Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР
материал по музыке

Кузнецова Светлана Дормидонтовна

Мастер -  класс музыкального руководителя "Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь движения, музыки и слова в коррекции

речевых и моторных нарушений у дошкольников с ЗПР

 В  последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что количество «особых» детей постоянно увеличивается год от года. В компенсирующую группу поступает все больше детей, имеющих более отягощенные формы задержки развития. Все чаще приходят дети, у которых прослеживается наряду с общей соматической ослабленностью, некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движения. Дети испытывают трудности ориентирования в пространстве. Почти у всех детей, поступающих в группу, недостаточная координация пальцев кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Кроме того, все чаще поступают дети с ярко выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, её незрелостью. У таких детей наблюдаются еще и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Важнейшей задачей музыкального воспитания  детей с ЗПР является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной  отзывчивости   на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

 Дети с ЗПР не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила её заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

  Развитие чувства ритма у детей с ЗПР происходит благодаря равномерным, как танцевальным, так и игровым движениям под музыку. Детей можно учить отстукиванию двух и трёхдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем  переходить к отстукиванию трёхдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и, соответственно, будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений. В работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи,  потешки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определённый ритм речи, развивается речевой слух.

Общая ослабленность и замедленное развитие моторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе у детей с задержкой психического развития (ЗПР), обуславливает некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Таким детям трудно даются многие движения, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. При этом у детей с ЗПР наблюдается речевое недоразвитие помимо недостаточности высших психических функций.

Одним из эффективных методов коррекции недоразвития психических функций и речи является логопедическая ритмика. Она включает в себя занятия, основанные на взаимодействии двигательной деятельности, речевой и музыкальной сфер. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Речь и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что способствует развитию их познавательной деятельности, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.

Логоритмика, как средство коррекции, рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или сходным уровнем речевого развития. Однако, следует отметить, что в условиях компенсирующей группы для детей с ЗПР при дошкольных учреждениях комбинированного вида часто обучаются дети с различными диагнозами и уровнем развития речи, что предполагает несколько иной подход к построению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Поэтому при необходимости перед занятием проводится подготовительная работа: разучиваются упражнения на координацию движений с речью, пальчиковые гимнастики.

Использование музицирования на детских музыкальных инструментах развивает у детей мелкую моторику, формирует чувство ритма, метра, темпа, улучшает память, внимание, а также другие психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения(музыкально-сюжетная игра «Дирижёр и оркестр»).

            Музыкально-сюжетная игра «Дирижер и оркестр».

Оборудование: детские стульчики, шумовые и музыкальные инструменты (бубен, треугольник, маракасы и др.).

Описание упражнения.

До начала музыки дети сидят на стульчиках по кругу с шумовыми инструментами в руках. Перед началом упражнения педагог выбирает «дирижера» и выводит его в центр круга, сопровождая словами:

Он назначен дирижером,

Держит весь оркестр в руках.

Без него не начинайте,

Палочкой взмахнет - вступайте!

Звучит музыка в умеренном темпе, ребенок в круге «дирижирует», дети изображают оркестр, отбивая ритм в этом темпе на шумовых инструментах до окончания музыки. После этого они встают и кладут инструменты на стульчики.

Со сменой музыки дети вместе с «дирижером» бегут по внешней стороне круга (за стульчиками). По окончании музыки берут инструменты и садятся на стульчики. Ребенок, не успевший занять место в «оркестре», становится «дирижером».

                 Развитие чувства музыкального ритма.

Ритмическое упражнение заключается в том, чтобы передать ритм (ритмический рисунок) своего имени. Развиваем координацию между речью и движением, учимся внимательно слушать себя и друг друга.

Описание упражнения.

Дети сидят на стульчиках по кругу и передают ритмический рисунок своего имени различными способами (можно хлопать в ладоши или по щёчкам, цокать, стучать или щёлкать пальцами, стучать по коленям,  и т.д.). Постепенно можно усложнять задание: передать ритм (ритмический рисунок) словосочетания и предложения, состоящего из 3-х слов.

Музыкально-ритмическая игра. Развиваем координацию между речью и движением, ориентацию в пространстве, чувство ритма и ансамбля, певческие способности; формируем коммуникативные навыки.

Описание упражнения.

Дети сидят на полу по кругу с деревянной ложкой в правой руке. Поют мелодию и стучат  по полу на  каждую половинку. На слог «передай», каждый ребёнок перекладывают  ложку на пол соседу справа и быстро берёт ту ложку, которая оказалась у него рядом, отстукивая ритм. В следующей части упражнения  стучат на каждую четверть.

Музыкально-ритмическое упражнение. Развиваем чувство ритма и ансамбля, певческие способности; формируем коммуникативные навыки.

Описание упражнения.

Дети сидят на стульчиках по кругу, у каждого по две деревянные ложки. Вначале детям предлагается постучать, кто как хочет. После этого, надо друг другу каждому по кругу, «передавать» один стук сначала в  правую, а затем в левую сторону. После этого задание усложняется: передать два стука  ритмично. Потом можно выполнять упражнение с пением знакомой мелодии.

Музыкальная игра «Оркестр». Развитие  координации движения рук, чувство ритма и ансамбля.

Описание игры.

Детям раздаётся по два разных  инструмента. Дети играют под музыку на инструментах, чередуя их (т.е. разными руками).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается, как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Многообразие средств логопедической ритмики помогает решить следующие задачи: развитие оптико-пространственных, слуховых функций, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекцию эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Использование кинезиологических упражнений в коррекции психоречевого и моторного развития старших дошкольников

Рассматривается вопрос о применении кинезиологических упражнений  в коррекции психоречевого и моторного развития старших дошкольников...

Сказкотерапия как средство воздействия на речевые и моторные нарушения у детей дошкольного возраста

Метод  сказкотерапииявляется здоровьесберегающей технологией ,  комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и по...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу....