Характеристика развивающей предметно -пространственной среды .
материал

Остас Надежда Николаевна

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика развивающей предметно -пространственной среды группы «Колокольчики» МАДОУ №75 г. Красноярск.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

  Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. «Визитная карточка группы» - информационный стенд с названием, девизом, режимом дня, расписанием занятий, наши именинники, информация для родителей с консультациями по образованию и воспитанию детей. В приемной нашли свое место доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят, а так же контейнер с оставленными вещами «Потеряшка»

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181106_173531.jpg

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181106_173801.jpg

       Направление:  Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу.

 В данном центре находятся материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности детей: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

DSC06544.JPG

Направление: Речевое развитие.

Центр книги «Книжная карусель» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. В центре имеются игры для развития мелкой моторики мышц, мозаики, карточки и картинки для составления рассказов, кубики, лото различного типа.

DSC06536.JPG

Направление: Познавательное развитие.

Патриотический центр «Наша Родина». В среднем возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, достопримечательности, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

         В центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город».

DSC06471.JPG

Центр конструирования «Строительный», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы. Конструктор размещен как в контейнерах, так и на подвижных платформах, что позволяет   организовывать конструктивную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

DSC06530.JPG

«Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.

DSC06533.JPG

DSC06532.JPG

https://murmansknordika.files.wordpress.com/2013/09/94b36-99.jpg

Центр «Веселые нотки» способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах (колокольчики, погремушки, металлофон, барабан, бубны, юла). В группе создана фонотека, в которой находятся записи детских песен, классической и народной музыки, различные музыкальные сказки, а также музыкальные игры. Имеются дидактические игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», развитие ритмического слуха: «Кто как идет?» На развитие тембрового и динамического слуха: «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент».

DSC06543.JPG

Направление «Социально-личностное развитие»

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

DSC06538.JPG

DSC06539.JPG

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих). Для развертывания сюжетно-ролевых игр в группе имеются наборы: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». Для возведения простых и сложных конструкций в зоне имеется пластмассовый, деревянный, магнитный конструктор. Дети договариваются о сюжете игры, учатся находить выход из проблемных ситуаций.

DSC06541.JPG

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащѐн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

DSC06527.JPG

Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. В центе физического развития находится оборудование для меткости, равновесия, развития быстроты, осанки. Дети свободно играют в мячи, обручи, скакалки. Так же имеется нетрадиционное оборудование для дыхательной гимнастики, профилактики плоскостопия.

DSC06528.JPG

http://rastishka.by/wp-content/uploads/2015/04/massaznyj-kovrik-1.jpg

Центр природы и экспериментирования расположен непосредственно у окна. В центре подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.

DSC06531.JPG

https://fs00.infourok.ru/images/doc/217/247451/hello_html_m17af5f3d.jpg

   

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей; возможность уединения; реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей  дошкольного возраста.

P_20181108_164456

P_20181108_164415

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\P_20181108_164440.jpg

P_20181108_163117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы

В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6  мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Характеристика развивающей предметно - пространственной среды группы «Одуванчики» МАДОУ №75 г. Красноярск.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовл...