Проект для детей старшей группы «Весенние сказки тетушки Ивы»
методическая разработка (старшая группа)

Леонова Мария Олеговна

Проект разработан для детей старшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx497.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила студентка МАГ-48

Леонова Мария Олеговна

Проект для детей старшей группы «Весенние сказки тетушки Ивы».

Время проведения: конец марта (накануне празднования всемирного дня воды – 22 марта), срок проведения – 1 неделя.

Замысел (смысл, идея) педагога: каждый день готовит детей к новым открытиям, которые основаны на весенних сказках тетушки Ивы, а также собственных открытиях детей (которые отражаются на «доске открытий юных исследователей»). Педагог через сказки тетушки Ивы обогащает представление о воде в природе, о весеннем явлении - наводнении, круговороте воды в природе через экспериментальную деятельность (закрепляет умение действовать по картам схемам – моделям, определяющим условия и содержание деятельности).

Идея проекта. При реализации проекта каждый ребенок фиксирует свое открытие (результат наглядно-действенного способа познания, наблюдения) на «доске открытий юных исследователей» с помощью фото или зарисовок, у каждого ребенка будет собственное «открытие», которое будет представлять для него ценность. Личные открытия каждого ребенка будет заражать интересом других детей, учить детей делиться собственным опытом.

Также интерес детей основан на интересе детей к серии коротких рассказов «Весенние сказки тетушки Ивы». А также возможности при помощи педагога создать своими руками и с помощью различных приемов (рисование, аппликация, лепка, конструирование) серию мультфильмов по данным сказкам. Мотивация ребенка: взаимодействие со взрослыми, как партнерами по созданию мультфильма, получения продукта совместной деятельности, решение в ходе создания продукта творческих задач, развитие у ребенка продуктивного воображения.

Смысл участия в образовательном проекте для детей (вопросы, на которые было бы интересно ответить детям): Почему весной снег превращается в воду? Почему весной может идти снег и дождь? Куда пропадают лужи? Почему весной происходят наводнения? Как создаются мультфильмы, можем ли мы стать юными мультипликаторами?

Возростосообразность проекта: у детей старшего дошкольного возраста преобладает  наглядно-действенный способ познания, если у ребенка появляется интерес к деятельности, это отражается в самостоятельности ребенка в деятельности: умение поставить перед собой задачу, выбрать необходимый инструменты (инвентарь), понять поставленную задачу (что нужно делать), способы достижения задачи (как делать), зафиксировать результат (фото, зарисовка). Данный проект стремится с помощью карт экспериментов и «доски открытий юных исследователей» вызвать у детей интерес к экспериментированию, расширение представлений о свойствах воды, ее значении в природе. Также помимо исследовательских задач в рамках проекта детям предлагается решить разнообразные творческие задачи, конечным продуктом которых будет выступать мультфильм «Весенние истории тетушки Ивы о воде» по одноименной книге Натальи Карповой.

Продукт недели: создание 5 серий мультфильма «Весенние сказки тетушки Ивы»: «Салочки», «Снеговик и тучка», «Дочки тучки», «Наводнение», «Две лужи». Дети с родителями могут смотреть данные мультфильмы дома. Дети могут использовать в игровой деятельности продукты создания мультфильма и продолжить сюжет мультфильма по собственному замыслу. Плакат с QR-кодами для родителей «Весенняя вода».

Цель проекта: развитие и поддержка интереса детей к теме вода в природе, накопление опыта проведения эксперимента, создание серии коротких мультфильмов по данной теме.

Планирование по дням недели.

Предварительная работа: развивать умение детей работать с картами экспериментов.

Неделя, предшествующая проекту: внесение в среду и частичное чтение книг: Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы»; В.Бианки «рыбный дом»; М.Пласов «Капля в море»; Евгений Мар «Океан начинается с капли». Отрывки: Богатырь-колесо, Ваше время истекло (знакомство с водяными часами), Паровой шар (принципы работы перового двигателя); Марта Гумилевская «Почему так бывает». Отрывки: вечер второй «Следом за каплей»: почему идут дожди, королевство вечернего мрака, почему море соленое, почему бывают водопады; вечер третий «Близкие родственники»: почему бывают туманы, туманы в городе, почему бывает роса, где рождается снег.

