Проект познавательно- творческий " Народный промысел игрушки"
проект (средняя группа)

Зинченко Ирина Леонидовна

 

Название проекта: «Народный промысел игрушки».

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь-апрель

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Форма проведения: групповая

Актуальность:

Что знаем мы о старине, о днях давно минувших? Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается забытое прошлое, и мы
по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не

приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Сейчас очень редко встретишь родителей, которые покупают или мастерят своими руками народные игрушки для своих детей, ценя их и объясняя детям откуда пришли к нам такие игрушки. А ведь это очень важно.

 Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творческую   личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения игрушек, кукол для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями игрушек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки; способствуем гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Так давайте же будем приобщать наших детей к традициям, к культуре наших предков, воспитывать в детях нравственно-патриотические чувства, уважение, гордость за свою землю, на которой они живут. И наши дети непременно скажут нам за это огромное спасибо!

Цель проекта:

 Развитие нравственно-патриотических чувств в процессе приобщения               к народно-прикладному искусству.

Задачи проекта:

     Образовательные:

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная), с характерными особенностями разных промыслов.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.

Воспитательные:

  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Задачи для родителей:

  • Развивать совместное творчество родителей и детей.

 

  • Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

 

Ожидаемый результат:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

 

 Выводы:

  Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности.

   Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родители.

   Родители приняли активное участие в реализации проекта.  

 

МЕРОПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ

Прослушивание русской народной сказки «Жихарка»

 

Учить внимательно слушать сказку, помочь детям определить качества и характер героев


Консультация для родителей: «Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в детском саду»

 

Познакомить родителей с народно-прикладным искусством



 

Разучивание р.н. игры «Ходит Ваня»

 

Учить детей двигаться по кругу спокойным шагом, держась за руки; на плясовую музыку исполнять простейшие движения

 


 

 

Конспект ООД по познавательному развитию: «Здравствуй, народная игрушка

 

»Формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, продолжать знакомить с устным народным творчеством

 


С/Р игра «Пригласим матрёшек на чаепитие»

 

Сформировать представление о русской традиции: встречать гостей хлебом-солью, приглашать в дом на чай; развитие умения у детей реализовывать игровой замысел; закрепить знание детей о чайной 

 

 


Разучивание песни «Весёлые матрёшки»

 

Разучить с детьми новое произведение- песню «Весёлые матрёшки», развивать творческие и музыкальные способности дошколят


Д/И «Собери матрёшку»

1 вариант/2 вариант

 

Закреплять знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение


 

Конспект ООД по декоративному рисованию «Дымковская уточка

 

»Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой

 


Разучивание р. н ритмической игры

«Конь бежит»

 

 

Познакомить детей с русским народным творчеством, малыми фольклорными формами создание радостной атмосферы игровой деятельности


 


Чтение р.н. сказки

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

Познакомить детей с р.н сказкой, помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их


Конспект ООД по декоративному рисованию: «Дымковские лошадки»

 

Познакомить с декоративно-прикладным искусством; формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров

 


Прослушивание р.н. мелодии «Как под горкой под горой»

 

Приобщить детей к истокам русского народного фольклора

 


Загадывание загадок про народную игрушку

 

Продолжать обучать детей отгадыванию загадок Активизировать словарный запас

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Р.Н. Подвижная игра

«Мороз красный нос»

 

Развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения


Прослушивание р. н. песни «Барыня»

 

Приобщить детей к истокам русского народного Фольклора


Конспект ООД по лепке с использованием бросового материла «Дымковская барышня»

 

Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть её красоту и самобытность.
Закрепить знание о промысле


Знакомство с р. н. игрой «Петушок и курочка»

 

Познакомить детей с русским народным творчеством, малыми фольклорными формами создание радостной атмосферы игровой деятельности


Прослушивание р. н.

мелодии «Калинка»

 

Приобщить детей к истокам русского народного Фольклора


 


Чтение стихов про дымковскую игрушку

 

Приобщать детей к чтению художественной

литературы о народной игрушке.


Конспект ООД по декоративному рисованию не традиционным способом по снегу: «Дымковские уточки»

 

Продолжить знакомить детей  с дымковской игрушкой, особенностями узора


Чтение стихов про Филимоновскую игрушку

 

Приобщать детей к чтению художественной

литературы о народной игрушке


Разучивание хоровода
«Было у матушки
12  дочерей»

 

Познакомить детей с элементаминародного танца

 


Конспект ООД по познавательному развитию «Филимоновские игрушки»

 

Расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи на бумажном силуэте лошадки


Подвижная игра

«Горелки»

 

Приобщить детей к истокам народной культуры


Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Мир каргопольской игрушки»

 

Совершенствовать знания детей о каргопольской народной игрушке

 

 


 

Разучивание р. н. танца
«Ой, заинька»

 

Познакомить с произведением р. н. фольклора, прививать любовь к народному творчеству

 

 


 

Чтение р. н. сказки «Снегурочка»

 

Познакомить детей с р.н сказкой, способствовать развитию связной монологической речи


Прослушивание р. н. песни: «Ах, вы, сени»

 

Познакомить с малыми формами жанра


Чтение р. н. сказки

«Маша и медведь», рассматривание иллюстраций

 

Познакомить детей с р.н сказкой, воспитывать любовь к народному творчеству.


Русская народная игра

«Дети и медведица»

 

Развивать двигательную и речевую активность детей


Конспект ООД по лепке «Каргопольская медведица»

 

Совершенствовать знания детей о каргопольской народной игрушке, через лепку медведей

в народном костюме

 

 


Развлечение для детей средней группы

«Матушка с ярмарки пришла»

 

Приобщить детей к русскому народному творчеству

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Проект «Посуда» Вид проекта: познавательно-творческий.

Проект  «Посуда»Вид проекта: познавательно-творческий.Время реализации: третья неделя января.Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, воспитатель по обучению татарск...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность:         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...