"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Мыскова Татьяна Николаевна

Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 27»

Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

База выполнения проекта: МБДОУ «Детский сад КВ № 27»,

2 группа - подготовительная; количество воспитанников – 10 человек

Автор проекта: Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель,                         2 квалификационная категория

Руководитель проекта: Разбегаева Т.А., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад КВ № 27»

Северск

2012

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Фамилия, имя, отчество

автора

Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель, вторая квалификационная категория

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №27»

Вид проекта

Коррекционно-образовательный, исследовательско-творческий,  долгосрочный

Тема

«Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»

Цель проекта

Освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Задачи

1. Сформировать у детей представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу.

2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать  отношения у детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

4. Подобрать информацию для родителей о задачах и содержании речевого развития детей с учётом гендерных аспектов в детском саду и семье.

5. Привлечь родителей к работе по формированию связной речи детей в дошкольном учреждении (праздники, конкурсы).

6. Организовать семейный клуб в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.

7. Провести диагностику по методике определения уровня сформированности гендерных представлений у старших дошкольников (сентябрь, май).

8. Определить способы диагностики и показатели достижения результатов (май).

Ведущая идея инновационного проекта

Воздействие гендерной принадлежности на  речевую и неречевую деятельность детей.

Применяемые технологии

Игровые (дидактические, воспитывающие, развивающие, социальные); здоровьесберегающие (самомассаж, релаксация);

информационно-коммуникативные (презентация, видео, аудио);

личностно-ориентированные.

Предметные области, в рамках которых проводится проект.

«Социализация»

«Коммуникация»

«Безопасность»

«Художественное творчество»
«Познание»

«Физическая культура»

«Чтение художественной литературы»

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

Дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Их родители. Воспитатели группы.

Программно-техническое обеспечение

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;

Средства информационной коммуникации - Интернет;

Литература:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. «Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2012»
  2. Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.- Педагогическое общество России, 2006»
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте.- М., 1994г.»
  4. Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя.- Издательство «Линка-Пресс», 2009»
  5. Шелухина И.П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.- Издательство «ТЦ Сфера», 2008»
  6. Федеральные Государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования,- УЦ Перспектива, 2011»
  7. Журнал «Дошкольное воспитание №6\2011». «Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учётом гендерного подхода» Л. Бунина
  8. Журнал «Дошкольное воспитание» №7\2012 «Организация деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». Климина Л.В.
  9. Велиева И. «Диагностика в ДОУ:гендерный подход//Обруч. 2009 №3».
  10.  Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика-учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- Самара. Учебная литература, Изд. дом «Фёдоров», 2008».
  11. Щетинина А.М., Иванова О.И. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие- М.:ТЦ «Сфера», 2010»

Аудиоцентр;

Дидактические игры и пособия

Введение

  Современные требования к дошкольному образованию ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичности, с вопросами полового или полоролевого воспитания.

Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка.

       Однако вопрос гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследован, что затрудняет педагогическую деятельность, направленную на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина), т. е. ребёнок знает, что он девочка или мальчик;
  • эмоциональный - поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман), т. е. переживания ребёнка, он чувствует, что он девочка или мальчик;
  • поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина), т. е. поступки ребёнка - он ведёт себя, как девочка-мальчик.

Диагностика уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-7 лет, которая проводилась вначале 2012-2013 учебного года (наблюдения, беседы с детьми и их родителями, опросы, анкетирование), показала наличие низкого уровня сформированности гендерной принадлежности у детей нашей группы. Данные диагностики отражены на диаграмме 1:

Диаграмма 1.

Результаты диагностики уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-7 лет

                                   

Из диаграммы 1 мы видим, что 50% детей группы это дети с низким уровнем социально-коммуникативной компетентности, 32% со средним уровнем и только 18% детей группы обладают высоким уровнем развития социально-коммуникативной компетентности.

После анализа результатов диагностики возникла необходимость поиска эффективных форм работы по развитию социально-коммуникативной компетентности дошкольника.

Одной из проблем современности становится увеличение количества детей с тяжёлыми нарушениями речи. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, изменяется характер коммуникации, что приводит к развитию нежелательных качеств характера. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребёнка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности.

Воспитанники нашего ДОУ имеют сложные речевые расстройства всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики, грамматики, связной речи. У детей имеются проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Страдают психические функции. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дети с нормальным интеллектом, но с нарушением речи разного характера, посещавшие другие детские сады, часто переживали неуспех в разных видах деятельности, что отрицательно сказывалось на их общем эмоциональном благополучии. Это привело к появлению таких нежелательных черт личности, как неуверенность, излишняя застенчивость, постоянная неудовлетворённость собой или неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, невротизация, имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Всё это сказывается в дальнейшем на школьной адаптации, успеваемости, а в будущем – на выборе профессии.    

Поэтому проблема гендерного воспитания актуальна в моей деятельности, я стала задумываться о необходимости дифференцированного подхода  к воспитанию девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Основная цель работы в данном направлении заключается в формировании правильной модели поведения дошкольников в совместных играх, учитывая их гендерную принадлежность.

Учёт гендерной принадлежности старших дошкольников в коррекционно-развивающая работе направлен на развитие речевой и неречевой деятельности.