Наполнение зоны экспериментирования материалами, необходимыми для проведения экспериментов, разработка карт экспериментов для детей старшего возраста (О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», Дмитриева Е.А. «Детское экспериментирование карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками», М.Султанова «Простые опыты с водой»). Составление таблицы условных (символьных) обозначений

Наполнение зоны для конструирования: схемы для конструирования мосты, дамба, суда, самодельный водопад; дидактическое задание «Зачеркни лишнюю деталь», «Соотнести части – целое (объемные геометрические фигуры)», «Подбери иллюстрацию», «Сосчитай фигуры в иллюстрации».

Наполнение зоны настольных игр: лабиринты «Корабли и острова», «Найди кран, который нужно выключить» и др., лото «Кому нужна вода», «Что вредно и полезно для природы (воды)», лото «Кто живет в воде?», лепбук «Вода вокруг нас».

Наполнение зоны сюжетно-ролевой игры: Порт (игра полесье).

Образовательное предложение взрослого. Ребята, вы любите праздники? А какой праздник у вас любимый? Я сегодня хочу рассказать Вам об одном празднике, он празднуется 22 марта (сегодня, вчера, завтра) и называется он всемирный день воды. А что мы с вами знаем о воде? (ответы детей). Вода таит в себе много тайн, которые нам с вами предстоит открыть. И чтобы сделать это мы с Вами превратимся в юных исследователей, мы будем изучать различные свойства воды, а результаты своих наблюдений и экспериментов мы будем размещать на эту доску (большой ватман). Посмотрите, это доска открытий юных исследователей, на ней наклеены ваши фотографии (картинки со шкафчиков), сюда вы сможете разместить свои наблюдения, открытия в виде небольшого рисунка или фотографии. Эти открытия вы сможете сделать в уголке экспериментов, на улице, дома с родителями. А в конце недели каждый из вас расскажет о своем открытии.

Работа с родителями: родителям совместно с детьми предлагается провести интересные, необычные опыты с водой, сделать фото результата эксперимента, самостоятельно нарисовать карту эксперимента, снять видео эксперемента результат ребенок принесет в детский сад, подкрепит к доске открытий, расскажет о своем опыте детям и педагогу. Рекомендации родителям: посетить Петропавловскую крепость и рассказать детям историю наведений в Петербурге.

Задачи образовательной деятельности в соответствии с образовательн. областями

Занятия

- название, ведущая идея

- мотивация участия детей

ОД утром и во 2й половине дня

Понедельник

Развитие речи (НОД):

Продолжать учить запоминать и выразительно читать по ролям стихотворение. Знакомить со стихами о весне, воде весной. Продолжать знакомить с поэтами. Проявлять интерес к озвучиванию мультфильма.

Познавательное развитие (совм. деят.): обогащать представление о температуре предмета, познакомить с термометром.  

Экспериментирование (совм.деят.): учить действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности; учить ребенка высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа.

Социально-коммуникативное развитие: вызывать интерес детей, инициативу (поощрять проявление самостоятельности) к экспериментам. Закреплять положительный эмоциональный настрой в связи с своими открытиями и открытиям сверстников, вызывать желание делятся опытом со сверстниками.

Художественно-эстетическое (совм. деятельность): учить детей создавать продукты - героев (из бросового материала) для создания мультфильма.

Развитие речи. Разучивание и чтение по ролям стихотворения «Ты скажи мне реченька лесная».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение, закреплять умение читать стихотворение выразительно, по ролям.

Активизирующая ситуация:

Помните, мы учили стихотворение Ивана Белоусова «Осень» о зеленом цветущем садике, который опустошили холода и злые ветры. Мы обещали саду, что все изменит весна.
«Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!»

Весна вернулась, и вас пора познакомить с весенними стихами.

Мы с Вами будем создавать мультфильмы по рассказам тетушки Ивы. Для этого мы будем выбирать роль и озвучивать героя, поэтому выразительно читать текс по ролям очень важное умение.

Утренний круг: Знакомство с книжкой Н.Карповой «Весенние сказки тетушки Ивы». Чтение первой сказки «Салочки». Почему льдинка и снежок превратились в ручейки?

Экспериментирование: по картам эксперимента «Когда тает снег и лед», «Как вода превращается в лед», «Где быстрее» (выявить от чего зависит ), «Цветные льдинки», «Температура воды, знакомство с термометром», «Самодельный термометр» (отражение в карте открытий).

Наблюдение: «Сравни свойства воды, льда, снега» (отражение в карте открытий).

Свободная деятельность в уголке экспериментирования по картам.

Мастерская мультфильмов: создание мультфильма «Салочки» с помощью конструирования отдельных объектов: весенний фон, снежок с глазами (из ваты), льдинка (вырезана из картона), скамейка – конструктор, солнечный лучик (может быть трубочка и др.), ручеек – голубая ленточка. Дети выкладывают 6-8 кадров. Вместе с воспитателем записывают который рассказ, распределив роли между 4 детьми (льдинка, снежок, лучик, тетушка Ива).

