«Использование в работе современных технологий по оздоровлению детей дошкольного возраста».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Алексеевна Зиборова

консультация дл родителей и педагогов по психологическому оздоровлению детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ozdorov._tehnologiy.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом Совете по теме: «Использование в работе современных технологий по  оздоровлению  детей среднего дошкольного возраста».

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В нашей группе  активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашей группе внедряем в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:  -изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.) - музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки). - сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности.

Особенно полезна и необходима арттерапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения.

Используя формы и методы арттерапии необходимо соблюдать следующие условия:

1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

2. Не должно быть принуждений, когда предлагает вместе с педагогом порисовать, лепить, почитать.

3. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.

4. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

5. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

6. Не только сами радуйтесь “произведению” ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.

Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

В  своей работе с детьми по оздоровлению в группе « Почемучки»  используем активно  сказкотерапию. Образовательная деятельность сказкотерапией проходят в групповой комнате. В группе ставим сказки с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Сочинение сказок. Ребенок сочиняет сказку, самостоятельно выбирает тему или по заданной первой фразе. В первой фразе я иногда указываю главных героев и место действия. В своей собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

При работе со сказкой мы используем следующие приемы:

1. Анализ сказок – данную форму работы применяем  для детей в возрасте 4 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций строим в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что “зашифровано” в той или иной сказочной ситуации.

2. Прием-рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагаем  рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга, Кот или Медведь. “Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Кота или пенька, на котором сидел Колобок”.

3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок - имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в спальне перед сном.

В нашей группе взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно. Такая деятельность строится, как сказочный спектакль, где артисты - дети, воспитатель, ведущий сказочного действия, озвучивающий параллельно текст сказки и приглагашающий  участников выполнить определенные действия. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Конечно, эти формы работы требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето - и аромотерапии.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическая деятельность начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнения на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг к другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем - до свидания и спасибо за внимание!”Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям.

Следующий метод арттерапии, который используем в работе с детьми это игротерапия.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, “отыгрываемых” или моделируемых в игровом процессе. Очень хорошие результаты дает групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных, некоммуникативных.

 В  работе с детьми по игротерапии используем  вещи, с которыми они любят играть, так называемые “взрослые вещи”: телефоны, плеер с наушниками, фотоаппарат, украшения. Детям важно пользоваться ими  понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение. Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, помогает  детям осознать причины своего поведения и понять свои слабые и сильные стороны.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием или лепка. Рисование, лепка  развивает чувственно-двигательную координацию. Изо терапия  связана  с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), она  не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.

Для работы с детьми  предоставляются ребенку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти.

При работе с изобразительными материалами предлагаемые детям - для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Просим детей работать быстро.

Дети также получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений, требующих соблюдения временного интервала, использую песочные часы.

Так при занятии изотерапией (индивидуально работая)  говорим ребенку: “Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время (по песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые он испытывал, когда смотрел на него”.

В следующий раз говорю: “Нарисуй счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.” или “Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?” Любое рисование,лепка, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование, лепка. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом невполне благоприятного развития личности.

Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. В группе имеется картотека музыки разного характера. Я широко использую мелодии на занятиях, во время принятия пищи. Музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, прошу его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Обращаю внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Ребенка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения.

Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.

Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это мы  учитываем в работе с дошкольниками.

В оздоровительных целях в группе эффективно используется ароматерапия. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.

Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в воде и нагреваем,или добавляем в увлажнитель воздуха. Когда вода нагревается, ароматические пары высвобождаются. Методы ароматерапии безопасны. Многие из масел используем в различных комбинациях, что увеличивает эффективность воздействия.

В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями применяем масло пихты, сосны, эвкалипта. Ароматерапию часто болеющих детей проводим с эфирными хвойными маслами. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма,

      В работе с детьми также используем  массажные мячи – предназначены для стимуляции тактильной чувствительности разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи и валики обеспечат вам широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточиться на своих ощущениях.  Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда и в группе: массажные мячики, плоды каштана. Одним из самых интересных видов деятельности для детей является работа с мягким конструктором. Мягкий конструктор состоит из поролоновых губок: различной формы, размера и качества. С помощью мягкого конструктора дети строят дома, гаражи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию.

      В целях оздоровления детей так же используем аэроионотерапию – лечение “солевой лампой”, увлажнитель и очистители воздуха, принцип действия которой заключается в насыщении воздуха отрицательными ионами кислорода. Лампу включаем в спальной комнате во время сна детей. Они  прекрасно зарекомендовали себя как профилактическое средство, оно повышает умственную и физическую работоспособность, “оживляет” воздух, удаляет из атмосферы пыль и микроорганизмы.

В целях повышения эффективности оздоровительной работы с детьми в рамках инновационной деятельности внедрили “Динамический час”. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Структура состоит из 2 частей: 1 часть оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.2. часть оздоровительно-развивающая тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: “поисковики”, “ следопыты”,  и т.д.

В работе с детьми используем современные оздоровительные технологии и методики: разные виды дыхательной гимнастики по  Латохиной,  пальчиковую гимнастику, оздоровительные физ. минутки.

В работе по оздоровлению использую нетрадиционные пособия для развития дыхательного аппарата: воздушные шары, мыльные пузыри, пластиковые бутылки с “конфетти”, вертушки.

Все современные направления и  формы работы  оздоровления детей, используемые в группе, принесли  положительный результат в оздоровлении детей. Снизилась простудная заболеваемость, повысилась посещаемость детей. Увеличилось функционирование детей.

                                                     Подготовила, воспитатель, Зиборова С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление и использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения

Материал носит как теоретический материал - ориентиры воспитателям при оформлении уголка, так и фотографии с использованием уголка...

Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник в аппликации

Презентация о нетрадиционных видах аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. Особое место отводится такому виду, как квиллинг. Выделена пошаговая техника, виды модулей и др....

Использование в работе с детьми раннего дошкольного возраста игр по сенсорному развитию

в данном материале предложен вариант консультации для родителей детей раннего возраста...

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с  детьми младшего дошкольного возраста"....

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

Сборник сценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направления для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сборниксценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направлениядля использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста....