольные и подвижные игры) я предлагаю Вашему рассмотрению ряд речевых игр на осеннюю тематику, которыми Вы можете воспользоваться по дороге в детский сад или школу, на прогулке или просто, когда есть свободная минутка в ожидании транспорта на остановке:
Речевая игра «Назови ласково»
Цель: научить ребенка изменять существительные с помощью суффексов.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку слова, которые отвечают на вопрос «кто?» или «что?», ребенок изменяет слово, произносит его ласково. Н-р: птица-птичка, лист- листочек, и т.д.

Речевая игра «Один и много»
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе ребёнок должен назвать множественное число данного слова.
Н-р: птица-птицы, лист- листья, и т.д.

Речевая игра «Подбери словечко»
Цель: расширить словарный запас ребенка, развить умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры:
Вариант 1. Взрослый предлагает ребенку существительное, а ребенок подбирает прилагательные к этому слову.
Н-р: лист- красный, желтый, сухой, гладкий,…
Вариант 2. Взрослый предлагает ребенку прилагательное, а ребенок подбирает существительные к этому слову.
Н-р, свежий- ветер, воздух,…

Речевая игра «Посчитай»
Цель: научить ребенка согласовывать числительные с существительными.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку посчитать увиденные или воображаемые предметы, согласовывая числительные с существительными.
Н-р, Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов.

Из многолетнего опыта работы с детьми и результатов наблюдений, различных диагностик, проводимых мной с родителями и детьми подготовительных групп детских садов и начальной школы, могу с уверенностью сказать, что используя данные игры на осеннюю тематику Вы расширите словарный запас вашего ребенка. У детей повысится:
• уровень понимания речи,
• активизируются средства общения,
• словарный запас станет шире и богаче,
• развиваются навыки связной речи.

Использование игр, развивающих словарь ребенка в соответствии с временем года, является эффективным средством развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по теме "Откуда хлеб на стол пришел" в работе с родителями(из опыта работы воспитателя Гутовой Т.С.)

Мы посмотрели мультфильм «Хлеб». После просмотра дети стали задавать вопросы: Какой он? Зачем? Из чего его делают? Где берут? Для родителей мы повесили информацию о начале проекта, о сроках его р...

Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями».

Консультация для воспитателей   Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы  «Взаимодействие воспитателей с родителями»....

Статья по теме: "Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе" (из опыта работы воспитателя)

Опыт работы воспитателя по подготовке старших дошкольников к дальнейшему обучению в школе....

Презентация опыта работы воспитателя Габовой Юлии Михайловны на конкурс "Воспитатель года"

Презентация опыта работы воспитателяГабовой Юлии МихайловныНи для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы ис...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...