Народная подвижная игра «Ручеек».

Наблюдение на площадке за снегом, льдом, водой.

Чтение стихотворения, рассматривание иллюстраций к стихотворению Ф. Тютчев «Весенние воды».

Сюжетно-ролевая игра: «Порт».

Вечерний круг: Ответы детей на вопрос утреннего круга, рассматривание доски открытий, рефлексия, что сегодня понравилось больше всего. Что ты ждешь от завтрашнего дня?

Вторник

Познавательное развитие (ФЭМП) (НОД): Обогащать представление о сравнении сосудов по объему, с помощью переливания сформировать представление об измерении объема с помощью мерки; закреплять пространственные отношения, выделять взаимосвязь между часть и целым.

Экспериментирование:

Продолжать учить действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности, определять цель деятельности словами и способы ее достижения. Обогащать представление о свойствах воды: впитываться в землю, течь по наклонной поверхности, обогащать представления о водопадах.

Художественно-эстетическое развитие (НОД):Познакомить детей с техникой рисования по мокрому (отражения). Закреплять умение рисовать пейзаж, изображать дерево.

Совм. деят: Закрепить технику рисования – кляксография, использовать ее для создания героев мультфильма.

Социально-коммуникативное развитие: закреплять умение выполнять задачу парой, договариваться о порядке действий, действия согласовывать с партнером.

ФЭМП «Веселые чашечки».

Цель: сформировать представление о сравнении сосудов по объему с помощью переливания, мерки.

Активизирующая ситуация: Ребята, подскажите, имеет ли вода форму? Посмотрите на эти два сосуда, как вы думайте в них одинаковое или разное количество воды? Кто-нибудь знает как можно сравнить воду в этих чашечках?

Рисование «Деревья смотрят в воду» (техника по мокрому с отражением)

Активизирующая ситуация: Перед занятием детям показывают мультфильм «Крошка Енот». После просмотра у детей спрашивают: Чего испугался крошка енот? Кто отражался в воде? Давайте с вами попробуем нарисовать отражение деревьев.

Утренний круг: Просмотр мультфильма «Салочки». Чтение сказки «Две лужи». Почему одна лужа превратилась в ручеек? Куда пропала вторая лужа?

Экспериментирование: «Куда течет вода?», «Земля и вода», «Куда текут реки?» (с элементами моделирования), «Водопады», «Измерение объема жидкости», «Помощница вода», «Где вода?» (определить как песок и глина впитывают воду). Отражение в карте открытий.

Мастерская мультфильмов: создание мультфильма «Две лужи» с помощью рисования нетрадиционными методом (кляксографией): две лужицы, ручеек, облачко; традиционными: воробьишки (все элементы вырезаются). Создание 5-6 сюжетных фото по рассказу, аудиозапись рассказа по ролям (2 человека – лужица и рассказчик).

Свободная деятельность в уголке экспериментирования по картам.

Народная подвижная игра «Ручеек».

Конструирование из природного и бросового материала «Водопад».

Наблюдение на площадке за снегом, льдом, водой.

Вечерний круг: Ответы детей на вопрос утреннего круга, рассматривание доски открытий, рефлексия, что сегодня понравилось больше всего. Что ты ждешь от завтрашнего дня?

Среда

Познавательное развитие. Конструирование (НОД): закреплять умение работать с техникой оригами, последовательно складывать бумагу в разных направлениях, различными способами, последовательно выполнять действия по схеме.

Экспериментирование (совм.деят.): познакомить детей с процессом конденсации. Закреплять умение детей сверять результат деятельности с поставленной целью.

Художественно-эстетическое развитие (совм.деят.): учить создавать героев с помощью мультфильма с помощью аппликации, расширять возможности продуктивной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: вызывать интерес не только к созданию мультфильма, но и развитию его сюжета, обогащать игровой опыт детей.

Речевое развитие (совместная деятельн.): учить высказывать цель эксперимента, его ход, а также результат, сравнивать предполагаемый результат и реальным.

Конструирование (оригами): «Кораблики». Цель: учить складывать кораблик из бумаги.

Активизирующая ситуация: Ребята, вчера нам тетушка Ива рассказывала о ручейке, в который превратилась лужа. Давайте с Вами сделаем кораблики и пустим их по речейку или луже на прогулке. Кто-то из вас возможно захочет посадить в свой корабль отважного героя (вы можете нарисовать, вырезать его и посадить в свой корабль).

