«Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией»
статья по логопедии (старшая группа)

Щигельская Инна Борисовна

Выступлнение на педагогическом совете 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_korrektsiya_narusheniy_u_detey_s_alaliey_2.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией»

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Она обусловлена поражением речевых зон коры головного мозга.

Алалия бывает трех видов: сенсорная, моторная и сенсомоторная.

При сенсорной алалии страдает импрессивная речь – то есть способность к восприятию и пониманию речи. На этом фоне не формируется и собственная речь.

При моторной нарушается экспрессивная речь, то есть способность говорить при сохранении понимания речи.

Сенсомоторная возникает в результате комбинации обоих дефектов.

Чем раньше начата коррекция, тем лучше, тем более что говорить о наличии у ребенка алалии можно с трех лет. До этого его проблема оценивается как задержка речевого развития.

Развитие слухового восприятия при сенсорных нарушениях

(формирование первоначальной способности к пониманию речи)

Когда ребенок совсем или почти совсем не понимает речи, для объяснения ему смысла заданий часто приходится привлекать третье лицо (например, маму или другого ребенка).

Нужно как бы втроем разыгрывать упражнение – вы объясняете, помощник выполняет его, фактически показывая ребенку, что тот должен сделать, ребенок смотрит на него и по аналогии догадывается, что от него требуется.

Например, нужно повторить два звука, не перепутав порядка. Вы воспроизводите эти звуки, помощник повторяет их. Вы опять воспроизводите звуки и поворачиваетесь к ребенку: «А теперь ты». Если он все равно не понимает, что нужно сделать, вы объясняете это же задание на примере другой (третьей) пары звуков. Вы можете меняться ролями: помощник показывает действие, вы повторяете за ним.

При объяснении заданий не ограничивайтесь простым показом действий и жестами, а активно используйте речь. Только говорите очень внятно. Желательно использовать весьма небольшой набор одних и тех же слов.

Хвалите ребенка за каждый изданный звук (даже самый невнятный) и каждое неправильно выполненное задание. А дальше, как бы между прочим, называйте правильное слово и показывайте упражнение, с которым он не справился.

Такая тактика нужна потому, что у неговорящего ребенка, скорее всего, есть очень большая неуверенность в себе, страх неудачи, а от этого и низкий уровень мотивации к речевому общению.

Занятия нужно начать с работы над неречевыми звуками (даже, если ребенок их различает). На их основе вы сформируете определенные алгоритмы действий со звуками вообще, которые ребенку потом будет проще перенести на звуки речи.

Различение неречевых звуков

Опознавание звуков.

  • Покажите ребенку, как звучат звучащие игрушки (начинайте с двух). Пусть отвернется. У него за спиной воспроизведите один из звуков. Пусть покажет, какая игрушка звучала. Количество игрушек желательно довести до четырех.
  • Извлеките два более-менее похожих друг на друга звука (топните ногой по полу и хлопните в ладоши). Пусть ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Ребенку нужно повторить его. Затем то же самое проделайте со вторым звуком. Количество звуков желательно довести до четырех.
  • Это же упражнение выполняйте с очень близкими между собой звуками (царапайте чем-нибудь по разным поверхностям, постукивайте по столу разными предметами, шуршите разными предметами). Показывайте ребенку звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их.

Опознавание звуков, различающихся высотой, громкостью и длительностью.

  • Если есть пианино (можно игрушечное), поочередно извлекайте из него два максимально далеких между собой по высоте звука. Пусть ребенок слушает звуки и смотрит на клавиатуру. Затем пусть отвернется. Вы нажимаете клавишу, он на слух угадывает, какую клавишу вы нажали, и показывает ее.
  • Извлекайте с помощью одной и той же клавиши на пианино очень тихий и максимально громкий звук. Показывайте ребенку, как это делается: то едва касайтесь клавиши, то с силой опускайте на нее руку. Можно взять руку ребенка в свою и совершать эти действия его пальцем. Затем пусть отвернется. Вы извлекаете то тихий, то громкий звук, ребенок должен повторить его.
  • Это же задание выполняйте с другими громкими и тихими звуками: громко и тихо хлопайте в ладоши, топайте по полу и т. п.
  • Длительность. Удобно использовать дудочку. Покажите ребенку, как подуть долго, как подуть коротко. Пусть повторит. Затем дуйте в дудочку у него за спиной. Он должен определять длительность звука и повторять его.

Определение последовательности звуков.

В речи звуки представлены в виде звукового ряда, который никогда не бывает дан весь целиком и полностью (как зрительный, когда все объекты ряда находятся перед глазами), а только последовательно – звук за звуком. Поэтому оперирование со звуками речи возможно только по памяти. Это создает дополнительные трудности при восприятии и анализе звукового состава слов.

  • Извлеките за спиной у ребенка два знакомых ему звука (топните ногой об пол и хлопните в ладоши). Ребенку нужно повторить их, не перепутав порядка. Перед этим наглядно объясните, что он должен сделать (топните ногой сами, затем «топните» его ногой, хлопните в ладоши, затем «хлопните» его ладонями). Если ребенок не понимает задания, используйте помощника.
  • Эти же звуки предложите ребенку в обратном порядке. Он должен повторить их. Количество звуков желательно довести до четырех.
  • Воспроизведите два звука разной громкости (очень тихий и очень громкий), например: хлопайте в ладоши. Повторите два-три раза. Ребенок должен воспроизвести звуковой ряд. Затем он должен повторить его наоборот. Попробуйте удлинить ряд: хлопайте громко, тихо, потом опять громко и т. п.
  • Это же упражнение выполняйте с очень высокими и низкими звуками.
  • Это же упражнение выполняйте с короткими и длинными звуками.

Воспроизведение ритма.

  • Выстукивайте по столу несложный ритм из трех звуков: та – та-та, или: та-та – та (с паузами разной длительности между звуками). Ребенку нужно повторить за вами.
  • Играйте «в ладушки». Задайте ритмический рисунок, который вам нужно исполнить. Скажите: та – та-та (обратите внимание, с этого момента вы начинаете использовать звуки речи). Затем, повторяя: та – та-та, хлопайте с ребенком в ладоши. В дальнейшем выстукивайте в ладоши более сложный и длинный звуковой рисунок: та – та-та-та-та, та-та – та-та и т. п.
  • Предыдущее упражнение выполняйте иначе. Вы задаете ритм, который ребенку нужно воспроизвести, дуя в дудочку. Например: ду-у-у – ду-ду; ду-ду – ду-у-у. Когда произносите гласный У, вытягивайте вперед губы, чтобы ребенок видел, как вы дуете, словно в дудочку. Сначала покажите, как с помощью дудочки можно воспроизводить различные звуковые рисунки.
  • Подобное упражнение выполняйте с барабаном. Вы задаете нужный ритм: бом – бом-бом (или бом-бом – бом-бом и т. п.), ребенку нужно отстукивать его палочкой. Сначала можете стучать по барабану вместе.

Узнавание голосов

Ребенку нужно научиться различать голоса людей (если он их не различает), желательно, – четырех-пяти человек. Поэтому понадобятся помощники.

При выполнении упражнений ребенок заодно научится реагировать на звуки речи, а, возможно, потихоньку начнет и различать их.

Определение источника голоса.

  • Длительно произнесите звук А. Ребенок должен посмотреть на вас (он ведь уже привык таким образом реагировать на источник звука). Затем этот же звук пусть произнесет ваш помощник. Ребенок переведет на него взгляд. Звуки произносите громко, широко открывая рот, максимально привлекая к себе внимание ребенка. Затем ему нужно отвернуться. Вы с помощником произносите звуки, ребенку нужно показать, кто сказал А. Спрашивайте: Кто сказал А?
  • Это же упражнение выполняйте с гласными звуками: О, У, И. По возможности, увеличивайте количество помощников. Спрашивайте у ребенка, кто произнес звук. Пусть показывает пальцем.
  • Такое же упражнение выполняйте с согласными звуками: М, Ж, Р. Тяните их подольше.
  • Затем со звуками: Б, Д, Г, С. Поскольку эти звуки не такие звучные, как предыдущие, повторяйте их по нескольку раз: Б-Б-Б, Д-Д-Д.

Для дальнейших упражнений понадобятся кое-какие артистические способности. При их выполнении вы плавно и незаметно для ребенка переходите к распознаванию звукоподражаний.

Узнавание голосов при восприятии звукоподражаний.

  • Покажите ребенку картинку с кошкой. Предварительно убедитесь, что он видел ее живьем. Это относится ко всем «звериным» персонажам, которые вы будете использовать – ребенок должен быть знаком с ними хотя бы по мультфильмам, чтобы представлять их повадки.

Показывая картинку с кошкой, скажите: Это – киса. Она говорит: МЯУ. Встаньте на четвереньки, изобразите кошку, потритесь ребенку головой о руку, скажите – МЯУ, сделайте вид, что умываете «лапкой мордочку». Пусть то же самое проделает кто-то другой (какой-нибудь Вова, например). Пусть произносит – МЯУ басом. Скажите ребенку: Вова – кот, он говорит МЯУ. После этого ребенок должен отвернуться. Вы с Вовой попеременно произносите: МЯУ. Спрашивайте у ребенка: Кто сказал МЯУ? Он должен показывать – кто.

То есть теперь ребенок реагирует не просто на звук голоса, а на сочетание звуков, имеющих смысл, то есть – в каком-то смысле на слово.

  • Упражнения, подобные предыдущему, выполняйте с другими картинками. Изображайте нарисованных на них животных, «говорите» с помощником за спиной у ребенка их голосами, ребенок должен показывать, кто «сказал» за того или иного персонажа.

Для каждого из животных подберите коротенькую характерную пантомиму, по которой ребенок в дальнейшем мог бы опознавать их.

Кошка умывает мордочку (трите себе нос и глаза кулачком). Она «говорит»: МЯУ.

Собачка виляет хвостиком (вы совершаете соответствующие движения задней частью туловища). Она «говорит»: АВ-АВ.

Корова жует траву (вы, наклонив голову, делаете несколько монотонных «жвачных» движений). Она «говорит»: МУ-МУ.

Лиса очень хитрая (сделайте остренькую хитрую «мордочку» и зорко посматривайте по сторонам). Она «говорит»: ТЯВ-ТЯВ.

Курочка клюет зернышки и взмахивает крылышками (вы вытягиваете в трубочку губы, киваете головой и взмахиваете локтями). Она «говорит»: КО-КО.

Лягушка смешно подпрыгивает и, ловя комариков, «шлепает» ртом (вы вскидываете вверх локтями и звучно хлопаете губами). Она «говорит»: КВА-КВА.

Волк воет, вытягивая вверх нахмуренную, унылую морду (сделайте соответствующее выражение лица, вытяните губы). Он «говорит»: У-У-У.

Кукла плачет (делайте хныкающее лицо и хлюпайте носом). Она «говорит»: А-А-А.

Жук быстро машет крылышками (вы «нахохливаете» спину и быстро-быстро машете кистями рук). Он «говорит»: Ж-Ж-Ж.  

Лошадка цокает копытами (вы делаете скачущие движения руками и цокаете языком). Она «говорит»: И-И-И.

Петушок, прищурившись, важно смотрит по сторонам и изредка взмахивает крыльями (вы делаете отрывистые «птичьи» движения головой, бросаете вокруг взгляды и вскидываете плечами). Петушок «говорит»: О-О.

Мишка ходит вразвалку (вы, округлив колесом вдоль туловища руки, неуклюже переступаете с ноги на ногу). Мишка бубнит: БУ-БУ.

Комар летит и ищет – кого бы ему укусить (вы строите озабоченную физиономию, мелко трясете головой, можете показывать комарика сжатыми в щепотку пальцами). Комар «говорит»: С-С-С.

Филин хлопает широко раскрытыми глазами (вы медленно поводите головой из стороны в сторону и, выпучивая глаза, моргаете). Он «говорит»: УХ-УХ.

Змея, извиваясь, ползет (делайте рукой соответствующие жесты). Она шипит: Ш-Ш-Ш.

У гуся длинная шея (вы вытягиваете шею и открываете рот, наподобие гусиного клюва). Он «говорит»: ГА-ГА-ГА.

Тигр хищно скалит зубы и сверкает глазами (покажите верхние и нижние зубы, грозно посмотрите, изобразите мощные, когтистые тигриные лапы). Тигр рычит: Р-Р-Р.

Ежик щетинит иголки (можете выставлять вперед растопыренные пальцы). Он отрывисто фыркает: Ф-Ф-Ф.

