Проект Элементы арт - терапии в работе с детьми дошкольного возраста
проект

Исаева Евгения Васильевна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu2021_b.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                              

на  заседании  Педагогического  

совета  МБДОУ  «Детский  сад

  №4 «Радуга»

Протокол  № 1 от 30.08. 2020 г.  

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  

«Детский  сад  №4 «Радуга»  

______________   О.В.Сумченко

Приказ № 60-р от  30.08.2020  г.  

Проект

Элементы арт - терапии в работе с детьми дошкольного возраста

 МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» дополнительный адрес «Ракета»

на 2020-2022 учебный год

                                                                             

  Выполнила: Исаева Евгения Васильевна,

 педагог-психолог

первая квалификационная категория

с.Поспелиха

2020

Содержание        

Целевой раздел…………………………………………………… ….………....3

Актуальность………………………………………………………………….....3

Цели и задачи ……………………………………………………..……..…..….3

Содержательный раздел………………………………………………………...3

Предполагаемый результат………………………………………………….…5

Практический раздел……………………………………………………………5

Результативность………………………………………………………………...7

Литература………………………………………………………………….……8

.

Целевой раздел

Актуальность

  Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов, родителей  наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
       В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать элементы арт-терапии. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, которые могут использоваться  участниками образовательного процесса.

     Цель самообразования: повышение уровня собственной компетенции о применении  элементов арт-терапии в работе педагога-психолога в ДОУ.

    Задачи:

  •  Изучение возможностей метода арт-терапии и применение разнообразных форм и методов работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.
  •  Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии.
  • Использование элементов  арт-терапии в работе с родителями.
  • Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, выступлениях  на РМО, педсоветах, метод часах.

       Содержательный раздел.

      Арт-терапия - направление, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает И.В. Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".

     Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста».

    Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

      В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать  элементы арт-терапии. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,  поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться  участниками образовательного процесса.

    Арт-технологии (от анг. art – «искусство, мастерство») – новое перспективное направление в современном образовании. В их основе находится тот или иной вид искусства.

   Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
  Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

  Современная  арт-терапия включает множество направлений.

     В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как  музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Предполагаемый результат:

  • Повышение качества уровня собственной компетенции о применении элементов арт-терапии в работе педагога-психолога в ДОУ.
  • Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования.
  • Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей по теме самообразования.

Участники: дети 3-7 лет, педагоги, родители

Срок реализации данной темы: 2 года

Практический раздел

План работы на 2020-2021 уч. год

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

сентябрь

Игровое занятие «Мой сказочный остров»

Консультация «Язык детской игры»

октябрь

Игровое занятие в терапевтической песочнице по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» 

Консультация «Детский рисунок как источник информации об эмоциональном самочувствии ребенка»

ноябрь

Внедрение прослушивания аудиозаписей для утренней гимнастики, для релаксации и свободной деятельности детей в группе. Подборка аудиотеки.

Консультации «Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»

декабрь

Рисование в разных нетрадиционных техниках «Новогоднее чудо», «Разные чувства»

  1. Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей»

  1. Подбор информации для творчества родителей и детей

консультация «Цветные ладошки»

январь

Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»

февраль

Игровое занятие (изотерапия) «Домики для зайчат».

семинар-практикум «Применение методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста».

март

Рисование пальчиками, ладошками «Музыкальная шкатулка» по прослушиванию музыкальных классических произведений

апрель

папка-раскладушка «Нетрадиционные техники рисования»

май

собрание «Изо-терапия в детском саду и дома».

представление опыта «Арт- терапия, как один из способов здоровьесбережения».

План работы на 2021-2022 уч. год

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

сентябрь

Пантомима «Догадайся, кто я?»

Буклет «Любимый цвет вашего ребенка»

Консультация «Игры с элементами арт-терапии как метод интеллектуально-эстетического развития дошкольников»

октябрь

Психогимнастика «Кот Леопольд и мыши»

Рекомендации «Родительские установки и дети»

ноябрь

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Практикум «Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей»

декабрь

Игровое упражнение «Дракон кусает хвост»(психогимнастика)

Консультация: «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

январь

Мастер класс для педагогов «Куклы наших предков»

февраль

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Папы разные нужны, папы разные важны» (песни про папу)

Памятка для родителей: «Все, что я воображаю, на листе изображаю» или изотерапия в помощь родителям 

 

март

Игровое занятие в терапевтической песочнице по стихотворению Благиной «Посидим в тишине…»

Выставка семейного творчества «Букет любимой мамочке», «Весенняя открытка»

«Элементы арт-терапии в работе с детьми ОВЗ»

апрель

Коммуникативная игра «Похвали себя»(Психогимнастика)

май

Игровое занятие по сказке «Царевна-лягушка»

Семинар-практикум «Песочная терапия в работе с детьми» для воспитателей ДОУ

Результативность :

Изучила  возможности  метода арт-терапии и применение разнообразных форм и методов работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.

 Познакомилась и изучила  практические методы использования различных направлений арт-терапии.

Использовала  элементы  арт-терапии в работе с родителями.

Обобщила  и распространила полученный  опыт  по теме самообразования через консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, выступлениях  на РМО, педсоветах, метод часах.

Литература:

  1. Александрова Н.Ф. Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей/ Наталья Александрова. – М.: Центрополиграф, 2009. – 160 с., ил. – (Ваш ребенок).
  2. Киселева М.В. АТР-терапия в работе с детьми.- СПб.: Речь, 2006.-196с.
  3. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с. (Серия «Детская психология и психотерапия»).
  4. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
  5. Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью./Авторы: А.А. Попова, Павлова И.М. – Казань: ИПКРО РТ, 2000.
  6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.
  7. Журналы «Психолог в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Школьный психолог» и т.д.
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Музыкальная терапия  дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, к...

Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Данная статья, раскрывающая особенности применения инновационной технологии - су-джок терапии, использовалась как консультация для учителей-логопедов и воспитателей....

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дети с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В своей практике я работаю не только над  звукопроизношением, но и над более глубокими нарушениями. У детей  логопатов часто встречают...

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, музыки,  конструирования из природных материалов....