Утренний круг: Просмотр мультфильма «Две лужи». Чтение сказки «Снеговик и облако». Как снеговик превратился в тучку?

Экспериментирование: «Откуда берется вода» (процесс конденсации), «Куда делась вода» (выявить процесс испарения воды, зависимости скорости испарения от температурных условий), «Температура воды в кипящем чайнике», «Как поймать пар». (отражение в карте открытий).

Мастерская мультфильмов: создание мультфильма «Снеговик и тучка» с помощью аппликации героев сказки: тучек, снеговика (радостного, грустного), 8 фото по рассказу, аудиозапись рассказа по ролям (снеговик, тучка, рассказчик).

Конструирование, моделирование из природного и бросового материала «Озеро».

Лото «Что вредно и полезно для природы (воды)»

Свободная деятельность в уголке экспериментирования по картам.

Сюжетно-ролевая игра «Порт».

Народная игра «Родничок».

Вечерний круг: Ответы детей на вопрос утреннего круга, рассматривание доски открытий, рефлексия, что сегодня понравилось больше всего. Что ты ждешь от завтрашнего дня?

Четверг

Познавательное развитие (совм. деят): познакомить детей с процессом круговорота воды в природе, объединим уже имеющиеся знания (на основе экспериментов)

Эксперментирвоание (совм. деят.): обогащать представление о осадках, что осадки зависят от температуры окружающей среды.

Художественно-эстетическое развитие (НОД): учить детей составлять модели, указывать причинно-следственные связи. Отражать в своей работе полученные экспериментальным путем знания.

(Совместн. деят.) учить создавать героев мультфильма с помощью рисования, расширять возможности продуктивной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: вызывать интерес не только к созданию мультфильма, но и развитию его сюжета, обогащать игровой опыт детей.

Речевое развитие (НОД): обогащать словарь детей: круговорот воды, испарение, осадки. Развивать связную речь.

Окружающий мир.  «Путешествие капельки».

Цель: сформировать представления о круговороте воды в природе на основе проведенных опытов.

Активизирующая ситуация: В рассказах тетушки ивы каждый раз с водой происходили интересные изменения: вначале она была льдинкой и снежинкой, затем превратилась в лужу, из лужи в ручеек, дальше стало облачком и снова упало на землю капелькой. Все эти превращения мы с Вами проверили экспериментально. И сегодня мы с Вами на этом макете составим историю путешествия капельки воды.

Рисование (карандашами): «Путешествие капельки». Цель: формировать умение рисовать графическую модель изученного процесса.

Активизирующая ситуация: ребята, сегодня мы с вами узнали о путешествии капельки, давайте нарисуем как она путешествовала от льдинки до речки.

Утренний круг: Просмотр мультфильма «Снеговик и облачко». Чтение сказки тетушки Ивы «Дочки-тучки». Почему весной может идти снег, а может дождь?

Экспериментирование: «Где снег, а где дождь?» (продолжение эксперимента с конденсатом), «Круговорот воды», «Тонет ли лед в воде? (последующее рассматривание айсберга)» (отражение в карте открытий)

Свободная деятельность в уголке экспериментирования по картам.

Мастерская мультфильмов: создание мультфильма «Дочки-тучки»

с помощью рисования мамы тучки и 2 маленьких тучек, дождинки (капельки) и снежинки. 8 фото по рассказу, аудиозапись рассказа (мама тучка, рассказчики).

Конструирование, моделирование: «Создание плоскостной модели – путешествие капельки».

Сюжетно-ролевая игра: «Моряки».

Лото «Кому нужна вода».

Наблюдение за водой, снегом и льдом на участке.

Вечерний круг: Ответы детей на вопрос утреннего круга, рассматривание доски открытий, рефлексия, что сегодня понравилось больше всего. Что ты ждешь от завтрашнего дня?

Пятница

Художественно-эстетическое (НОД): лепить мышат, опираясь на иллюстрации книги, использовать изученные приемы лепки (сглаживание, вытягивание, раскатывание, сплющивание, соединение и др.). Закреплять умение раскладывать объект на части (из каких частей состоит мышонок, какие детали нужно слепить).

Развитие речи (НОД): закреплять умение составлять рассказы из собственного опыта по схеме, предложенной педагогом, развивать связную речь. Строить сложноподчененные предложения с союзом «потому что» (выявлять причинно-следственные связи).

Познавательное развитие (совм. деят.): познакомить детей с явлением – наводнение. Причины по котором оно было раньше, что сделали люди, чтобы наводнения в городе не было. Познакомить с историей наводнений в Петербурге.

