Конспект образовательного мероприятия Открой свое сердце
план-конспект занятия

Валентина Петровна Вдовенко

Цель: приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Открой свое сердце»

Подготовила: Вдовенко В.П.,

социальный педагог

МАДОУ «Волшебница», 2019 год

Цель: приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ

Задачи:

  1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории«Любовь».
  2. Формирование потребности в социальном соответствии.
  3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков, используя различные средства.
  4. Формирование мотивации на совершение добрых поступков.
  5. Развитие творческих способностей дошкольников по художественно–эстетическому развитию, используя элементы театрализованной деятельности.

Материал: аудиозапись с плачем и смехом ребенка,песни «Если добрый ты»,мяч, видео презентация, материалы к аппликации, подарочные открытки «сердце».

Словарь: нравственные категории слов –сочувствие, любовь, забота, помощь, переживать, жалеть; инвалид, глухонемой.

Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик» (семейное чтение), чтение в группе сказок, рассказов о добрых делах; беседа по прочитанным произведениям, рассматривание сюжетных картинок о добрых делах, беседа. Разучивание песни «Если добрый ты», работа с пословицами.

Ход мероприятия:

-Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Сегодня наша встреча необычная, посмотрите, сегодня мы не одни, у нас присутствуют гости. Но некоторые не знают ваших имен, давайте напомним им…Но говорить свое имя надо будет ласково!

Игра с мячом «Назови своё имя ласково». (Дети стоят на ковре по кругу. Педагог передаёт ребёнку мяч, он называет своё имя и ласковое имя.«Меня зовут Маша — Машенька, Нина — Ниночка» и т.д.). Все хором повторяют названное имя.

Звучит аудио запись плача ребенка.

Педагог: 

Ребята, как вы думаете, почему дети плачут?

Ответы детей: (от боли, болеют, от обиды)

Педагог: 

Что вы думаете, что чувствуете, когда слышите плач человека? Ответы детей: (жалко, тоже хотелось заплакать, хотелось пожалеть, погладить).

Педагог: 

Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.

Сочувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами, а кто-то рождается инвалидом.

Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с вами. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, могут ходить прихрамывая, глухонемые (это те люди, которые не могут произносить слова, т.е. разговаривать и не могут слышать) или не могут передвигаться без коляски, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить. Это такая особенность, но  во всем остальном это обычные люди, поэтому их не нужно бояться, а наоборот, поддерживать их, сочувствовать и дружить с ними. Ведь «они» как никто другой нуждаются в нашей дружбе и в нашей поддержке.

Сегодня я хочу рассказать вам о людях, которых называют глухонемые. Ребята, вы знаете, что-нибудь о них?

Ответы детей.

Педагог: 

Да, это люди, которые не слышат и не могут говорить.

Итак, давайте попытаемся представить как это, быть глухонемым? Что чувствует такой человек? С какими трудностями он сталкивается? И как мы можем ему  помочь.

Поиграем.

Игра «Глухонемые»

Ребенку дается задание: «Без слов объяснить, что он хочет пить, есть, болит голова, хочется спать, болит живот, мне грустно и т.д.».

Остальные должны отгадать его желания.

Обсуждение происходящего (делаем вывод, что таким людям будет легче, ели мы им будем помогать)

Ребята, а как вы думаете, как общаются глухонемые люди?

Ответы детей.

Показ видео презентации.

Педагог: 

Сейчас я вам покажу, как это происходит (смотрим презентацию, обсуждаем).

Глухонемые люди общаются с помощью жестов.Некоторые из них с помощью слухового аппарата немного слышат (смотрим презентацию).У глухонемых есть азбука (смотрим презентацию).

Некоторые из этих жестов мы используем в своей жизни (перечисляем).

Давайте попробуем пообщаться на их языке (смотрим презентацию, общаемся с помощью жестов)

А еще есть специальные мультфильмы для них (смотрим отрывок).

  

ФИЗМИНУТКА:Игра-шутка «Давайте поздороваемся».

Цель: Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

(Проводится в парах).

Ход игры: детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, ладошками,  выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

Педагог:

Ребята, мы уже узнали, что такое «сочувствие», а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.)

(Доброта — нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь…)

Сергей Иванович Ожегов в своём словаре слово «Доброта» объяснил, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Эти слова похожи друг на друга? Они означают похожие чувства?

Ответы детей.

- А что такое зло?

(Зло — зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.)

Мы с вами уже знаем, что в каждом человеке живут добро и зло. Если человек делает добрые дела, то побеждает добро. Если же наоборот, то он становится злым.

- Как вы думаете, кому живется легче доброму или злому?

(Злому человеку, может, быть живётся легче, ведь он ничего для других не делает, но он плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует).

- Каким вы хотите быть?

Ответы детей.

Педагог:

Ребята, я однажды шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, который был глухонемым. У меня на глазах появились слезы. Как вы думаете, почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? (злыми, жестокими, плохими). Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно. Надо ли пристально смотреть на таких детей или взрослых и показывать пальцем?

Поэтому если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернётся!

Недавно вы смотрели мультфильм, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик». Я хочу напомнить вам окончание этой сказки.

- Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.

Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

-Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

-Витя. А тебя как?

-Женя. Давай играть в салки?

-Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже нравишься, и я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой, лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть, по-моему, вели!

Вели, чтобы Витя был здоров!»

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Педагог:

Ребята, правильно поступила Женя? (ответы детей).

Но ведь такой волшебный цветик-семицветик бывает только в сказке, а такой мальчик может жить рядом с нами.

Педагог:

Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? 

(Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать когда вас попросят об этом)

Какими надо быть, чтобы увидеть, что кому-то нужна помощь?

Ответы детей:(Внимательными, заботливыми).

Как вы могли бы помочь ему? (поиграть с ним в настольные игры, порисовать, посмотреть книги, мультфильмы и др.).

Какие вы молодцы, ребята! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им.

Рефлексия:

  • Интересно вам было сегодня?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Как нужно относиться к людям, которые нуждаются в помощи?
  • Какие «добрые» слова мы с вами сегодня вспоминали?
  • Какие поступки надо стараться совершать, «хорошие» или «плохие»?

Человек хранит свои добрые чувства в душе, а душа у человека живет в сердце. Ребята, покажите, где ваша душа? Я очень хочу, чтобы в вашей душе сегодня поселилось сопереживание, добро и любовь, чтобы вы запомнили это, рассказали своим родным и близким, о том, что вы поняли сегодня. Я предлагаю сделать маленькие подарочки-сердечки и подарить нашим гостям на память «Добрые сердца».

(Звучит аудиозаписьпесни «Если добрый ты», затем детского смеха.)

Спасибо всем!

=====================================================

Так давайте никогда не забывать секреты дружбы,

- Вот сейчас я и посмотрю, как вы запомнили все законы дружбы.

Воспитатель:

Вы, ребята, помогайте

на вопросы отвечайте

Только ДА иль только НЕТ,

Дайте мне друзья ответ.

Если ДА вы говорите,

То в ладоши хлопайте,

Если НЕТ вы говорите,

То ногами топайте.

– Будем крепко мы дружить? Д (да –да-да)

– Мы научимся играть? Д (да –да- да)

– Друг другу будем помогать? Д (да –да- да)

– Друга нужно разозлить? Д (нет-нет-нет)

– А улыбку подарить? Д (да да да)

– Друга стоит обижать? Д (нет-нет-нет)

– Будем громко мы кричать (нет-нет-нет)

–Оторвём мы мишке лапу (нет-нет-нет)

–Будем все мы книжки рвать? (нет-нет-нет)

–А товарищей толкать? (нет-нет-нет)

– Чай с друзьями будем пить? Д (да –да- да)

–Руки перед едой будем мыть? (да –да- да)

– Будем мы всегда дружны? Д (да –да- да)

–И товарищам верны? (да-да-да)

=====================================

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

- Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно.

Ритуал прощания «Улыбка»

Давайте с вами сделаем круг и закончим наше занятие девизом дружных ребят.

(Дети становятся в круг, кладут друг другу на плечи):

«С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки».