В работе по данному проекту определены следующие задачи:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • разработка механизма взаимодействия семьи и педагогов детского сада по вопросу гендерного воспитания;
  • создание психолого-педагогических условий для организации гендерного воспитания;
  • организация предметно-развивающей среды в условиях гендерного воспитания;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Игра является основным видом деятельности дошкольника и вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребёнка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определённый момент времени действительности, помогает им разобраться в ней, с ее особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни.

     В игре происходит:

- развитие ребенка;

- развиваются его действия и представления;

- происходит ориентация в отношениях между людьми;

- ребенок приобретает навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

     Приемы педагогической деятельности направлены на развитие игровых умений дошкольников, таких как:

- ролевое взаимодействие;

- совместные игровые действия.

     В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизических особенностей девочек и мальчиков.

     Основанием для дифференцированного подхода, как правило, является уровень развития детей, познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т.И. Бабаева, Н.Г. Маркова и др.). Одним из компонентов индивидуально-дифференцированного подхода является создание условий для освоения дошкольником позиции субъекта игровой деятельности (субъект использует другого человека как объект).

     Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дошкольники могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.

     Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между мальчиками и девочками в группе.

С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности.  В этом возрасте дошкольник знает различие людей по полу, но не всегда правильно отражает модели поведения в том или ином случае. В этом возрасте у дошкольников происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в совместных играх по половому принципу. Имитируют женские черты, профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики играют  практически на всей территории групповой комнаты. Ближе к 5 годам начинается процесс личностного времени.  

     Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Таким образом, данная тема является актуальной для воспитанников группы, данный проект должен помочь детям повысить уровень развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы с учетом их гендерной принадлежности, сформировать уверенность в себе, будет способствовать развитию творческих способностей, активизировать речь, автоматизировать поставленные звуки в связной речи.

Можно отметить особенности предметно-развивающей среды в совместной игровой деятельности дошкольников. Именно в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание:

- игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны  дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;

-  различие игрушек для девочек и мальчиков.

       Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.

     Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки,  играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т.д. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками,  потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия.  В совместных играх дошкольники воссоздают действия взрослых и приобретают опыт взаимодействия со сверстниками.

   Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по- разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подвожу их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использую в совместных играх.

     Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности.

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества.

В возрасте 2-3 лет ребёнок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.  Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношений родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учётом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т.А. Репина, Л.Г. Таранникова, С.А. Марутян, Н.В. Плисенко и др.), приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решимости, девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мировому разрешению конфликтов (Т.А. Репина), поэтому при гендерном воспитание актуально учитывать физиологические особенности развития мальчиков и девочек.

Гипотеза.

Организация образовательного процесса и различных видов деятельность дошкольника с учётом его личностных качеств и гендерной идентификации в условиях взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребёнка, активизация позиции родителей должны способствовать социализации ребенка и развитию его гендерной компетентности.

Этапы реализации проекта

(первый год пребывания ребенка в ДОУ)

Подготовительный (август-октябрь)

  1. Провести обследование детей по разделам программы.
  2. Провести анализ диагностики по результатам обследования у детей уровня сформированности гендерных представлений на начало учебного года.
  3. Отбор технологий, методов, приёмов работы с детьми-логопатами для реализации бщеобразовательных коррекционно-развивающих программ в ДОУ.
  4. Разработать праздники, конкурсы, занятия с учётом гендерной принадлежности.

Основной (ноябрь-апрель)

  1. Создание условий для реализации задач по данному проекту. (пополнение сюжетно-ролевых, дидактических игр атрибутами)
  2. Апробирование комплексного гендерного подхода к разным видам детской деятельности.

Заключительный (май)

  1. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
  2. Анализ результатов и корректировка дальнейшей работы.

Новизна проекта.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим проблема учета гендерных особенностей воспитанников становится актуальной, востребовано исследование проблемы полоролевых или гендерных отличий. В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное   же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Предполагаемые образовательные результаты от реализации проекта:

- разработка модели внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;

 - решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности детей с учетом гендерных особенностей;

 - построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;

- накопление у детей представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;

В процессе реализации педагогического проекта  у детей должны вырабатываться:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Диагностика.

Диагностическая работа в данном проекте строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы специальной психологии и коррекционной педагогики.

Диагностика гендерной социализации детей 5-7 лет осуществляется по следующим параметрам:

1. Сспособность идентифицировать себя с представителями своего пола (выраженности половой идентичности);

2.  Умение соотносить свое гендерной поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное;

3. Умение заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;

4. Знание о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

5. Представление о партнерском характере жизни в семье и дошкольном образовательном учреждении.

По каждому параметру выделяются уровни гендерной социализации: высокий, средний, низкий. Описание уровней представлено в приложении.

На основании вышеизложенного осуществлен выбор методик.

1. Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» (Маховер К. «Проективный рисунок человека». – М.: Смысл, 1996.) − выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).

2. Индивидуальная беседа с детьми с целью выявления представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях девочек и мальчиков, культуре их общения, в беседу включены вопросы из полустандартизированного интервью В.Е Кагана «Изучение гендерных установок у детей». (Бендас Т.В. Гендерная психология. − СПб.: Питер, 2006 − 431 с.)

3. Составление рассказов − мальчики составляют рассказ о девочках для выяснения мальчиками фемининных черт девочек, а у девочек − понимание маскулинных черт мальчиков;

4. Наблюдение за игровой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей.

5. Анкетирование родителей.

Выбранные методики направлены на решение следующих задач:

1. Выявить особенности представлений детей о социальных ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих будущих половых ролях;

2. Выявить уровень представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения;

3. Определить знания детей о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях;

4. Определить уровень представлений о мужских и женских профессиях;

5. Выявить особенности гендерного поведения мальчиков и девочек в игре;

6. Определить актуальность вопроса гендерной социализации детей среди воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников, исследуемой нами группы.

Результаты диагностики.

1. Диагностическая методика «Рисунок человека». Анализ детских рисунков и проведенной после диагностики беседы показал, что в группе у 8 (80 %) детей половая идентичность не выражена.

Человек рисовался детьми в виде головоногого существа или контура фигуры человека. Образ мужчины и женщины в рисунках не выражен никаким образом. Человек нарисован из палочек, кругов или прямоугольников, что говорит о недостаточной половой идентичности, т.е. недостаточно четкого и однозначного восприятия своего пола, или же чрезмерный интерес к противоположному полу.

Слабая выраженность половой идентичности выявлена у 8 (80%) человек. В их рисунках проявлялись половые признаки, но недостаточно четко. Например, при изображении человека женского пола прорисовывалось платье в виде треугольника, длинные волосы представляли собой обычные вертикальные штрихи, дополнительные детали, аксессуары не изображались. Дима, на первый взгляд, изобразил мужчину, но сказал, что это женщина, т. к. «у мужчин вообще волос не бывает» (волосы были изображены в виде трех коротких линий).

У 4 (40%) детей ярко выраженная половая идентификация, «Я − мальчик», «Я − девочка». На рисунках этих детей представлены разнообразные признаки пола, которые проявляются достаточно четко. В образе мужчины и женщины прорисованы как основные признаки пола, так и дополнительные признаки мужественности и женственности.

2. Беседа с детьми была направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины и женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И.П. Шелухиной.

Из 10 (100%) опрошенных детей у 4 (40%) выявлен низкий уровень знаний об образе мужчины и женщины. У детей наблюдается неустойчивость пола, его обратимость, т.е., дети допускали возможность превращения в мальчика или девочку; наблюдается неустойчивое эмоциональное отношение к себе; отсутствие представлений о своих будущих социальных функциях в семье и обществе; неопределённые представления об особенностях поведения, внешних отличительных признаках мальчиков и девочек.

Дети затруднялись с ответом на вопрос: «Чем отличаются мальчики и девочки?». Им требовалось уточнение вопроса: «А одинаково ли одеваются мальчики и девочки?», «Одинаковые или разные у них прически?» и т.п. Не смогли назвать ни одного отличительного признака мальчика от девочки. Ответы детей были скудными, короткими − например, «У девочек длинные волосы».

В вопросе о выполняемой роли в семье мужчины и женщины дети также ограничивались короткими ответами или отвечали «не знаю».

Представления среднего уровня выявлены у 10 (100%) детей. Эти дети знают, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; имеют знания о том, как ведут себя мальчики и девочки и называют некоторые их отличительные признаки (одежда, некоторые качества, особенности поведения); называют некоторые функции мужчины и женщины в семье.

Дети называли достаточно полно функции и обязанности мужчины (папы) в семье − ремонтирует, приносит деньги, строит, носит тяжести, помогает маме и др. Мама готовит кушать, стирает, убирает, заплетает косички, а также помогает папе. Смогли назвать профессии присущие мужчинам (строитель, летчик, директор, милиционер и др.), женщинам (женщина работает в магазине, в больнице, парикмахер, воспитательница).

Называли некоторые признаки внешности и характера присущие мальчикам и девочкам (мальчики − сильные, защитники девочек, одевают брюки и рубашку, а девочки − добрые, заботливые, стройные, одевают платья, юбки). Дети называли достаточно известные им мультфильмы: «Русалочка», «Золушка». В основном перечислялись женские роли, среди мужских выделили только «Человек-паук».

У 6 (60%) детей исследуемой группы выявлен высокий уровень сформированности полового образа, о чем свидетельствуют их знания и понимание необратимости своего и противоположного пола; они испытывают эмоционально положительное отношение к себе; знают многое о гендерных функциях мужчины и женщины в семье; имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их гендерного поведения, а также представления о социальном статусе мужчины и женщины.

Дети называли существенные отличительные признаки мужского и женского поведения, внешние признаки. Объясняли, поясняли свои ответы. Приводили примеры собственных наблюдений за своими родителями, друзьями. Ответ каждого ребёнка отличался своей полнотой и оригинальностью.

Называя мужские и женские профессии, дети уточняли, что мужчины должны работать на тяжелой работе, потому что они сильные, а женщины должны выполнять более лёгкую работу, так как они очень нежные.

Анализ ответов детей группы выявил 4 человек (40 %) с низким уровнем представлений, 10 (100%) детей имеют средний уровень и 6 (60%) ребёнка показали достаточно высокие результаты. Из этого следует, что у детей среднего дошкольного возраста представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье и обществе, их социальном статусе, культуре общения и поведения сформированы на среднем уровне.

3. Составление рассказов. Цель: понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности. Понимание девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков.