Социально-коммуник. развитие: обогащать игровой опыт детей, умение сотрудничать, совместно добиваться поставленной цели. Поддерживать интерес при общении с воспитателем, сверстниками, желание делиться собственным опытом и выслушивать опыт сверстников.

Лепка: «Мышата Тишка и Томик». Цель: учить лепить героев рассказа по собственному замыслу.

Активизирующая ситуация: Ребята, сегодня мы с вами прочитали последний рассказ тетушки Ивы, чтобы создать сегодняшний мультфильм нам с вами нужно будет вылепить героев из пластилина.  Развитие речи (вечер) «Расскажи о своем эксперименте».

Цель: Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта.

Активизирующая ситуация: Какой сегодня день недели? (пятница). Это последний рабочий день недели. И истории у тетушки Ивы тоже подходят к концу. Давайте посмотрим на нашу доску открытий. Посмотрите, как много открытий мы с Вами сделали за эту неделю. Давайте каждый из вас попробует рассказать о самом запоминающимся открытии на этой неделе. Но сначала послушайте рассказ тетушки Ивы.  

Утренний круг: Просмотр мультфильма «Дочки тучки». Чтение рассказа о друзьях тетушки Ивы Шустрике и Тишке «Наводнение» (Эрвин Мозер «Приключения Шустрика и Тишки»).

Экспериментирование: «Помощница вода» (повышение уровня воды для решения задач по подъёму груза), «Умная галка» (повышение уровня воды, если класть предмет), «Водяная мельница», «Сила пара (основа первого двигателя)», «Вода двигает камни» (отражение в карте открытий).

Петербурговедение: беседа с презентацией «Наводнения в Петербурге».

Мастерская мультфильмов: создание мультфильма «Наводнение» с помощью лепки. Герои два мышонка, ежик. Атрибуты: зонтик, бочка, лесенка, коряга. 10-12 сюжетных фото, аудиозапись рассказа.

Конструирование, моделирование, включенное в сюжетно-ролевую игру: Дамба (игра порт полесье, как дамба (заслонки) сдерживают воду).

Соревнования: Чья команда быстрее достанет без помощи рук кубик со дна кастрюльки.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие капельки».

Вечерний круг: Подведение итогов недели у доски открытий, что нового вы узнали на этой неделе? Что было особенно интересным? Что было сложным? Посмотрите на нашу доску, как много открытий вы сделали. А еще мы сняли с вами 5 удивительных мультфильмов о весенних сказках тетушки Ивы. В понедельник мы с Вами посмотрим все серии этого фильма. А также вы сможете посмотреть их с родителями дома.

Неделя, следующая за реализацией проекта: поддержка сюжетно-ролевых игр «Путешествие капельки», «В порту». Просмотр полной серии мультфильмов: «Весенние сказки тетушки Ивы». Поддерживать интерес, инициативу детей к экспериментированию, работе с картами экспериментов. Рассматривание плаката с QR-кодами «Весенняя вода», просмотр мультфильмов и запоминающихся экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний праздник для детей старшей группы "Весенняя палитра"

Сценарий праздника содержит стихи, игры и музыкальный материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весенними явлениями природы и игры на развитие цветового восприятия....

Сценарий Весеннего утренника для детей старшей группы по сказки К.Чуковского "Муха - Цокотуха"

На празднике дети встречают Весну с помощью волшебной дудочки. с помощбю дудочки они попадают в сказку, и к ним приходят в гости сказочные герои: это - Алёнушка, Старичок - Лесовичок, а также главная ...

Конспект занятия в старшей группе " Весенняя сказка"

Активизировать творческое рассказывание, способность домысливать часть содержания предложенного текста, придумывать интересную развязку.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительны...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя сказка"

Закреплять представления о временах года. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение к друг другу....

НОД по развитию речи в старшей группе Весенняя сказка

Занятие составлено для детей старшей группы. Направлено на развитие связной речи детей. Данное занятие является обобщающим по теме: "Весна" и содержит задания для развития зрительного и слух...

Весенний праздник для детей старшей группы «Весенняя палитра»

Из далеких краев, где морская волнаКружевной рассыпается пеной,К нам на крыльях ветров прилетает ВеснаИ приносит с собой перемены.Украшает Весна и сады и поля,Покрывает цветами овраги.Оживает прогрета...

Проект для детей старшей группы "Новогодняя сказка"

Зима самое интересное время года. Можно побегать по снегу, лепить снеговиков....