Организация проектной деятельности в ДОУ
статья (старшая группа)

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

«Дети любят искать, сами находить; в этом их сила».

                                                                                                            А. Эйнштейн.

В настоящее время одной из главных задач современного образования является развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обучение в дошкольном образовательном учреждении должно строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение новых форм, методов осуществления образовательного процесса. Метод проектов актуален и эффективен, отвечает основным требованиям ФГОС ДО.

Проектная деятельность заняла существенное место в педагогическом процессе ДОУ, реализующих программы дошкольного образования. Большое количество статей в педагогических изданиях из опыта работы – этому подтверждение.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если ребенок сам вырабатывает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. «… Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф.А. Дистервег).

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых  ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.

Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проблема ухудшения познаний детей об окружающем мире, умения контактировать со сверстниками и взрослыми. Потеря эталона  культурных и духовно-нравственных ценностей  и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания.  Это вызывает у детей агрессию. Дети не знают своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. А между тем, история России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.

 И эта проблема подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. В дошкольном возрасте необходимо уделять много внимания играм детей. К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают дефицит общения со взрослыми и сверстниками дома. Жизнь показывает, что во многих семьях предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению сюжетно – ролевых игр и во время прогулок на свежем воздухе. Потребность детей в совместных играх, пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недостаточно серьезно подходят к процессу воспитания детей.

Также на протяжении нескольких лет прослеживается недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики. Раньше дети 6-7 лет чаще всего мечтали: «Хочу быть космонавтом», сейчас таких ответов меньше. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики - всё это определило тему проекта для детей старшего возраста «Организация сюжетно-ролевых игр по теме «Космические приключения».

 Работа в этом направлении – это часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижение.

Цель проекта: уточнить знания и представления дошкольников о роли людей в изучении космического пространства, освоении космоса, сформировать у детей желание играть в сюжетно-ролевые игры по данной теме, организовать совместную увлекательную деятельность взрослых и детей.

Начали мы свою работу с обращения к родителям, что в нашей группе реализуется совместный проект детей, педагогов и родителей «Организация сюжетно-ролевых игр по теме «Космические приключения». Рассказали о том, что в прошлом учебном году наши воспитанники очень заинтересовались данной тематикой.

Дальнейшая наша работа была направлена на изучение методической литературы, литературе о космосе, подбор иллюстраций, плакатов, детских энциклопедий о космосе.

Создавали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Так как наш проект связан с сюжетно-ролевой игрой, мы учли все составляющие руководства игрой.

Поскольку старших дошкольников интересует взаимодействие людей, то при ознакомлении с окружающим миром мы знакомили не только с действиями, выполняемые взрослыми в той или иной деятельности,( ученые-конструкторы, инженеры, Руководитель центра управления полетами, командир космического корабля, пилоты, борт-инженер, врач) но и обращали внимание на взаимоотношения людей этих профессий, раскрывали содержание их общения.

Например, если детей знакомили с работой врача, то обязательно должен присутствовать пациент (космонавты, которых врач допускал до полета в космос) чтобы можно было продемонстрировать не только действия врача, но и взаимодействие, общение врача и пациента.

Если знакомили с профессией - руководитель центра управления полета, то обязательно должен присутствовать – командир космического корабля.

При подборе детской художественной литературы также соблюдали это требование, поэтому в произведениях, которые читали детям, отчетливо были представлены взаимодействие и общение людей. То есть в рассказах и сказках крайне необходимо наличие диалогов действующих лиц ( Н.Носов «Незнайка на Луне», Елена Ульянова «Изучаем космос», албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили» ,«Звездолёт Брунька» В. Медведев, «Тайна третьей планеты» К. Булычёв, Виктор Бороздин «Звездолетчики»).

Предметной стороне деятельности взрослых (ученые-конструкторы, инженеры, руководитель центра управления полетами, командир космического корабля, пилоты, борт-инженер, врач) тоже  необходимо уделять большое внимание. Мы знакомили детей с последовательностью действий, выполняемых людьми, с инструментами, орудиями, которые они используют, с результатами их труда.

  Хорошим дополнением к беседам о космосе, чтению произведений художественной литературы мы использовали рассматривание картин. Они помогают детям оживить образы, узнать о новых событиях, поразмышлять об изображенных ситуациях. Самое главное придумать диалоги  героев.