Для составления рассказов дети были разделены на две группы по половым различиям: девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выяснялось понимание девочками маскулинных черт мальчиков. Мальчики составляли рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек. Понимание девочками чувства женственности, также как мальчиками - мужественности есть, но недостаточно осознанно. Внимание этому аспекту уделяется мало, и в повседневной жизни знания не применяются.

Рассказ без наводящих вопросов составить очень затруднительно, но, тем не менее, тонкой нитью чувствуется понимание детьми интерес к противоположному полу. Есть некоторое осознание и значимость того, что мальчики − настоящие мужчины, которые берут на себя сложные поручения и обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества − силу, выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся о создании красоты, учатся быть терпеливыми и нежными.

4. Наблюдение за игровой деятельностью детей. Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.

Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности.

В процессе наблюдения отмечались следующие моменты:

  • С кем чаще играет ребенок: с мальчиками или девочками.
  • В какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.
  • Какие чаще всего роли берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях.
  • Если играют мальчики/девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).

Наблюдала за самостоятельно организованной игровой деятельностью детей. У детей среднего дошкольного возраста происходит усвоение ролевого поведения (ролевых отношений), которое наиболее ярко проявляется в сюжетно-ролевой игре, которую невозможно осуществлять без обращения друг к другу и вне общения. В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей нами было замечено, что дети чаще всего предпочитают следующую тематику игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Гаражи», «Шоферы», и др.

Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки. Замечено, что мальчики и девочки плохо объединяются в совместные игры. Многие игровые действия противоположного пола воспринимаются с насмешкой.

Большинство игр выражались лишь в многократном повторении одних и тех же действий.

В результате наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что желание и попытка совместной игры между мальчиками и девочками есть.

5. Анкетирование родителей воспитанников. Анкетирование родителей на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в детском саду среди родителей воспитанников, исследуемой нами группы, степень заинтересованности данной темой.

По результатам анкетирования было выявлено, что число опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка в семье, составляет: 65% − мама; 35% − мама и папа. Данные о большей привязанности ребенка составляют: к матери − 50%; к отцу − 15%; к обоим родителям − 35% .

Результаты показывают, что в семьях доминирует «фемининное» воспитание, т.е. воспитанием детей исследуемой нами группы занимаются в основном мамы. Большее число родители считают, что слишком рано в дошкольном возрасте, обсуждать с ребенком поведенческие, внешние, анатомические различия мальчиков и девочек 60% родителей делают это только тогда, когда инициатива вопроса исходит от ребенка, и лишь единицы родителей (15%) читают детям различную научно-популярную литературу, освещающую вопросы различия мальчиков и девочек.

Среди родителей (20%) из общего числа опрошенных выделялись и те, кто считает очень важным процесс гендерной социализации детей именно на этапе дошкольного детства, родители озабочены проблемами, связанными с индивидуальными особенностями развития мальчиков и девочек.

Из 100% опрошенных родителей группы число тех, для которых пол ребенка при рождении не имел значения, по данным анкетирования составляет 20%. Хотели мальчика, а родилась девочка − 10%. Хотели мальчика, и родился мальчик – 30%. Хотели девочку, и родилась девочка – 40%.

Подводя итог, можно сказать, что проблема гендерного развития ребенка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передать необходимые знания ребенку, объяснить факт рождения человека, рассказать ему об идеальных образах мужчины и женщины (поведение, культура общения, настоящие и бедующие социальные др.), сформировать это у ребенка с учетом его новой принадлежности.

6. Анкета для воспитателей (приложение). Анкета содержит 8 вопросов, с помощью которых идет попытка выявить, ведется ли работа воспитателями по гендерной социализации детей дошкольного возраста. Проанализировав ответы анкет для педагогов, результаты показали осведомленность педагогов в вопросах гендерной социализации (100%), но систематической, целенаправленной работы не проводится, периодически (20%) педагогов акцентируют внимание мальчиков, что необходимо помогать и защищать девочек, а девочки должны заботиться о внешнем облике мальчиков. В основном внимание полу ребенка уделяется на музыкальных занятиях при исполнении танцевальных движений.

Описание предварительно полученных результатов

и анализ результативности проекта

Работа в данном направлении дала положительные результаты. Эффективность коррекционно-воспитательной работы в данном проекте определяется разработанной «Системой учёта гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников».

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели нас к необходимости создания такой системы, в которой решаются проблемы незрелости понимания гендерной принадлежности старших дошкольников, связанные с ограниченностью речевого общения.

Представленная нами система учёта гендерной принадлежности была реализована и дала следующие результаты:

В конце 2012-2013 учебного года мы повторно изучили уровень сформированности гендерных представлений у детей 5-7 лет, провели повторную диагностику, получили следующие данные (диаграмма 1):

30% детей нашей группы обладают высоким уровнем развития понимания гендерной принадлежности, 52% средним, 18% низким уровнем. Данные результаты значительно отличаются от результатов диагностики проводимой нами в начале учебного года. За год реализации проекта дети более эффективно осваивают речевую и неречевую деятельность через совместные игры, наблюдения, беседы, продуктивную деятельность, праздники, конкурсы при тесном взаимодействии с семьёй. Работа над данным проектом будет продолжена в 2013-2014 учебном году.

Проанализировав результаты после проведенного нами констатирующего эксперимента, сопоставив данные всех методик, мы условно определили три уровня гендерной социализации мальчиков и девочек.