Мышь грызет сыр, быстро-быстро стуча зубками (поднесите руку ко рту и совершайте передними зубами мелкие «грызущие» движения. Она «говорит»: ПИ-ПИ-ПИ.

Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил повадки как можно большего количества зверей. Вам еще не раз понадобятся эти персонажи. Разучите эти пантомимы.

  • Показывайте ребенку картинки с животными, изображайте их повадки, имитируйте «голоса». Ребенок должен вслед за вами разыгрывать соответствующую пантомиму. Говорите: Покажи кису – МЯУ-МЯУ. Покажи собачку – АВ-АВ и т. п. Если ребенок не догадается, что от него требуется, обратитесь с теми же словами к помощнику (пусть он изобразит пантомиму), потом к ребенку: Теперь ты. Можете показывать ему его же руками, какие движения он должен совершить. Пусть копирует выражения вашего лица.

Разучите с ребенком как можно больше пантомим.

Восприятие звукоподражаний

Различение звукоподражаний.

Работа над звукоподражаниями очень важна, поскольку это осмысленные речевые единицы, которые поэтому проще опознавать, чем просто звуки, сами по себе лишенные всякого смысла. Кроме того, звукоподражания ребенку интересны.

Сначала используйте звукоподражания из одного гласного звука: И-И-И – лошадка; У-У-У – волк; А-А-А – кукла; О-О – петушок.

Обозначение звукоподражаний пантомимой.

  • Показывайте ребенку картинки и произносите звукоподражания, он должен изображать соответствующие пантомимы.
  • Очень внятно произносите звукоподражания (без соответствующей картинки), ребенок должен изобразить нужный персонаж. Говорите: Покажи Лялю. Покажи волка. Очень выразительно артикулируйте звукоподражания, чтобы ребенок видел, как вы их произносите.
  • Если ребенок не будет справляться с заданиями, то есть не будет опознавать звуки, снова показывайте картинки.
  • Можете подсказать ему нужный персонаж каким-нибудь одним жестом. Например, скажите: И-И-И и цокните языком, скажите: А-А-А и сморщите лицо.

Если ребенок по-прежнему не различает звуков, не смущайтесь и продолжайте занятия. Повторите с ним еще раз гласные звуки, после чего добавьте согласные: Ф, Р, Ж, С, Ш (имитирующие «речь» ежика, тигра, жука, комара и змеи).

  • Произносите эти звукоподражания (при необходимости коротко напоминайте ребенку соответствующим жестом, кому они принадлежат), пусть он изображает нужный персонаж. Звуки Ж и Ш похожи между собой, поэтому Ж выговаривайте очень звонко, а Ш глухо, шепотом. Если ребенок не будет различать некоторые звукоподражания или путать их – ничего страшного.

Подбор картинок к звукоподражаниям.

  • Положите две картинки с персонажами, которые вы будете характеризовать звукоподражаниями (куклу и жука, лошадку и ежика). Произносите соответствующие звуки, ребенок должен показывать нужную картинку. Например: А-А-А. Кто это? и поочередно показывайте на картинки с жуком и куклой. При необходимости объясните задание через помощника (который должен выполнить упражнение вместо ребенка, давая ему образец).
  • Пусть ваш помощник выполняет предыдущее упражнение, допуская «ошибки» (показывая не ту картинку). Спрашивайте у ребенка: Это правильно? А-А-А говорит жук? (показывайте картинку) Да (кивайте головой)? Нет (качайте головой)? Ребенку нужно отвечать с помощью утвердительного или отрицательного жеста (задание сложное, поэтому – если сможет).
  • Два предыдущих упражнения выполняйте с тремя картинками.

Добавьте звукоподражания, состоящие из двух звуков: собачка – АВ-АВ, корова – МУ-МУ, гусь – ГА-ГА, филин – УХ-УХ, мишка – БУ-БУ, мышка – ПИ-ПИ, курочка – КО-КО. Вводите их не сразу, а по одному.

  • Делайте с ними упражнения на обозначение звукоподражаний пантомимой и подбор к ним картинок.

Добавьте звукоподражания, состоящие из трех звуков: киса – МЯУ-МЯУ, лягушка – КВА-КВА, лиса – ТЯВ-ТЯВ.

  • Выполняйте те же задания. Ребенок не обязательно должен освоить абсолютно все звукоподражания.    

