Развитие познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Ирина Алексеевна

Продолжать формирование у детей представлений о приемах обследования предметов (природный материал), упражнение в выделении качеств и свойств объектов; развитие познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Сентябрь

Практические действия «Можно ли узнать обо всем на свете?»

Продолжать формирование у детей представлений о приемах обследования предметов (природный материал), упражнение в выделении качеств и свойств объектов; развитие познавательной активности.

Беседа «Почему опадают листья?», практические действия с осенними листьями

Продолжать формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе осенью; зависимость роста растений от температуры; продолжать знакомить детей со способами обследования объекта: рассматривание листьев дерева - показать строение, увядание, засыхание, хрупкость.

Беседа, опыты  «Деревянные предметы»

Развитие у детей умения определять существенные качества и свойства предметов из дерева (структура поверхности, твёрдость, прочность, можно забить гвоздь, пилить, не тонут, лёгкие).

Практические действия «Тяжелый-легкий»

Продолжать формирование у детей представлений о весе предметов; знакомить с понятиями – тяжелый, легкий через практические действия с объектами, ознакомление с весами.  

Практические действия «Много-мало-поровну»

Продолжать формирование у детей представлений о свойствах и качествах сыпучих материалов; знакомить с понятиями – объем, мера через практические действия с объектами.  

Октябрь

Беседа, практические действия «Овощи»

Закрепление у детей представлений с правилами употребления овощей в пищу; видеть в обычных предметах объекты для изучения; обучение последовательному обследованию объектов с использованием схемы.

Беседа, практические действия «Фрукты»

Закрепление у детей представлений с правилами употребления фруктов в пищу; видеть в обычных предметах объекты для изучения; обучение последовательному обследованию объектов с использованием схемы.

Беседа, практические действия «Готовим по рецепту»

Ознакомление детей с правилами приготовления пищи (что такое рецепт); дать представление о том, что все продукты имеют вес и объем; измерение веса при помощи весов; объема при помощи мерки; проблемная ситуация: пересчитывать или измерять?        

Игровая ситуация «Разная посуда»

Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (взаимосвязь внешнего вида объекта, материала с его функциональным назначением).

Ноябрь

Беседа, практические действия «Разные ткани»

Продолжать формирование у детей представлений о видах тканей,  их свойствах, назначении; рассматривание коллекции тканей; определение материала, из которого сделан объект.

Игровая ситуация «Стирка белья»

Ознакомление детей со свойствами и качествами воды, ткани посредством практических действий.

Беседа, практические действия «Крупы»

Продолжать формирование у детей представлений о крупах, их разнообразии, применении, пользе; как можно измерить.

Беседа, опыты «Невидимка воздух»

Развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы.

Беседа, опыты «Вода»

Продолжать формирование у детей представлений о значимости воды; ознакомление с ее свойствами и качествами; развитие навыков проведения элементарных опытов: тонет – не тонет; выталкивание предметов из воды; впитывание воды; испарение воды (высыхание).

Декабрь

Беседа, опыты «Снег»

Продолжать формирование у детей представлений о снеге; ознакомление с его свойствами и качествами; проведение опытов: «Как снег превращается в воду», «Воздействие соли на снег», «Можно ли пить талую воду?» Игровое упражнение «Что похоже на снег?»

Беседа, опыты «Сухой и мокрый песок»

Продолжать формирование у детей представлений о свойствах и качествах сухого и мокрого песка; продолжать знакомить с понятиями «тяжелый – легкий» (взвешивание), упражнять детей в устанавливании простых взаимосвязей, умения делать выводы (почему при сильном ветре неудобно играть с сухим песком).

Беседа, практические действия «Разная бумага»

Продолжать формирование у детей представлений о видах и свойствах бумаги, ее назначении; устанавливание взаимосвязи качества объекта с его функциональным назначением; рассматривание бумажных изделий; определение материала, из которого сделан предмет; ознакомление детей с технологией ремонта книги.

Игровое упражнение «Чем можно украсить елочку?»

Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе личного опыта и элементарного эксперимента; развитие у детей умения делать выводы и формулировать их.

Январь

Беседа, опыты «Цветные льдинки»

Продолжать формирование у детей представлений о свойствах и качествах льда: вода на морозе замерзает, превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает; в тепле лед тает, превращается в воду; лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить.

Ознакомление детей с процессом растворения краски в воде; с изготовлением цветных льдинок; цветной лед в тепле становится цветной водой.

Беседа, опыты «Теплая и холодная вода»

Продолжать формирование у детей представлений о значимости воды; ознакомление с теплой и холодной водой; развитие навыков проведения элементарных опытов.

Беседа, опыты «Свет и темнота»

Формирование у детей представлений о понятиях свет и темнота, о значимости света; формирование представлений о тени; проведение опытов.

Февраль

Беседа, практические действия, опыты «Лёд и снег»

Продолжать формирование у детей умения сравнивать объекты: сравнение свойств  и качеств снега и льда; объёмов воды из одинаковых форм, наполненных снегом и льдом; скорости таяния льда и снега.

Беседа, опыты «Отражение»

Формирование у детей представлений о понятии – отражение; знакомство с зеркалами, их применением; проведение элементарных опытов с зеркалами.

Игровая ситуация «Что для чего?»

Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (взаимосвязь внешнего вида объекта (инструмента) с его функциональным назначением), формулировать их.

Беседа, практические действия «Что надо для посадки?»

Ознакомление детей со свойствами почвы, ее состоянием; рассказать о необходимости почвы для жизни растений, привлечение детей к посадке семян растений.

Март

Беседа, опыты «Стекло»

Формирование у детей представлений о свойствах и качествах стекла, применением; правилами безопасного обращения; познакомить с прибором - «лупа».

Беседа, опыты «Чистая вода»

Продолжать формирование у детей представлений о значимости чистой воды; познакомить со способом очистки грязной воды; развитие навыков проведения элементарных опытов: очищение (фильтрация) воды.

Беседа, практические действия «Как измерить температуру?»

Закрепление представлений детей о разных временах года; ознакомление с термометром, его применением, разновидностями. Проведение практических действий: определение температуры воздуха, воды, тела; измерение температуры воды в трех стаканах (понятия тепло – холодно), упражнение детей в устанавливании элементарных взаимосвязей.

Игровая ситуация «Для чего нужна мебель?»

Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (взаимосвязь внешнего вида объекта с его функциональным назначением).

Беседа, опыты «Электричество вокруг нас»

Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его использовании; проведение опытов; закрепление правил безопасного поведении с электроприборами; дидактическая игра «Что было, что есть».

Апрель

Беседа, опыты «Магнит»

Формирование у детей представлений о свойствах и качествах магнита; проведение элементарных опытов: притягивает – не притягивает; достань скрепку из воды; движущиеся предметы.

Опыты по теме «Солнце и земля»  (картотека)

Развитие познавательной активности, навыков проведения элементарных опытов; знакомство с глобусом, причиной смены частей суток.

Игровая ситуация «Почему предметы движутся?»

Продолжать формирование у детей представлений о видах движения предметов: катятся, скользят, падают, тонут и пр.; об эволюции предметов, изобретениях человека.

Практические действия «Камень, ножницы, бумага»

Закрепление у детей представлений о разнообразии и способах обследования объектов; упражнение в обследовании разных предметов, формулировании их качеств и свойств.

Май

Беседа, практические действия «Камни»

Продолжать формирование у детей представлений о камнях, их свойствах и качествах посредством практических действий с объектами; применении; рассматривание коллекции камней.

Беседа, опыты «Морская вода»

Продолжать знакомство детей с глобусом (водные ресурсы). Закрепление представлений о свойствах и качествах воды;  с понятием - поверхность воды (состояние покоя, волнение, водоворот); проведение опыта: морская вода.

Беседа, практические действия «Звук и слух»

Формирование у детей представлений о понятии звук, познакомить с его источниками и распространением; со способами и разницей восприятия звуков человеком и животными; проведение игр на развитие слухового восприятия.

Практические действия «Что и как можно измерить?»

Обогащение у детей представлений о разнообразии и способах использования измерительных приборов: весы, мерная кружка, ложка, часы, секундомер, термометр, линейка, рулетка и др.

Беседа «Мир вокруг нас»

Развитие у детей наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...