Высокий уровень гендерной социализации: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеет представления о социальных полоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.), называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки, осознает необратимость своего пола, выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению социально требуемых полоролевых функций), проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой), обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола, проявляет постоянство «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.

Средний уровень гендерной социализации: ребенок знает свой пол, но имеет очень мало знаний его признаков как атрибутивных, так и поведенческих; имеет недостаточные представления о социальных полоролевых функциях в будущем, называет лишь 2-3 эталонных качества мальчика или девочки, половозрастную хронологию выстраивает, но допускает ошибки в определении последовательности, осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но довольно легко соглашается на воображаемое изменение пола, предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к нему, так и к соответствию эталонным качествам мальчика или девочки, обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола, проявляет нестабильность в проявлении маскулинных или фемининных способов поведения.

Низкий уровень гендерной социализации: ребенок знает свой пол, некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки, обнаруживает неустойчивые представления о своих социальных гендерных функциях в настоящем и отсутствие их знаний в будущем, допускает ошибки в построении половозрастной хронологии, не знает эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения, допускает возможность изменения пола, нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки, проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола, ярко выражена нестабильность в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.

Дети показали следующие результаты: из 10 (100%) опрошенных у 3 детей (30%) − высокий уровень гендерной социализации, у 5 (52%) − средний, 2 (18%) − низкий уровень.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что не у всех детей правильно развиты формы поведения в соответствии половой принадлежностью, желает лучшего культура общения между мальчиками и девочками, недостаточно развиты представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек. У детей наблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии с представителями противоположного пола, что сильно влияет на гендерную социализацию детей.

Приложение 1.

Анатомо-физиологические особенности детей

Анатомо-физиологические особенности

                     мальчики

                   девочки

Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить .Острота слуха до 8 лет  выше, чем у девочек. Младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту .Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели, более чувствительны к шуму, и их больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы на    прикосновения. Биологический возраст выше. Раньше развиваются области левого полушария, отвечающие    за  речь, рационально-логическое мышление.

                                                            Речь

На 4-6 месяцев позже начинают говорить.

Лучше исполнительская сторона речи.

                                                          Эмоции

Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, не уверены в себе.

Считаются более эмоциональными.

                                                               Игры

Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все пространство .Если в горизонтальной плоскости пространства мало, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.д., любят разбирать игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика.

Игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют их обычно по назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

                                             Умственная деятельность

Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи; тщательность, аккуратность оформления не велика. Трудно выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность

Лучше выполняют типовые задания,по шаблону.Тщательность, проработка деталей, на высоком исполнительском уровне.  Легче усваивают правила и алгоритмы,любят задания на повторение.

                                            Поведение на занятиях

Смотрят на стол, перед собой; если знают ответ-отвечают уверенно, задают вопросы ради получение какой- конкретной информации. Сначала занятия долго раскачиваются, на педагога не смотрят. Пик работоспособности приходится на конец занятия.

   Смотрят в лицо, отвечая, ищут   в глазах подтверждение    правильности ответа и только после кивка взрослого продолжают более уверенно, вопросы задают больше с целью установление контакта, ориентированны больше на отношения между людьми. После начало занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

                                      Восприятия оценки взрослого

Мальчиков интересует суть оценки, то есть то, что конкретно оценивается и что конкретно он   сделал не так.

Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо выполнили задание, так как бурная реакция не   позволит им рационально осознать, в чем именно они не правы.

 

Приложение 2

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ.

     В совместной игре происходит усвоение дошкольниками гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек среднего возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей девочек и мальчиков, как в детском саду, так и в семье и организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

     Для того, чтобы воспитать у мальчиков и девочек осознанное отношение к себе и окружающим, сформировать правильную модель поведения в совместных играх, были использованы следующие методы и приемы:

- наблюдение;

- беседы;

- дидактические игры;

- игра-тренинг;

- совместные игры;

- игры-ситуации;

- продуктивная деятельность.

 Наблюдения, беседы.

Наблюдения за поведением детей в быту, игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что дошкольники нуждаются в формировании правильной модели поведения. Семья является важным и определяющим фактором в воспитании ребенка. Именно на примере членов семьи дошкольники общаются в процессе совместных игр или иной продуктивной деятельности.

     Поэтому, первоначально была проведена беседа « Моя семья». На магнитной доске разместили ряд картинок с изображением членов семьи, где была представлена различная модель поведения . Дети с удовольствием прослушали рассказ педагога, обменялись мнениями . После этого, педагог задал ряд вопросов:

- Кто изображен на картинках? (Люди)

- Где здесь изображены мальчики и девочки, мужчины и женщины?

- Как Вы думаете – как одним словом можно назвать людей, живущих вместе?

- Что они делают?

- Как они это делают?

     После беседы по этой серии картинок, можно закрепить понятие «Семья. Поведение членов семьи» и ввести его в совместную игру для более осознанного восприятия дошкольниками.

     По мере наблюдений за совместной игрой дошкольников выяснилось, что девочкам действительно нужно меньше пространства, чем мальчикам.

     Девочки и мальчики стали играть чаще вместе, причем модель поведения их стала более правильной, что позволило создать замечательную атмосферу в группе.

 ИГРА – ТРЕНИНГ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ ИЛИ ПОДРУГА».

     После беседы и наблюдений за совместными играми была проведена игра-тренинг «Мой лучший друг или подруга». Была  создана среда для продуктивной деятельности дошкольников и соответственное заданию, эмоциональное настроение.

     Цели:

1.    Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе.

2.    Воспитывать уважение друг к другу.

3.    Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.

4.    Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

     Поскольку это совершенно новое задание для дошкольников, была проведена предварительная работа, состоящая в следующем:

- дошкольникам напомнили, что есть «девочка» и «мальчик», т.е. «девочка»- подруга, а «мальчик»- друг;

- предложили вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;

-увидеть какое настроение у них;

- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;

- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).

     После выполнения задания дошкольники кладут свои работы на стол, любуются ими, поддерживают дружескую беседу.

Приложение 3

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ.

 Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Для этого были внесены новые атрибуты и использованы опыт и знания, полученные детьми дома и в детском саду, учитывая гендерную принадлежность.

«КРАСИВЫЙ НАРЯД»

     Цель и задачи:

1. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.

2. Предоставить возможность занять позицию взрослого.

3. Отражать в игре личный опыт и знания.

4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

     Лада и Ваня играют в семью. Ваня предлагает девочке принарядиться. Для этого Лада сначала гладит кофточку, затем снимает юбку с вешалки  и одевает все на себя. Ваня оценивающе смотрит на Ладу и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.

     Было очень интересно наблюдать за процессом игры. Лада с таким умением  и быстротой выполняла все действия, а Ваня с уважением и теплотой помогал ей.

ИГРА-СИТУАЦИЯ «КИНОТЕАТР».

     Цель и задачи:

1.    Рассказать об устройстве кинотеатра.

2.   Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

     После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. На фото явно видно, что диалог происходит в дружеской обстановке, большинство детей общаются на нормальном уровне. Педагог при необходимости напоминает форму общения.

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.

     Совместные игры на прогулке способствуют благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию правильной модели поведения.

     Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек в игре.

     Дошкольники самостоятельно уже договариваются – чем займутся на прогулке. Кристина и Гриша решили построить крепость из комков снега. Они договорились, что вместе будут катать ком, а Гриша устанавливать его на место. Было любопытно наблюдать, как ребята спорили о постройке, но выглядело это очень дружелюбно со стороны. Гриша как строитель выдвинул свою версию постройки, а Кристина предложила ее потом украсить веточками и слепить рядом маленького снеговика.

 Таким образом, на прогулке могут общаться дошкольники в соответствии с полученными знаниями и опытом. Это дает возможность закрепить навыки культуры общения и построить модель поведения, соответствующую и адекватную данному полу.

Приложение 4.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ).

В ходе индивидуальной работы по рисованию была предложена тема: «НАРИСУЙ СВОЕГО СОСЕДА ПО ПАРТЕ».

     Цель и задачи:

1.    Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу.

2.    Учить разрешать конфликтные ситуации.

3.    Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

     При выполнении задания педагог предложила нарисовать своего соседа по парте. Дошкольники использовали различные художественные средства. Было очень интересно наблюдать,  как дети воспринимали друг друга, пытаясь и стараясь нарисовать красиво и аккуратно. У девочек, конечно, получился более похож рисунок на своего соседа, мальчика. Однако и мальчики постарались. После этого дошкольники обменялись рисунками, и пошли вместе и дружно доигрывать в игровые уголки.

     После проведенных практических занятий мои дети стали относится друг другу более доброжелательно. Мальчики с удовольствием помогают девочкам. Совместных игр в группе и на площадке стало намного больше.

Приложение 5

Методики по изучению гендерной социализации

старших дошкольников

I. Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек. (Источник: Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. -М.:ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития). с-22).

Цель: выявление представлений о роли и занятости мужчин в семье; уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины; определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин; изучение представлений о различиях мальчиков и девочек

1. Выявление представлений о роли и занятости мужчины и женщины в семье

1.1. Сколько человек в твоей семье?

1.2. Кто считается главой семьи?

1.3. Кто в вашей семье решает, что нужно купить?

1.4. К кому ты обратишься, чтобы тебе купили новую игрушку?

1.5. Что делает в семье папа (мама)?

1.6. Как мама заботится о членах семьи?

1.7. Какие обязанности в семье имеет папа?

2. Уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины

2.1. Кем работает папа (мама)?

2.2. Что ты знаешь о профессии папы (мамы)?

2.3. Какие орудия труда нужны папе (маме) для работы?

2.4. Какие мужские (женские) профессии ты знаешь

3.Определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин

3.1. Каким должен быть мужчина?

3.2. Какой должна быть женщина?

3.3. Какие произведения ты знаешь, где говорится о смелых, сильных мужчинах?

3.4.Какие произведения ты знаешь, где говорится о скромных, добрых, заботливых женщинах?

3.5. На кого из литературных героев ты хочешь быть похожим, почему?

4. Изучение представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения

4.1. С кем ты дружишь, почему?

4.2. Кого ты не хотел бы принимать в игру?

4.3. С кем ты иногда ссоришься, почему происходят эти ссоры?

4.4. Каким должен быть мальчик (девочка), с которым тебе хотелось бы дружить?

4.5. Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

II. Методика «Цветик-восьмицветик»

(Источник: «Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 128-129с.)

Цель: выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.

Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры – беседы.

Инструкция:

1. Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе;

2. Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму;

3. папу;

4. брата;

5. дедушку;

6. бабушку.

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.

Желтый: «близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.

