Выступление на педсовете
материал (подготовительная группа)

Стогова Полина Николаевна

Выступление на педагогическом совете на тему "Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Вокальные упражнения как средство развития

 певческих навыков у

 детей старшего дошкольного возраста»

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм  человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения, а значит и улучшение обмена веществ; дыхания, значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки. Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья, развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов– теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К.Орфа, Емельянова В.В., а также методические рекомендации современных педагогов. На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся.

Пути решения проблемы: принципы, методы и приемы,

используемые с детьми

В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы:

воспитывающего обучения,

доступности,

постепенности,

последовательности и систематичности,

наглядности,

сознательности,

прочности.

Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно. Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои  чувства. При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.

Песенный репертуар включает в себя:

-упражнения для развития певческого голоса и слуха;

-детские песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество. На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Валеологические песенки-распевки.

Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Цель распевания-подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

 «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! (перекрещивают пальцы рук)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками)

Здравствуй, маленький дубок! (строят из рук дерево)

Здравствуй, утро! (правой рукой в сторону)

Здравствуй, день! (левой рукой в сторону)

Нам здороваться не лень! (руки к груди).

«Доброе утро!»

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу.)

 Улыбнись скорее!

И сегодня весь день  (Разводят руки в стороны.)

Будет веселее. (Хлопают в ладоши.)

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту.)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, (поднимают руки вверх)

Как в саду цветочки! (фонарики)

Разотрем ладошки (по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем. (руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляютинтереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывают методические пособия «Учите детей петь» Т.М. Орловой , ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'' Стуловой Г.П., «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайловой, ''Методика музыкального воспитания в детском саду'' Ветлугиной Н.А.и «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

Короткие песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков. Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Дыхательная гимнастика.

Особое внимание уделяем выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное-поверхностное дыхание. Часто вдох у детей, особенно имеющих нарушение речи, сопровождается поднятием плеч. Это не допустимо, так как препятствует правильному звукообразованию.

Игры для развития дыхания

«Веселый паровозик».

Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»:«Чух-чух-чух...»-так долго, насколько хватит дыхания. Победит тот паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

«Воздушные шарики».

Детям предлагается «надуть воздушные шарики»(дыхание короткое через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком « тс-с-с...»-сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

«Сердитая муха».

Муха «жужжит»: «Дз-з-з...»-на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

В дошкольном учреждении музыкальные занятия включают несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например:

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

«Насос» («Накачиваем шины»)

По шоссе летят машины-

все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз( смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. На счет «раз» слегка кланяемся вниз -руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена –вдох ( в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые. «Два» -выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, -выдох ушел пассивно.

«Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)

Дети делают вдох через нос («наливают бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком «тр-р-р» , копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

«Цветок». (упражнение направлено на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. -стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

«Собачка» (закаливание зева)

И.П . -стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка). Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни –приходится вдыхать воздух чаще.

Задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох –длинный выдох).

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный вдох.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть –под музыку. При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи:

формировать артикуляцию различных звуков;

закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

увеличить объем слуховой памяти и внимания;

учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

совершенствовать дикцию;

развивать чувство ритма;

совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, верх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхнюю губу);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

В игре ребенок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

Обязательное условие на занятиях –движение рук одновременно с пением. Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно,  выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Когда мы исполняем попевки на двух нотах соль-ми, ладошкой показываем движение мелодии вверх-вниз, т.е. руки повторяют движения мелодии, или же они повторяют поступенное движение мелодии вверх или вниз, или же отрывистые движения звука на стаккато, или же мягкие движения рук –плавный звук на легато. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Красивые, пластичные движения рук, дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции –все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

В результате такой работы улучшились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, а также -музыкальная память, внимание.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями

и родителями в развитии певческих навыков.

Важнейшим этапом в развитии певческих навыков является дошкольное детство. Однако успех в формировании певческого голоса зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей. Семья с устойчивыми культурными традициями может более полноценно, учитывая индивидуальные особенности своего малыша, развивать у него те или иные музыкальные способности, в частности развитие певческих навыков. Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах –совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее пение, разучивание детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки (желательно по рекомендации музыкального руководителя), подготовка музыкальных номеров к утренникам детского сада. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.

Успех занятий также невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Воспитатели организовали предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей. В группах есть музыкальный центр, диски с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов : колыбельные песни, музыкой разного характера.

Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков.

На консультациях с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата. Также в родительском уголке был выложен список с музыкальным репертуаром для слушания и пения дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...