Разучите звукоподражания и пантомимы к ним с детьми с моторными нарушениями (без сенсорных), так как развивать их собственную речь придется начинать как раз со звукоподражаний.

Формирование двигательных функций при моторных нарушениях

Детей с моторными нарушениями нужно научить совершать движения губами и языком. Они не могут обучиться этому самостоятельно, так как плохо «чувствуют», как работают их мышцы.

По внутреннему кинестетическому «мышечному ощущению» они не могут, например, «угадать», где в данный момент находится их язык, как расположены губы, и что нужно сделать, чтобы придать органам речи другие положения.

Одновременно с освоением движений у ребенка будут уточняться его кинестетические представления.

Выполнение действий по подражанию

Правила выполнения упражнений.

  • Сначала ребенок пытается выполнить действие только по подражанию.
  • Если это не выходит, помогите ему пальцами.
  • Когда с вашей помощью движение получилось, пусть ребенок сам помогает себе пальцами – так же, как это делали вы (если, конечно, движение не выходит безо всякой помощи).
  • После того, как ребенок совершит нужное действие, помогая себе руками (например: достанет языком углов рта, двигая его во рту пальцем), нужно уменьшить количество помощи.

Дотрагивайтесь до углов его рта, а он пусть ставит туда язык. То есть, вы прикосновением обозначаете движение, которое нужно совершить, а ребенок, опираясь на свои мышечные ощущения, возникающие от прикосновения, должен перемещать язык в нужное место.

  • Затем ребенку нужно самому дотрагиваться до нужного места, помогая себе переместить язык. Таким образом, он учится планировать действие, которое ему предстоит выполнить.
  • В итоге ребенку нужно научиться совершать движения безо всякой помощи.

Все виды движений нужно разучивать и совершать, глядя в зеркало.

Открывание и закрывание рта.

  • Открывание рта. Если движение не выходит, потяните ребенка за подбородок.
  • Если нижняя челюсть напряжена, можно попытаться пальцами разомкнуть ребенку зубы, а затем потянуть за подбородок.
  • Закрывание рта. Можете надавить на подбородок.
  • Поочередное открывание и закрывание рта. Тяните туда-сюда за подбородок.
  • Нужно открывать и закрывать рот, звучно шлепая губами (АП). Можно захлопывать губы пальцами. Показывайте, какие звуки должны получиться.
  • Нужно, закрывая и открывая рот, как бы жевать губами. Губы должны быть мягкими. Помните их пальцами. Покажите, какие звуки при этом должны получиться: АМ-АМ-АМ.

Если при выполнении двух последних упражнений звучного произношения не получится – ничего страшного.

  • Открывание рта на разную ширину. Ограничивайте рукой движение подбородка.

Упражнения для губ.

  • Улыбка. Можно потянуть за углы рта. Покажите: ХИ-ХИ-ХИ.
  • Трубочка. Надавите на углы рта и выдвиньте губы вперед.
  • Поочередное выполнение.

Упражнения для языка.

  • Высовывание языка. Можно трогать шпателем кончик языка, отодвигая его все дальше, чтобы ребенок тянулся за ним языком.
  • Убирание языка. Можно нажимать на язык, проталкивая его внутрь рта.
  • Поочередное выполнение.
  • Нужно высунуть язык между зубами и пожевать его: ЛА-ЛА-ЛА. Покажите звуки. Если не получится звучного произношения – не страшно.
  • Доставание углов рта. Сначала в одну сторону. Можете подтолкнуть язык шпателем. Затем нужно достать другой угол рта. Затем – поочередно.
  • Движение языком вверх, как получится. Помогайте шпателем. Очень широко открывать рот не нужно. Затем – движение вниз. Затем поочередно.
  • В дальнейшем, желательно, чтобы ребенок поднимал язык к верхним резцам, а опускал за нижние.
  • Облизывание верхней и нижней губы (движения языком снаружи вглубь рта). Для начала можно облизывать обе губы одновременно.
  • Облизывание губ движениями языка справа налево и наоборот.
  • Движение языком от зубов к альвеолам и обратно. Поводите пальцем ребенка по его небу, чтобы он почувствовал движение. Пусть сам ощупает у себя во рту нужное место. Первое время двигайте его язык шпателем.
  • Ощупывание кончиком языка внутренней поверхности верхних и нижних резцов. Покажите ему эти места его пальцем.