Красный: «Активное взаимодействие».

 Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.

Голубой, синий: «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.

Зеленый: «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.

Фиолетовый: Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.

Коричневый: Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка.

Серый: Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку.

Черный: Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.

Ф.И. ребенка ___________________          

1. ________________ ________________

2. ________________ ________________

3. ________________ ________________

4. ________________ ________________

5. ________________ ________________

6. ________________ ________________

7. ________________ ________________

8. ________________ ________________

III. Методика «Нарисуй себя».

Источник: Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -62с.

Модификация методики «Нарисуй себя» /выявление уровня самооценки ребенка.

Альбомный лист складывается пополам, карандаши (черный, коричневый, красный, синий).

1. сведения о ребенке.

2. «плохой» мальчик

3. «хороший» мальчик

4. «я сам»

1. Сначала нарисуй «плохого» мальчика (девочку) коричневым и черным карандашами.

 Чем хуже мальчик (девочка), тем меньше должен быть рисунок.

 Совсем «плохой» займет очень мало места. Но должно быть ясно, что это рисунок человека.

2. А теперь нарисуй «хорошего» мальчика (девочку) красным и синим карандашами. Чем лучше будет мальчик (девочка), тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок.

3. На этом листочке нарисуй себя можно использовать все четыре карандаша.

Оценка результата:

Завышенная самооценка: выше 5 баллов

Норма - адекватно позитивное отношение к себе: от 3 до 5 баллов

Заниженная самооценка: ниже 3 баллов

IV. Методика «Рисунок семьи»

Источник: /Сост. Л.В. Огинец. СПб.:СПбГУ, ф-т психологии, 1992. Р. Бенс, С. Кауфман (1972г.) и П. Хоментаускас (1983г.) «Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 172-176с.

Модификация методики «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса.

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

1.  Кто нарисован?

2.  Где находятся? Что они делают?

3.  Им весело или скучно? Почему?

4.  Кто самый счастливый? Почему?

5.  Кто самый несчастный? Почему

6.  Два билета в цирк. Кого позовешь с собой?

7.  Семья идет в гости. Один остается дома. Кто?

8.  Строишь дом из конструктора, тебе не везет. Кого позовешь?

9.  На один билет меньше, чем членов семьи. Кто останется дома.

10.Попал на необитаемый остров. С кем хотел бы там жить.

11.Игра в лото. На одного челка больше. Кто не будет играть?

V. Метод беседы. «Определение уровня социального развития детей».

Источник: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии», -М.: «Просвещение», «Владос», 1995.

1.  В какие игры ты любишь играть?

2.  Есть ли у тебя любимые игрушки?

3.  Какие у тебя есть игрушки?

4.  Какая из них самая любимая?

5.  Как ты играешь с этими игрушками?

6.  В какие игры ты с ними играешь?

7.  Ты любишь играть одна или с другими детьми, взрослыми?

8.  С кем ты любишь играть в группе?

9.  Кем ты чаще бываешь в играх?

10.Кем бы ты хотела быть в играх?

VI. Интервью «Кто ты?" 

Источник (Видеозапись) Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008-47с.

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей старшего дошкольного возраста (отличительная сущность мужского и женского пола; полоролевое поведение мужчины и женщины в семье; в обществе).

1 Отличие женского пола от мужского

1. Кто ты есть мальчик или девочка? Кем будешь, когда вырастешь?

2. Чем ты отличаешься от (Сережи, Лены)

3. Как ты узнал(а), что ты мальчик (девочка)?

4. Что, как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?

2. Полоролевое поведение в семье

1. Мама кто у тебя? Папа кто у тебя?

2. Как в семье узнают, что мама есть женщина, а папа мужчина?

3. С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?

4. Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой) папой, (мамой) ты хочешь стать?

3. Полоролевое поведение в обществе

1. Кто такие мужчины и кто такие женщины?

2. Почему в мире существуют мужчины и женщины?

3. Кем работают мужчины и кем работают женщины?

VII. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986.)

В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком в процессе, которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с детьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам:

Вопрос: С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.  

VIII. Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога».

Уважаемые, педагоги. Как Вы считаете, какие ценности из приведенного списка более важны для Вас? Подчеркните не больше трех выбранных Вами ценностей.

 Если в приведенном списке нет каких-то важных для Вас ценностей, допишите.

  №          СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ        

 1          Личность (Я; чувство достоинства)                  

 2          Близкие (семья)                  

 3          Близкие (товарищество; дружба)                  

 4          Добро (доброжелательность)                  

 5          Гуманность (хорошее отношение; помощь)                  

 6          Самоопределение (выбор по своим интересам, целям)                  

 7          Реализация себя (проявить свои силы, умения, способности, свое творчество)                  

 8          Истина (познание, интерес к наукам)                  

 9          Саморазвитие (совершенствования себя)                  

10          Здоровье (физическое развитие)                  

11          Социализация (умение разобраться в жизни)                  

IX. Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»

 Уважаемые, родители! Как Вы считаете, какие ценности должны прививаться детям в ДОУ? Подчеркните не больше трех выбранных Вами ценностей.

 Если в приведенном списке нет каких-то важных для Вас ценностей, допишите.

