Программа дополнительной образовательной услуги "Говорящие пальчики"
рабочая программа (младшая группа)

Возраст 2 -3 года

Дополнительная образовательная услуга, расчитана на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_govoryashchie_palchiki.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам

Администрации Заводоуковского городского округа

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования

Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»

Принята на заседании                                                                                                     Утверждаю

Педагогического совета _____                                                             директор  Е. В. Бушмелёва

От «____»______________2021г.                                                         Детский сад «Светлячок»          

.Протокол №______                                                                              «_____»__________2021г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - гуманитарной направленности

«Говорящие пальчики»

Возраст обучающихся: 2-3 года

Срок освоения программы: 1 год

Автор-составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна,

воспитатель

г. Заводоуковск, 2021 год

Содержание

1. Содержание

1

2. Пояснительная записка

2-3

3. Цели, задачи

4

4. Учебный план программы

5-7

5. Календарный учебный график

8-9

6. Содержание программного материала

7. Методические материалы

10

11

  1. Требования техники безопасности

12

9. Организация мероприятий с обучающимися и родителями

12

10.Оценочные материалы

13-14

  1. Литература

15

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Говорящие пальчики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. .Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  1. .Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении

изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам» (09.11.2018 г. № 196)

  1. Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении

Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования

детей»

  1.  Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

6. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

7. СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

8. Устав образовательной организации.

9. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорящие пальчики» носит социально-педагогическую направленность. И направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности и отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации игровой деятельности с детьми раннего возраста.

 За основу построения дополнительной образовательной программы «Говорящие пальчики» взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи.

Игра как деятельность успешно решает задачи познавательного и речевого развития, так как игра - ведущий вид деятельности детей, она понятна и доступна детям.

Актуальность данной программы обусловлена более ранним началом систематического обучения, и заключается в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

При составлении программы руководствовалась авторской программой «Пальчиковые игры» Е. и С. Железновых

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде игр, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию действий. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.      

Отличительной чертой данной программы является связь изобразительного с физическим и речевым развитием. Совокупность, вариативность педагогической технологии обеспечит интеллектуальное, личностное развитие ребенка.

Цель программы: Понимание и развитие речи детей 2-3лет.

Программа предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

 Учить понимать на слух тексты пальчиковых игр, обогащать активный и пассивный словарь детей

Развивающие :

 Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

 Развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Воспитательные:

 Вызвать у детей положительные эмоции в процессе совместной деятельности с воспитателем.

Воспитывать усидчивость, внимание.

Прогнозируемый  результат

Ребенок:

·        самостоятельно  или с помощью взрослого выполняет различные движения пальцами, руками;

·        слушает и выполняет инструкцию взрослого;

·        имеет представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы), знает названия пальцев рук;

·        сочетает пальцевые упражнения с речевым сопровождением;

·        соблюдает приемы и правила работы с пластилином, красками, мелкими игрушками;

·        концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы организации – образовательная деятельность, 2 раза в неделю, продолжительностью 8-10 минут.

Общее количество часов, отведённых на реализацию программы - 92.

1. Учебный план

№п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Форма аттестация/

контроля

теория

практика

  1. «Пальчиковые игры под музыку» Е. и С.Железновых

1.1

«Кыш муха»

1

1

1.2

«Есть в лесу»

1

1

1.3

«Мальчик с пальчик»

1

1

1.4

«Что мы любим»

1

1

1.5         «Воздушный шарик»

1

1

1.6         «Зайка прыгал»

1

1

1.7         «Обезьянки»

1

1

1.8         «Пальчик»

1

1

1.9         «Пора начинать»

1

1

1.10       «Приветствие»

1

1

1.11       «Я хочу построить..»

1

1

1.12       «Кошка и мышка»

1

1

1.13       «Весёлые маляры»

1

1

1.14       «Повар»

1

1

1.15       «Колобок»

1

1

1.16       «Пила,пила»

1

1

1.17       «Лодочка»

1

1

1.18       «Птички в гнезде»

1

1

1.19       «Ладошки»

1

1

1.20       «Мой зонтик»

1

1

1.21       «Тук - ток»

1

1

1 22       «Пчёлки»

1

1

1.23       «Горочка»

1

1

23

23

  1. «Сенсорные игры»

2.1

«Спрячь и достань игрушку»

1

1

2.2

«Кати мяч»

1

1

2.3

«Волшебные бусины» (Фрёбеля)

1

1

2.4

«Втулочки»

1

1

2.5

«Гусеница»

1

1

2.6

«Нанизывание колец на стержень»

1

1

2.7

«Сортер»

1

1

2.8

«Чудесный мешочек»

1

1

2.9

«Собери счётные палочки»

1

1

2.10

«Лабиринт»

1

1

2.11

«Сухой бассейн»

1

1

2.12

«Собери матрёшку»

1

1

2.13

«Золушка»

1

1

2.14

«Прищепки»

1

1

2.15

«Плыви кораблик»

1

1

2.16

«Поймай рыбку»

1

1

2.17

«Моталочка»

1

1

2.18

«Мозаика»

1

1

2.19

«Зашнуруй»

1

1

2.20

«Игры с водой»

1

1

2.21

«Игры с песком»

1

1

2.22

«Легоконструирование»

1

1

2.23

«Обведи пальчиком»

1

1

23

23

  1. «Пальчиковые игры»

3.1

«Этот пальчик хочет спать»

1

1

3.2

«Дружат наши дети»

1

1

3.3

«Этот пальчик в лес пошёл»

1

1

3.4

«Птички пьют из бочонка»

1

1

3.5

«Поросята»

1

1

3.6

«Котята»

1

1

3.7

«Сорока - белобока»

1

1

3.8

«Капуста»

1

1

3.9

«Баиньки - баиньки»

1

1

3.10

«Моя семья»

1

1

3.11

«Тук - тук»

1

1

3.12

«Сидит белка на тележке»

1

1

3.13

«Песенка моя»

1

1

3.14

«Ля,ля,ля»

1

1

3.15

«Мама, мама»

1

1

3.16

«Замок»

1

1

3.17

«Петушок»

1

1

3.18

«Весёлый крик»

1

1

3.19

«Спуск по лестнице»

1

1

3.20

«Поехали потихонечку»

1

1

3.21

«Дом»

1

1

3.22

«Мишка косолапый»

1

1

3.23

«Чай»

1

1

23

23

  1. «Лепка»

4.1

«Забавная игра»

1

1

4.2

«Пластилиновая мозаика»

1

1

4.3

«Соломка»

1

1

4.4

«Булка с изюмом»

1

1

4.5

«Снег идёт»

1

1

4.6

«Пирожки»

1

1

4.7

«Колбаска»

1

1

4.8

«Сушки»

1

1

4.9

«Шарики»

1

1

4.10

«Цветочек»

1

1

4.11

«Мухомор»

1

1

11

11

2.Календарный учебный график

 

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

(раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.)

Мероприятия за рамками учебного плана

сентябрь

02

07

09

14

17

21

24

28

В 15.30

каждый день

8

в неделю

  1. «Кыш муха», групповая

2.1 «Спрячь игрушку»

3.1 «Этот пальчик...»

4.1 «Забавная игра»

1.2 «Есть в лесу»

2.2 «Кати мяч»

3.2 «Дружат в нашей ...»

Итог (повторение)

Наблюдение, опрос

Диагностика

 Рисование

«Дождик»,

октябрь

05

07

12

14

19

21

26

28

8

1.3 «Мальчик с пальчик»

2.3 «Волшебные бусины»

3.3 «Этот пальчик в лес...»

4.2 «Пластилиновая мозаика»

1.4 «Что мы любим»

2.4 «Втулочки»

3.4 «Птички пьют из бочонка»

Итог (повторение)

Наблюдение, опрос

Рисование

«Осенние

листочки»

ноябрь

02

04

09

11

16

18

23

25

15.30

8

1.5 «Воздушные шары»

2.5 «Гусеница»

3.5 «Поросята»

4.3. «Соломка»

1.6 «Зайка прыгал»

2.6 «Нанизывание колец»

3.6 «Котята»

Итог (повторение)

Наблюдение, опрос

Рисование

«Украсим шапку»

декабрь

02

07

09

14

16

21

23

28

15.30

8

1.7 «Обезьянки»

2.7 «Сортер»

3.7 «Сорока - белобока»

4.4  «Булка с изюмом»

1.8 «Пальчик»

2.8 «Чудесный мешочек»

3.8 «Капуста»

Итог (повторение)

Наблюдение, опрос

Рисование

«Елочка с игрушками»

январь

18

20

25

27

15.30

4

1.9 «Пора начинать»

2.9 «Собери сч. палочки».

3.9 «Баиньки»

Итог (фотоотчёт)

Наблюдение, инд.опрос

Рисование

«Снеговик»

февраль

01

03

08

10

15

17

22

24

15.30

8

1.10 «Приветствие»

2.10 «Лабиринт»

3.10 «Моя семья»

4.5 «Снег идёт»

1.11 «Я хочу построить дом»

2.11 «Сухой бассейн»

3.11 «Тук - тук»

Итог (оформление газеты папам)

Наблюдение, опрос

Рисование

«Подарок папе»

март

01

03

08

10

15

17

22

24

15.30

8

1.12 «Кошка и мышка»

2.12 «Собери матрёшку»

3.12 «Сидит белка»

4.6  «Пирожки»

1.13 «Веселые маляры»

2.13.»Золушка»

3.13 «Песенка моя»

Итог (выставка поделок для мам)

Наблюдение, опрос

Рисование «Подарок маме»

апрель

05

07

12

14

19

21

26

28

15.30

8

1.14 «Повар»

2.14 «Прищепки»

3.14 «Ля - ля»

4.7 «Колбаски»

1.15 «Колобок»

2.15 «Плыви кораблик»

3.15 «Мама - мама»

Итог (видеопрезентация игр)

Наблюдение,опрос

Рисование

«Одуванчик»

май

03

05

10

12

17

19

24

26

15.30

8

1.16 «Пила -пила»

2.16 «Поймай рыбку»

3.16 «Замок»

4.8 «Сушки»

1.17 «Лодочка»

2.17 «Моталочка»

3.17 «Петушок»

Итог (открытое занятие)

Рисование ладошкой

июнь

07

09

14

16

21

23

28

30

15.30

8

1.18 «Птички в гнёздышке»

2.18 «Мозаика»

3.18 «Весёлый круг»

4.9 «Шарики»

1.19 «Ладошки»

2.19 «Зашнуруй»

3.19 «Спуск по лесенке»

Итог: игры по замыслу

Рисование

ладошкой

июль

05

07

12

14

19

21

26

28

15.30

8

1.20 «Мой зонтик»

2.20 «Игры с водой»

3.20 «Поехали потихонечку»

4.10 «Цветочек»

1 21 «Тук - ток»

2.21 «Игры с песком»

3.21 «Дом»

Итог: игры по замыслу

Рисование

ладошкой

август

02

04

09

11

16

18

23

25

15.30

8

1.22 «Пчёлки»

2.22 «Легоконструирование»

3.22 «Мишка косолапый»

4.11 «Мухомор»

1.23 «Горочка»

2.23 «Обведи пальчиком»

3.23 «Чай»

Итог: диагностика

Рисование

ладошкой

  1. Содержание программного материала

Пальчиковые игры:

 

- обучать точным движениям пальцев правой и левой руки,

- развивать умение загибать пальчики в порядке очерёдности,начиная с мизинца,

- договаривать выделенное слово,

- развивать умения координировть движения пальцев правой и левой руки,

- совершенствовать действия на поверхности стола,

- развивать умения показывать по очереди пальцы на поверхности стола,

- развивать умение вращать кистями рук,

- закреплять умение выполнять различные движения пальцами в соответствии текста,

- формировать умение выполнять движения ладонями, кулачками, проговаривая слова,

- формировать движения пальцами и ладонями в разном темпе,

- совершенствовать ручную умелость.

Сенсорные игры:

- Развивать тактильную чувствительность,

- продолжать знакомить с игрушками и их свойствами,

- развивать мелкую моторику,

- учить выполнять простейшие действия с предметами,

- развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем,

- упражнять в практическом действии с мелкими предметами.

 

Лепка:

- познакомить детей с пластилином,

- научить разминать его пальцами и ладонями обеих рук,

- продолжать знакомить с пластилином и его свойствами,

- учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска и прикреплять к плоской поверхности,

- учить раскатывать пластилин прямыми и скатывать круговыми движениями,

- развивать умение вдавливать детали в пластилиновую основу,

- учить прикреплять шарики к основе,

- развивать умение создавать изображение из пластилина,

- развивать воображение,

- развивать умение действовать по показу

  1. Методические материалы

4.1Методические обеспечение программы

№п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма проведения итогов

1.

«Пальчиковые игры» Е. и С Железновых

групповая

Наглядные,

словесные

Картотека музыкальных пальчиковых игр, аудио пособие

Видеопрезентация

2.

«Сенсорные игры»

Групповая, индивидуальная

Наглядные, словесные,

практические,

исследовательские, проблемно - поисковые

Игры и игрушки:

  1. мешочек с игрушками,
  2. «Волшебные бусы» (Фрёбель),
  3. «Гусеница»,
  4. «Сортер»,
  5. Матрёшки разных размеров,
  6. Прищепки,
  7. Удочка,рыбки магнитные.
  8. Мозаика,
  9. «Лего»
  10. Мячи,
  11. Втулки,
  12. Пирамидки,
  13. «Сухой бассейн»,
  14. Крупы, ёмкости,
  15. Кораблики,
  16. «Моталочк»
  17. «шнуровки»
  18. Песок, вода.

фотоотчёт

3.

«Пальчиковые игры» (детский фольклор)

Наглядные, словесные

Картотека пальчиковых игр

Видеопрезентация

4.

Лепка

Групповая,

индивидуальня

Наглядные, словесные,

практические,

исследовательские, проблемно - поисковые

Пластилин,

Доски для лепки

выставка

4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Результат реализации Программы «Говорящие пальчики» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

4.3.Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана

- образовательная деятельность по рисованию пальчиками и ладошками,

- организация выставок творческих работ детей,

- фотоотчёты,

- видеоролик,

- изготовление дидактических игр.

                                         

 5. Оценочные материалы.

Диагностирование направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.

Падают, падают, листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.

ОЦЕНКА

1-й показатель — управление руками (плавность движений).

Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.

Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.

Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.

2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».

Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.

Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.

3-й показатель  управление пальцами рук – «Семейка»

Низкий уровень — ребенок выполняет движения несинхронно или только на одной руке, или открывает сразу по  два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.

Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок. Результаты заносятся в таблицу.

Литература

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..

2. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.

3. Новосёлова И.А. Динамические черты и занятия с детьми раннего возраста. – М: Просвещение, 1985.-168Сс.

4. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.

6. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005.

7. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

8. РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....

Программа дополнительного образования "Послушные пальчики"2 младшая группа

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В этой программе используются нетрадиционные техники для ручной умелости.Тесное сотрудничество с...

Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.

Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....

Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"

Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"...

Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (с использованием нетрадиционных техник рисования) для детей 2 - 4 лет

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает...