«О важности духовно-нравственного воспитания»
статья (старшая группа)

Уланова Ольга Александровна

В последние десятилетия в нашей стране произошло много перемен, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vazhnoti_duh-nrav.vosp_.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №140  комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

 «Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников
в контексте ФГОС ДО»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ


 «О важности духовно-нравственного воспитания»

                                    Выполнила: Уланова Ольга Александровна

г.Санкт – Петербург

2021год


О важности духовно-нравственного воспитания

Золотое правило во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12)

В последние десятилетия в нашей стране произошло много перемен, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютер. В жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок и герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Не редки случаи, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Смещены акценты в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Чему отдать предпочтение: обучению или воспитанию? Что важнее для ребенка в современном информационном XXI веке? Знание или духовность?

Конечно, не может быть однозначного ответа.

Есть такая притча: «Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу: "Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

как ученые инженеры строят газовые камеры;

 как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев;

как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...

Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ"!

О важности воспитательного элемента в обучении говорят многие святые отцы и православные педагоги. По словам свт. Феофана Затворника, «плодотворно только то образование, которое развивает не один ум, а главным образом облагораживает сердце».

«Образование без воспитания не формирует молодого человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный — и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации», - пишет замечательный русский философ Иван Ильин.

Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем.

В детстве, – писал В.А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно. Останется по выражению В.А. Сухомлинского «память сердца».

В результате воспитания должно происходить возрастание - интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное, и в такой обстановке духовно-нравственное возрождение России приобретает особое значение. Человек должен расти. Духовно-нравственное возрождение России будет осуществлено трудами и сердечной любовью порядочных людей, носителей истинной нравственной культуры. Естественно, это все отразится на государстве, потому что обновленный, возрожденный человек будет другим — это будет

  • совестливый врач, который добросовестно, с душой лечит пациентов;  
  • честный чиновник, вкладывающий все силы и умение в государственные дела;
  • верующий педагог, воспитывающий новое поколение граждан;
  • добросовестный строитель, который не будет воровать песок и асфальт, предназначенные для нового шоссе. Духовность общества будет влиять на все сферы жизни государства, пронизывать и общественную, и политическую жизнь страны.

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества.

Наше российское общество сейчас очень разнородно и противоречиво. Наступило рубежное время, когда России нужно найти свое лицо и свой самобытный путь. Несомненно, народу нужны декларируемые государством ценности и законы, которые бы были жизненны и выдержали проверку доверием народа. А для этого, безусловно, нужен кропотливый, честный, самоотверженный совместный труд представителей государственной власти и интеллигенции.

В декабре 2012 г. был принят новый федеральный закон «Об образовании» №273-ФЗ. Статья 87[1] закона  явилась очень важным шагом со стороны государства. Впервые на законодательном уровне закреплена возможность духовно-нравственного воспитания, как в школе, так и в детском саду. Другим основополагающим документом является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, согласно которому воспитательная среда будет строиться вокруг ребёнка.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Как же разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? Если с понятием «нравственность» дело обстоит сносно – большинство все-таки понимает, что речь идет о внешних проявлениях человека, т.е. о его поведении, то с понятием «духовность» ситуация тяжелее.

Представьте себе двух людей, положительно схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как всячески положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, но оба известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, включенностью в других). Одним словом, обоих персонажей можно характеризовать как людей моральных, положительно нравственных.

Но все же между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются в первую очередь помыслов этих людей. Разберемся подробно.

Итак, персонаж № 1 Он не поступает дурно и занимается благотворительностью только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным — естественное, каждодневное, привычное состояние, ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него и в мыслях не возникает иная модель поведения. Его помыслы чисты, а поведение  нравственно.

По-иному обстоит дело с персонажем № 2. Он при всей его внешней положительности совершает добродетели из корыстных побуждений. Например, чтобы его избрали депутатом. Его помыслы корыстны и расчетливы, а поведение нравственно.

Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в голове? Так кто же туда «заглянет»! А сами они уж точно не признаются: первый — по своей скромности, второй — по расчетливости. Кто же  признается в собственной корысти!

А если на примере детей, то: разбил ребенок любимую мамину вазу и просит слезно прощение – поступает нравственно, но один искренне раскаивается и переживает, что огорчил маму, а другой – лишь бы не попало.

Таким образом, нравственность определяется качеством поведения человека, а духовность — качеством помыслов, стремлений человека. Духовное воспитание - это воспитание помыслов, а нравственное поступков. 

Добиться нравственного поведения по большому счету не очень сложно. Для этого существует два способа — кнут (запугать, запереть, наказать, т.e. лишить возможности поступать плохо) и пряник (задобрить, подкупить, договориться, т.е. сделать невыгодным совершать плохой поступок). Но эти пороки тут же начинают выходить наружу, как только исчезает кнут или пряник.

Воспитать духовно-нравственные качества в ребенке непросто. Не придуманы еще тренажеры для «тренировки» честности, отзывчивости бессмысленно ставить «двойки» за грубость и предательство. Все это относится к внутренней, невидимой жизни души ребенка и труднее всего поддается контролю извне.

В педагогике четко определены требования к ребенку каждого возраста: что он может, а что ему недоступно. Это естественно для интеллектуального и физического развития, но совершенно не касается эмоционального, душевного, духовного уровней. А именно они определяют и самосознание, и будущий потенциал интеллектуального роста.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы его воспитанник не только не делал дурного, но и в том, чтобы ему это и в голову не приходило. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Безусловно, что они связаны между собой. И связаны они иерархически — духовное определяет нравственное.

История России тесно переплетена с историей Русской Православной Церкви, без знания которой трудно или подчас невозможно понять истинные причины многих исторических событий и мотивацию поступков тех или иных государственных деятелей. Поэтому о православной культуре говорить нужно, но говорить об этом нужно с точки зрения культуры России, таким образом знакомить детей с православием.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях русской культуры.

Задачи:

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей.

Работая  детьми дошкольного возраста, свою работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо  вести по трем направлениям:

1.        самообразование;

2.        взаимодействие с родителями;

3.        совместная деятельность с детьми.

Самообразование осуществляется как в коллективных, так и в индивидуальных формах:

  • семинары;
  • изучение передового опыта и литературы.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью духовно-нравственного процесса в ДОУ. Формы сотрудничества помогут педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • родительские собрания;
  • папки-передвижки (Беседы о воспитании);
  • книги о православном воспитании детей;
  • книги о духовно-нравственном воспитании;
  • выставки семейного творчества;
  • совместные праздники.

Совместная деятельность с детьми:

  • праздники; ( Рождество, Пасха, Мамин день, С любовью к Родине,..)
  • чтение русских народных потешек, песенок, сказок, христианских сказок;
  • беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»)
  • слушание аудиозаписей потешек, песенок, сказок, христианских сказок;
  • рассматривание книжных иллюстраций и семейных фотографий;
  • продуктивная деятельность.

В работе были использованы выдержки:

  1. из доклада Антипенко Юлии Товьевны, директора Духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского на Первом Петербургском Молодежном Патриотическом форуме;
  2. из статьи «Как разобраться воспитателю о духовном и нравственном» Остапенко Андрея Александровича, доктора педагогических наук, профессора Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской Духовной Академии;
  3. из учебника Дивногорцевой Светланы Юрьевны «Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 частях, ч.1». Издательство: Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

[1] Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Важность духовно–нравственного воспитания

Важность духовно–нравственного воспитания...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...