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

Занятие кончается, а дружба продолжается, УРА,УРА,УРА

Игра “Ласковое имя” (с мячом)

Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково. Хором дети повторяют.

==============================================

Тема: «Добрые дела».

Задачи:

  1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории

«Любовь».

  1. Формирование потребности в социальном соответствии.
  2. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
  3. Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

Предварительная работа: чтение сказки «Цветик - семицветик» (семейное чтение), чтение в группе сказок, рассказов о добрых делах; беседа по прочитанным произведениям, рассматривание сюжетных картинок о добрых делах, беседа. Разучивание песни «Если добрый ты», работа с пословицами.

Методы и приёмы:

Наглядные: использование фотографий, картинок по теме.

Словесные: беседа, вопросы, рассуждения, чтение стихотворения.

Практические: выбор корма для птиц, аппликация «Цветок»

Игровые: игра «Договорись с другом»

Материалы к занятию: слайдовая презентация, корм для птиц, материалы к аппликации, «цветик – семицветик» для ресурсного круга.

Ход занятия:

============================

1. Вводный этап

Дети с воспитателем входят в группу (зал). Звучит музыка «Дорогою добра».

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, дети здороваются.

Введение темы (сюжета), мотивирующей детей на занятие.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, послушайте меня.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.)

(Доброта — нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь…)

Сергей Иванович Ожегов в своём словаре слово «Доброта» объяснил как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- А что такое зло?

(Зло — зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм..)

Мы с вами говорили о том, что в каждом человеке живут добро и зло. Если человек делает добрые дела, то побеждает добро. Если же наоборот, то он становится злым.

- Как вы думаете, кому живется легче доброму или злому?

(Злому человеку, может, быть живётся легче, ведь он ничего для других не делает, но он плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует).

- Каким вы хотите быть? (Ответы детей). У нас сегодня не совсем простое занятие.

Добрыми быть совсем не просто, мы должны найти дорогу, которая приведёт нас к добру, научит нас быть добрыми.

2.Основной этап.

=======================

  • Слайд: мамы с детьми

Ребята, доброта, конечно, там, где мама, доброта живёт в семье. Чтобы доброта не покидала вас, не только родители должны о вас заботиться и быть добрыми, но и вы должны думать о них, быть к ним внимательными.

  • Игра с мячом

Воспитатель передаёт мяч первому ребёнку, задаёт вопрос. Ребёнок, отвечая, передаёт следующему. Вопросы задаёт воспитатель.

- Что больше всего расстраивает маму? (Ответ).

- Как можно обрадовать маму? (Ответ).

- Нужно ли помогать маме? (Маме нужно помогать)

- Нужно ли слушаться маму?

- Можно ли говорить маме неправду?

- Нужно ли советоваться с мамой?

- Нужно ли ждать всё время от мамы подарков?

- Что ты хочешь пожелать маме?

  • Игра «Мама спит»

Игровая ситуация: мама спит, что должны делать дети. Работа в паре.

На слайде: картинки – подсказки. Беседа: Можно ли смотреть телевизор? Играть в мяч? Рисовать? Почитать книгу? Тихонечко поиграть в куклы? (Ответы детей).

К вам пришёл друг, а мама хочет немного отдохнуть. Какое занятие вам с другом выбрать, чтобы не беспокоить маму. Вы сейчас обсудите это. А затем расскажете другим. Дети делятся на пары. Обсуждают. Рассказывают Образец рассказа: «Мы с Максимом будем играть в шахматы» и т.д..

  • Слайд «Цветик – семицветик»

Воспитатель обращает внимание на экран. На экране цветик – семицветик и девочка.

- Какую сказку вы читали дома с мамами? («Цветик – семицветик»).

- Кто главный герой сказки?  Что вы можете сказать о Жене, какая она была? (Добрая, рассеянная, невнимательная). 

- Почему вы так решили? 

- Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались 

пустяковыми, ненужными? 

- Какие желания показались важными? Объясните почему. 

Можно ли сказать про Женю:

«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила».

- Чему учит эта сказка?

- Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? 

(нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную 

минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).

- Какими надо быть, чтобы увидеть, что кому - то нужна помощь?

(Внимательными, заботливыми).

================================

Беседы «Что значит быть добрым?», беседа о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о малышах», «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках», «Как развивать доброту».

Рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил, обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.

Чтение художественной литературы:«Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Хаврошечка», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая».

Чтение и заучивание стихотворений: «Про дружбу»-автор поэт Ю.Энтин, «Вовка-добрая душа» А. Барто,

Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласково», «Я радуюсь, когда…», «Доскажи словечко».

Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).

Прослушивание песни «Улыбка»?

Под музыку «Дорогою добра» дети заходят в группу.

Аппликация: «Доброе сердце».

======================

ВИгра «Волшебные очки»

У меня есть волшебные очки. Когда их надеваешь, видишь в друге хорошие,

добрые качества. Я надеваю очки и вижу, что Кира доброжелательная

девочка. А сейчас вы будете надевать волшебные очки и называть хорошие

качества ваших друзей.(честный, доброжелательный, добрый,

отзывчивый, заботливый, общительный, интересный, красивый,

хорошо рисует, рассказывает интересные истории, опрятный).

======================

В – А сейчас мы порешаем задачи, но не математические, а словесные-

«Проблемные ситуации»

---У Артема укатился мяч. Дима поднял его и отдал тебе. Что ты скажешь

Диме?

---Поссорились в группе две девочки-Оксана и Маша. Когда за Оксаной

пришла мама, Маша выбежала из группы и говорит: «Мы с Оксанкой больше

не дружим. Она плохая.» Правильно ли поступила Маша? Можно ли ее

назвать подругой Оксаны? Почему?

----Захар принес в садик новую машинку. Показал Кирюше и Сереже. Им

тоже захотелось в нее поиграть. Как ты поступишь?

----За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит ей: «Я с Наташкой

Ивановой больше не дружу. Она назвала меня Катькой». Правильно сказала

Катя про Наташу? Как она должна была сказать? Что она должна сделать,

чтобы подружиться с Наташей?

----За Юрой пришла мама. Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал

кубики, с которыми играл, крикнул «ОГО, мама!» и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик? Как он должен был поступить? Как

поступаете вы, когда за вами приходят родители?

----После сна, дети заправляли постели. Максим, чтобы поправить

простынку, положил свою подушку на кровать Дане. Даня увидел это и

закричал: «Максимка! Сними подушку с моей кровати!» Какие ошибки

допустил Даня?

---У тебя заводная машинка, а у Коли интересная книга. Тебе хочется ее

посмотреть. Как ты поступишь? Что скажешь?

----В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитательница

Наталья Петровна представила его детям: «Дети, познакомьтесь, это Раиса

Григорьевна». Но Катя пришла позднее и не слышала этого. Она подошла к

помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак, дернула ее за халат и

спросила: «Как тебя зовут?». Помощник воспитателя удивилась и сказала:

«Раиса Григорьевна» Почему удивилась женщина? Какие ошибки допустила

девочка?

В: Ребята, я сейчас буду называть слово, характеризующее поступок или

черту характера, а вы должны назвать слово с противоположным значением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия "Береги свою планету-ведь другой ,похожей нету!" в соответствии с ФГОС

Тематическое занятие  в форме игры-путешествия,направленное на  развитие у детей математических способностей,а также воспитании у детей бережного отношения к животному и растительному миру Р...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием набора «Робомышь» Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»

Конспектобразовательного мероприятия с детьми 5-6 лет(образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием набора «Робомышь»Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»Цель...

Конспект образовательного события "Мы исследователи - Сердце человека"

Конспект образовательного события "Мы исследователи - Сердце человека"...

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: «Открой свое сердце»

Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей кэлементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверс...

Коррекционно-развивающее занятие в старше-подготовительной группе "Открой свое сердце" в рамках декады инвалидов.

Цель: воспитывать в детях гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам.Задачи:- учить детей наблюдательности, вниманию;- формировать нравственные качества человека: заб...