Мастер-класс для педагогов ДОУ . Технологии "Утренний круг", "Ровесничество"
консультация

Волошина Наталья Владимировна

Необходимость нововведений в Программу «От Рождения до Школы» связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки.

Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом.

По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sentyabr.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ.

Технологии «Утренний круг», «Ровестничество»

 

         Необходимость нововведений в Программу «От Рождения до Школы» связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки.

Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом.

По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

    Основные инновации пятого издания Программы.

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр. Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг. Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.

Вводятся новые образовательные технологии:

  • пространство детской реализации,
  • образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации,
  • «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
  • Сегодня мы поговорим о «ровестничестве» и «утрений и вечерний круг».

Под Ровестничество понимает: «Путь к нормализации жизни детей в детском саду, то есть изменение структуры отношений между детьми и персоналом детского сада. Это снятие регламентации в поведении детей, освобождение их от назойливого лидерства взрослого, появление обращенности друг к другу, способствующее становлению группы ровесников.

Ровестническое образование учит дошкольников общаться, сострадать, помогать в беде не только друг другу, но и взрослым. Одной фразой: воспитывает людей 21 века!

ПЕДАГОГИКА РОВЕСНИЧЕСТВА – социокультурный взгляд на педагогику, одна из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между детьми (и наиболее доступная для самоорганизации усилиями педагогов). Работа дошкольного учреждения заключается в смысле деятельности ДОУ - подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире.

Для этого в детском саду должны быть созданы условия, обеспечивающие качественное образование, которое определяется высоким уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников; удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями, соответствием образовательного процесса государственному стандарту. При внедрении педагогики РОВЕСНИЧЕСТВА, предполагается взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью их первичной социализации.

Создание условий для организации взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста, обогащения социальным опытом младших детей при помощи старших.

Задачи взаимодействия 1. Создавать необходимую предметно-пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении. 2. Расширять интересы детей и их направленность. 3. Обеспечивать каждому ребёнку чувство комфорта, радости от общения с детьми другой возрастной группы. 4. Объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу. 5. Организовывать коллективную деятельность, позволяющую представить значимость каждого ребёнка для получения значимого результата. 6. Формировать у детей способы проявления заботы о младших.

Мы с вами сегодня подробно рассмотрим новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

И ещё конкретней: утренний круг по программе «От рождения до школы».  

  • В режиме дня действительно появились такие элементы, как утренний и вечерний круг. (с. 36)

Что же такое утренний круг?

Утренний, вечерний круг – ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.

Утренний, вечерний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, само регуляции детей.

В Программе утренний, вечерний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие).

Дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.  

Как это выглядит? Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться.

Место круга в жизни детей: начинается утренний круг в 8.40 и заканчивается в 9.00. Длится 20 мин. Что нам может понадобиться? Часы, правила, атрибуты, мольберт.

Структура утреннего круга:

 1.Условный сигнал начала круга

2. Приветствие

3. Орг.момент

4. Работа с календарем

5. Новости дня

6. Содержательная часть

7. Завершающий ритуал

Рассмотрим каждый структурный компонент.

Условный сигнал начала круга (Что это может быть?)

Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные.

У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление.

Дети усаживаются в круг лицом друг к другу.

Приветствие. Есть требования к приветствию. Короткое. Личностно-ориентированное. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

Организационный момент.

Работа с календарем.

Новости дня – информирование.

Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения.

Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы. Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает.

Например, задачи того, кто делится информацией: говорить громко и понятно; представлять новости кратко и четко; предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы; отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи.

Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети. Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность: сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями; внимательно слушать сообщение; воспринимать новые идеи с уважением; задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес; демонстрировать уважение к тому, кто делится; внимательно слушать вопросы и комментарии других. Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.

Содержательная часть утреннего круга.

Варианты:

  • Новости детей.
  • Установка правил группы.
  • Завязка и развитие темы.
  • Завязка и развитие события.
  • Планирование.
  • Мозговой штурм.
  • Обсуждение.
  • Завершающий ритуал: дать «пять» воспитателю, ударить в барабан, прочитать короткий стишок.

           Утренний круг – это не занятие. Ошибкой будет, если воспитатель будет проводить его в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности.

Мастер-класс «Утренний круг» по теме «Птицы».

 Условный сигнал начала круга. Звучит барабан. Дети собираются в круг.

Приветствие:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поздороваемся по-особенному: плечиками. По кругу приветствуют друг друга прикосновением плеча к плечу и рассаживаются кругом.

Организационный момент: работа с календарем.

Воспитатель: -Сегодня дежурный по календарю Лена.

Лена выходит и отмечает все, что скажут дети.

-Какое сейчас время года? (осень)

-Какой месяц? (сентябрь)

-Какое сегодня число? (22)

-Какой день недели? (четверг)

-Молодцы, быстро все назвали и отметили.

Новости дня – информирование.

Воспитатель: -Тема недели какая? (Птицы)

-Коля и Вероника приготовили сообщения о птицах, которые им нравятся. Сообщения детей.

-Если есть вопросы, можете их задать Коле (Веронике). Содержательная часть утреннего круга.

Мозговой штурм.

Воспитатель: -На какие две группы можно разделить всех птиц? (перелётные и зимующие).

-У меня есть карточки с изображением птиц.

Помогите мне разложить их на группы. Девочки собирают группу перелётных птиц, а мальчики – зимующих.

(Дети раскладывают карточки внутри круга. Обсуждают результат.)

 -Молодцы. Все правильно сделали.

П/и: А теперь, девочки будут изображать зимующих птиц (клюют зернышки на кормушке), если я таких назову, а мальчики – перелётных (летают в кругу).

Воспитатель называет птиц.

Пополнение РППС.

Воспитатель: -Для того, чтобы вы еще больше узнали о птицах я в центрах развития положила:

  Центр художественно-эстетического развития – раскраски птиц, пластилин, чтобы можно было вылепить птицу.

 Центр конструирования пополнила д/и «Собери картинку с птицей».

 В центре здоровья и спорта обручи и шапочки с изображением птиц помогут организовать п/игры.

 Центр природы и науки – энциклопедии «Всё о птицах», «Птицы России».

Планирование.

Воспитатель: -Птиц нужно беречь! А как это можно изобразить? (предложения детей)

-Предлагаю вам нарисовать знак «Берегите птиц!» и на следующем утреннем круге рассказать о вашем рисунке.

Завершающий ритуал.

Воспитатель: -Завершить утренний круг сегодня я предлагаю игрой на музыкальном инструменте… (показывает инструмент).

- На каком инструменте поиграем? (бубенчики)

По кругу каждый из детей звенит бубенчиками.

Старший воспитатель Кузнецова М.А.

Сентябрь 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге.

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге для воспитателей ДОУ....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Мастер-класс для родителей "Занимательные опыты в кругу семьи"

Кухня – идеальное место для научной лаборатории. Дети это понимают сразу, и едва научившись ползать, единогласно признают кухню лучшим местом в доме. Тут столько можно найти интересных предметов...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать проце...

Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия для первой младшей группы в ДОУ

laquo;Круги Луллия» является великолепным средством, котороеВо-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: - социал...