  №          Список ценностей        

 1         Личность (Я; чувство достоинства)                  

 2         Близкие (семья)                  

 3         Близкие (товарищество; дружба)                  

 4         Добро (доброжелательность)                  

 5         Гуманность (хорошее отношение; помощь)                  

 6         Самоопределение (выбор по своим интересам, целям)                  

 7         Реализация себя (проявить свои силы, умения, способности, свое творчество)                  

 8         Истина (познание, интерес к наукам)                  

 9         Саморазвитие (совершенствования себя)                  

 10         Здоровье (физическое развитие)                  

 11         Социализация (умение разобраться в жизни)                  

X. Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности»

Методика «Самооценка уровня родительской компетентности»

Цель: определение степени сформированности родительской компетентности, владение знаниями, умениями и навыками воспитания и обучения детей с учетом их гендерных особенностей, а также представлений о педагогической деятельности ДОУ и активного участия родителей в ней.

Уважаемые родители! Оцените, пожалуйста, приведенные утверждения. Вам необходимо написать букву, соответствующую вашему ответу.

А – всегда;

Б -  не всегда, но часто;

В – не очень часто;

Г - не делаете никогда

  №          Утверждения        

 1 Люблю слушать рассказы о работе ДОУ по полоролевой социализации.          

 2 Жду с нетерпением ситуаций общения с участниками образовательного процесса.                  

 3    Считаю, что лекции по педагогике и психологии мне необходимы для воспитания своих детей.                  

 4   Останавливаюсь и читаю материал по полоролевой социализации, представленный в информационных буклетах.                  

 5   Покупаю по возможности книги и брошюры по психологии, вос-ю детей с учетом гендерных особенностей.                  

 6  Обращаю внимание на педагогические ситуации и стремлюсь к конструктивному их решению.                  

 7   Использую педагогические технологии «Диалоговое общение», «Т. самореализации» и др.                  

 8    Собираю собственную библиотечку по воспитанию детей.                  

 9    Участвую в разработке программ конкурсов для детей.                  

10  Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в ДОУ; стараюсь при этом кое-что записать.                  

11 Принимаю участие в подготовке конференций, материалов для размещения в газете ДОУ «СемьЯ», на сайте.                  

12   Участвую в детско-родительских проектах.                  

        13   Создаю совместно с ребенком портфолио его достижений.                  

14 Охотно представляю опыт семейного воспитания с помощью самопрезентации.                  

15 Участвую в подготовке и проведении совместных занятий и праздников, коллективно-трудовой деятельности.                  

        16 Соглашаюсь выступать на занятиях в родительской школе, на конференции        

17 Проявляю интерес к жизнедеятельности ДОУ по вопросам полоролевой социализации.                  

        18  Испытываю положительные эмоции от взаимодействия с ДОУ по вопросам полоролевой социализации.                  

        19  Использую знания, полученные в родительской школе в практике воспитания своего ребенка.                  

 20  Использую фольклор для позитивной социализации своего ребенка.

Первый этап. (Первые две недели сентября). Основной целью является выявление уровня сформированности гендерного представления ребёнка. Проводится для того, чтобы выбрать пути и методы для более эффективной организации образовательного и коррекционного процесса со всеми детьми и  с каждым ребёнком индивидуально.

Заключительный этап (две последние недели апреля). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

Список литературы:

1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. «Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2012»

2. Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.- Педагогическое общество России, 2006»

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте.- М., 1994г.»

4. Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя.- Издательство «Линка-Пресс», 2009»

5. Шелухина И.П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.- Издательство «ТЦ Сфера», 2008»

6. Федеральные Государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования,- УЦ Перспектива, 2011»

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №6\2011. «Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учётом гендерного подхода» Л. Бунина

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №7\2012 «Организация деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». Климина Л.В.

9. Велиева И. «Диагностика в ДОУ: гендерный подход//Обруч. 2009 №3».

10. Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика-учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- Самара. Учебная литература, Изд. дом «Фёдоров», 2008».

11. Щетинина А.М., Иванова О.И. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие- М.:ТЦ «Сфера», 2010


Приложение 1

Результаты диагностики уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-7 лет

Группа:__________Дата проведения__________

Воспитатели:_____________________________

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

Показатели наблюдения (уровни)

Способность идентифицировать себя с представителями своего пола

Умение соотносить своё гендерное поведение с поведением других

Умение заботится о своём здоровье, организме, чистоте, внешнем виде

Знания о женских и мужских видах деятельности, профессиях

Представление о партнёрском характере жизни в семье и ДОУ

Итого %    низкий

средний

высокий

Условные обозначения:       низкий                    средний                высокий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности детей-логопатов старшего дошкольного возраста .

Слайд 2

Гендер -социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными .

Слайд 3

Компоненты гендерной социализации: Когнитивный — гендерное самосознание: «Я знаю, что я девочка/мальчик». Эмоциональный — гендерная идентичность (переживания): «Я чувствую себя девочкой/мальчиком». Поведенческие роли — гендерные роли и особенности поведения (поступки): «Я веду себя как девочка/мальчик» Дифференцированные представления: «Мы – разные»

Слайд 4

Психологический портрет Девочки Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить , проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры. Мальчики У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще.

Слайд 5

Девочки Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы. Мальчики Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

Слайд 6

Девочки В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого. Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения. Мальчики В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих глаголы и междометия, предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают помогающие передать действия.

Слайд 7

Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по разному. Девочки Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Мальчики У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Как  эффективно строить работу по развитию психомоторных функций  у  детей,  с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направл...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...