Картотека "Осенняя пора, очей очарованье"
картотека (подготовительная группа)

Соколова Наталья Ивановна

Картотека "Осенняя пора, очей очарованье" будет полезна воспитателям подготовительных групп, поможет закрепить с детьми знания об изменениях, происходящих в природе осенью, поможет расширить  и углубить знания детей по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_pora_ochey_ocharovane.docx222.02 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/7c916a0b-db95-47f0-9383-e10580b8d9b7/s1200

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры.

ФИЗМИНУТКА

«Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,      

(Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть      

(Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.        

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

«Ходит осень»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем
(наклоны вперёд)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад!

(Прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Ветер»
Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:                                   

(Плавные волнообразные движения ладонями)                       

Вот  дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот  берёзки золотой,

(Загибают пальчики на обеих руках)

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку. (Укладывают ладони на стол)                                       

 «Осень»

Осень, осень, (Трём ладошки друг о друга)

Приходи! (По очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, (Трём ладошки друг о друга)

Погляди! (Положить ладошки на щёки)

Листья жёлтые кружатся, (Движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. (Поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (По очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует всё сильнее. (Разводим руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,

(Скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится.

(Стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем («Одеваем» одежду)

И ботинки обуваем. (Постучать ногами)

Знаем месяцы: (Похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь.

(Кулак, ребро, ладонь)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Осень»        

1.Упражнение на дыхание: «Дождик»

И.п.: о.с. 1 – попеременно выставлять прямые руки вперед  – «ловить капли» (вдох);

2 – на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»;

3 – попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловят капли» (вдох);

4 – на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3–4 раза.

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи – ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать – массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение «Чашечка»), отправился в лес.

По дороге в лес увидел «Ручеёк» – холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком). Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов.

Упражнение «Грибок» – широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.

Упражнение «Моторчик» – во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолёт. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

«Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нём много сказок и чудес!

(Круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб, 

(Движения глазами влево-вправо)

Дятел  сверху тук да тук.

(Движения глазами вверх-вниз)

Глазки ты закрой-открой

(Открыть, закрыть глаза)

И скорей бегом домой!

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять.                 

(Шагают на месте)

Грибы-ягоды искать.

Как прекрасен этот лес!

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,  (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне,  (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит,  (смотрят вверх)

Ёжик под кустом шуршит, (смотрят вниз)

Слева ель растет - старушка, (смотрят влево)

Справа сосенки - подружки.   (Смотрят вправо)

Где вы, ягоды, ау! (Повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (Влево - вправо, вверх – вниз)

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Ветер»

Дети озвучивают выдох на звук [у], произнося то громче, то тише, в соответствии с жестом воспитателя.

 «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу.

(Руки опущены, ноги расставлены, вдох через нос)

Лечу, куда хочу.

Хочу налево посвищу.

(Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо.

(Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх.

(Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака.

(Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю.

(Круговые движения руками)

«Ветер качает деревья»

Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе [у], раскачиваются вправо и влево.

«Осенние листочки»

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Выдох спокойный, ненапряжённый.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Осень». Выражение эмоционального и психофизического состояния

Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый день.

Образные перевоплощения

Какой вы себе представляете Осень?

Изобразите раннюю и позднюю осень.

Изобразите птиц, улетающих в тёплые края.

Изобразите животных, готовящихся к зиме.

Изобразите дрожащую на ветру осинку.

Действия с воображаемыми предметами

Придумайте действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: а урожая, сбор фруктов и другие.

Обыгрывание ситуации

«Прогулка в лес»: пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику и голубику.

«Собираем грибы»

Мы по лесу шли-шли-шли, подосиновик нашли,

Положили в кузовок и дальше пошли.

Мы по лесу шли-шли-шли, белый гриб нашли…

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Дождик»

Дождик осенний из туч моросит,

(Броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листочки, стоит.

(Руки вверх, пальцы направлены вверх)

Ветер осенний листья качает,

(Плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

(Присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш»)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

                               Евгения Трутнева

Как хорошо в гостях у осени
Среди берёзок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.