Совершение последовательности действий.

  • Показывайте цепочку из трех-четырех движений из тех, что были описаны (улыбнитесь, вытяните губы в «трубочку», поднимите язык, опустите и т. п.), ребенку нужно запомнить действия и правильно повторить их последовательность.

Совершение действий с опорой на непроизвольные движения

Если движения у ребенка не получаются даже с вашей помощью, формировать их придется, отталкиваясь от непроизвольных движений. Например, он наверняка открывает и закрывает рот во время еды, жует пищу, смеется и т. п.

Принцип таков: вы ловите момент (или преднамеренно создаете его), когда ребенок совершает какое-либо непроизвольное действие органами речи, привлекаете к этому его внимание, показываете ему его же движение и просите, чтобы он повторил его.

Открывание рта.

  • Дайте ребенку яблоко. Когда он откроет рот, чтобы откусить, остановите его, можете попридержать ему нижнюю челюсть пальцами. Пусть он посмотрит в зеркало. Откройте рот вслед за ним и показывайте ему то на свой рот, то на его в зеркале. Затем попросите его просто открыть рот, помогите пальцами.

С первого раза упражнение может не получиться. Повторяйте его, опираясь на другие ситуации, связанные с приемом пищи: например, давайте конфету.

Упражнения для губ.

  • Когда ребенок случайно улыбнется, повторите его улыбку. Покажите ему его улыбку в зеркало. Пусть повторит ее. Оттяните ему уголки губ в стороны.
  • Трубочка. Попросите ребенка поцеловать вас, сначала поцелуйте его сами, вытягивая губы. Можно попросить его поцеловать куклу или другую игрушку. Когда он будет пытаться поцеловать, отодвигайте щеку (как бы играя), чтобы он тянулся губами.

Упражнения для языка.

  • Поднесите ко рту ребенка леденец (можно воспользоваться ароматизированными логопедическими инструментами) и предложите лизнуть его. Покажите, как. Пусть посмотрит в зеркало на свой высунутый язык.
  • Движения вправо-влево. Касайтесь леденцом кончика языка ребенка, то с правой стороны, то с левой, отодвигайте леденец то к одному углу рта, то к другому, чтобы ребенок совершал движения языком вправо-влево.
  • Можно мазать чем-нибудь вкусным углы рта (или касаться ароматизированным шпателем), чтобы он дотягивался до них языком.
  • Облизывание губ. Намажьте ребенку губы чем-нибудь вкусным. Он будет вынужден облизнуть их. С аппетитом повторите его движение, попросите совершить еще раз.
  • Движения вверх-вниз. Намазывайте ребенку то верхнюю, то нижнюю губу, чтобы он облизывал их поочередно.

Придумывайте другие ситуации, провоцирующие ребенка к совершению непроизвольных действий, которые затем нужно «превращать» в произвольные.

Как только он освоит предложенный объем движений (вы можете слегка помогать ему), обучайте его выполнять более сложные действия (упражнения на совершение действий по подражанию). В дальнейшем нужно освоить типовой комплекс артикуляционной гимнастики.

Когда какое-либо движение дается ребенку свободно, нужно забрать у него зеркало, чтобы он учился совершать его, опираясь только на мышечные ощущения.

Уже научившись совершать то или иное действие, ребенок через короткое время может «забывать», как оно выполняется. Это связано со слабой кинестетической памятью. Повторяйте «забытые» упражнения.

Уделите достаточное внимание упражнениям на выполнение серии действий. У детей с моторной недостаточностью плохо развита способность к переключению с одного движения на другое. К тому же у них нарушена способность запоминать последовательность действий.

Литература

  1. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  3. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / Ред. В.И. Селиверстов и др. – М., 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...

«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»

Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется  в настоящее время.Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобре...

Сказкотерапия как средство воздействия на речевые и моторные нарушения у детей дошкольного возраста

Метод  сказкотерапииявляется здоровьесберегающей технологией ,  комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и по...

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»

Актуальность  программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...

Консультация для родителей. «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у детей «Умные ладошки».

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционных методов работы. Нетрадиционное воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей р...

Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР

Мастер -  класс музыкального руководителя "Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР"...