Н. Найденова

ЗАГАДКИ

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» –  спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

 

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад –

Это просто... (листопад)

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке –  бархат синий.

Это что такое? (Иней)

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

 

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

 

Пареньку почти семь лет.

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)

 

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

 

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

 

Осенью он часто нужен –

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

 

Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем... (гербарий)

 

С ветки в речку упадет –

И не тонет, а плывет. (Лист)

 

Растут – зеленеют.

Упадут –  пожелтеют,

Полежат –  почернеют. (Листья)

 

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

 

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

В городе ясно и чисто,

В наших краях... (листопад)

 

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Ягоды рябины)

  

Птицы с длинными ногами

До весны простились с нами,

Машут крыльями вдали

И курлычут... (журавли)

 

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей! (Туча)

 

Подниму крышу по столбу выше.

Куда я, туда и крыша моя. (Зонт)

СЧИТАЛКИ

«Ветер осенью летал»

Ветер осенью летал,

Ветер листики считал.

Красный лист, зелёный лист,

Ляпы лист, клёна лист.

Лист от ветки отрывался,

Ветер злился и сбивался,

Вот попробуй, сосчитай,

Оторвался – улетай!

«Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Куму двое, себе трое,        

И детишкам по лаптишкам!

Кто лапишки найдёт,

Тот водить пойдёт.

ПОСЛОВИЦЫ

Осень пришла, урожай принесла.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

Весна красна цветами, а осень – плодами.

Доброму урожаю и добрая уборка.

Сентябрь холоден, да сыт.

В сентябре днём погоже, да по утрам негоже.

В сентябре синица просит осень в гости.

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

 «Что в корзинку мы берем?»

Задачи: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей – картинки, изображающие разные дары природы. У других –  картинки в виде корзинок.

Дети-плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети-корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

 «Вершки – корешки»

Задачи: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!».

«Что изменилось?»

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                      

Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы?                                      

Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают?                                

Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает?                              

Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут?                                  

Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют?                                    

Можно детям загорать?

А букашки прилетают?                                      

Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают?                                    

Куртки, шапки надевать?

 «Доскажи словечко»

Задачи:  развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: - Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 «Солнышко и дождик»

Цель: производить действия по сигналу воспитателя.

Указания взрослого:

- Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда идет дождик, мы должны спрятаться!

Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

Солнышко, покажись!

(дети бегают, кружатся)

Красное, покажись!

(радуются)

Дети радуются,

 Весело пляшут.

Воспитатель поднимает зонтик. Дети приседают.

 «Листопад»

Цель: согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

Осенние листочки кружатся медленно. Осенние листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны.

Листопад! Листопад!

 Листья желтые летят!

(Летят желтые листья)

Листопад! Листопад!

Листья красные летят!

(Летят красные листья)

Листопад! Листопад!

 Листья зеленые летят!

(Летят зеленые листья)

 «Птички и дождик»

Цель: учить действовать по команде взрослого; закреплять знания птиц; упражнять в произнесении звуков, выполнении характерных движений.

Ход игры: воспитатель раздаёт эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Внимательно слушайте и выполняйте названные действия».

Воспитатель: Птички летают (дети бегают по площадке, «клюют зёрнышки» (присаживаются на корточки, снова полетели. Вдруг закапал дождик, застучал по крышам кап-кап-кап, прячьтесь, птички (дети прячутся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя пора, очей очарованье».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....

Осенняя пора очей очарование...Приятна мне твоя прощальная краса..

Фото с прогулки с детьми. Дети собирают яркие осенние листья в букеты,читают стихи о осени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала: Воспитатель МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани Малютина Валентина Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:  Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала:Воспитатель МБОУ д/с № 9г.Славянска-на-КубаниМалютина Валентина Ми...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить  детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...

Консультация для родителей "Унылая пора, очей очарованье..."

Консультация для родителей на тему "Унылая пора, очей очарованье..." (Ознакомление с окружающим)...

Унылая пора, очей очарованье.

Сценарий осеннего развлечения. Для детей подготовительных к школе групп....