Чтобы дети захотели и смогли отображать в играх взаимодействие и общение взрослых, кроме ознакомления с окружающим миром можно проводить обучающие игры. Наиболее эффективные в этом отношении инсценировки« (Авария ракеты», «Запуск ракеты», выход в «прямой эфир» с Землей; Мы вместе с детьми придумывали диалоги, обсуждали различные ситуации, в которых проявляются взаимодействие и  взаимопомощь) и импровизации («Покорители космоса», «Роботы и звездочки»), игры-путешествия (игра - путешествие по планетам при помощи созданного «Планетохода», используя информацию «Путешествие по планетам солнечной системы»), сюжетно-дидактические игры ( дидактическая игра с сюжетных содержанием «Восстанови порядок в солнечной системе»). Специфической особенностью этих игр является усиление моментов, связанных с взаимодействием и общением героев.

Содержание игр - различные жизненные, возможно даже критические, ситуации, раскрывающие перед детьми последствия, возникающие в результате отсутствия взаимодействия действующих лиц или их неумения наладить общение.

Организуемое нами обучение  было направлено на то, чтобы дети усвоили, о чем люди разговаривают между собой, услышали прямую речь, диалоги. Этому важно научить, потому что в практике дети обычно мало и недостаточно содержательно общаются во время игр.

Чтобы дети объединялись для совместных игр со сверстниками, предусматривается участие детей и их родителей в изготовлении атрибутов к игре. Нам удалось достигнуть положительных результатов при взаимодействии с родителями, которые оказали помощь в реализации проекта (скафандры, Макет «Солнечная система», «Питание для космонавта»). 

  Изготовление атрибутов к играм  было организованно совместно с детьми.

 Например, Конструирование «Планетоход». В нашей группе  мы открыли конструкторское бюро, предлагали превратиться в настоящих инженеров, ученых-конструкторов. Дети делились  на команды. Детям необходимо было  создать свой космический летательный аппарат ( ракету-носитель, спутник, космический корабль, космическую станцию, планетоход и другие. Затем каждое конструкторское бюро представляло свой корабль и рассказывало о нем.

 «Роботы-исследователи». Здесь было необходимо спроектировать и собрать своего робота, который будет уметь шагать по любым поверхностям.

 Была организована работа с мнемо – дорожками. С помощью мнемо-дорожек дети из команды «ЦУП» придумывают сообщение для космонавтов.

 С помощью Лего – конструктора детям необходимо было создать  постройку «Дом для инопланетян», «Орбитальную станцию».

В целях интеграции образовательных областей были организованы тематические циклы различных видов детской деятельности:

- «Люди в космосе» (чтение художественной и познавательной литературы об освоении космоса людьми; о первых космонавтах, об ученых, занимавшихся изучением космоса;

-  Выставка творческих работ «Космические достижения», «Мой полет на другую планету»

-Выставка и презентация совместных семейных творческих работ «Наши космические соседи»

-Комплексы НОД по темам: «Земля — наш дом во Вселенной», «Животные в космосе», «Покорители космоса», «Планеты солнечной системы».

-Составление и отгадывание загадок о звездах и планетах и т.д.

Нередко обнаруживается, чем старше становятся дети, тем меньше они обсуждают в игре различные ситуации, связанные с развитием сюжета, их игровое общение остается на примитивном уровне. Иногда неудовлетворенные такой примитивной игрой старшие дошкольники отказываются от нее совсем, предпочитая другие занятия.

Чтобы исключить подобные ситуации необходимо уделять внимание развитию ролевой беседы.

Особую значимость в старшем дошкольном возрасте приобретают ролевые высказывания, обращенные к сверстникам. Они обязательно появляются в совместных играх, т.к. участникам игры необходимо договориться, согласовывать свои действия, обмениваться репликами по содержанию игры.

Ролевые высказывания являются основой для возникновения ролевой беседы. Содержание ролевой беседы дети осваивали в процессе ознакомления с окружающим миром, а именно с взаимодействием людей. Однако полученные знания не всегда отображаются в играх.

Сначала инициатором ролевой беседы выступает взрослый. Во время сюжетно-ролевой игры  мы ставили игровые проблемные ситуации, побуждали ребенка включится в ролевую беседу.

Если воспитатель грамотно осуществляет активизирующее общение, дети приобретают достаточный коммуникативный опыт, что приводит к усложнению общения.

Появляется более сложная форма – активизирующее общение ребенка со взрослым в процессе игры. По мере обогащения игрового опыта инициатива от взрослого переходит к детям. Дети все чаще берут инициативу на себя, они начинают обращаться ко взрослому по собственному желанию.

Самой сложной формой является активизирующее общение ребенка со сверстниками в процессе игры. Дети ставят друг другу игровые задачи, совместно их решают, договариваются, не конфликтуют. Советы взрослого помогают найти слова, с которыми можно обратиться к сверстнику, приобрести опыт взаимодействия.

Таким образом, ролевые беседы с воспитателем готовят ребенка к вступлению в активизирующее общение со сверстниками – это наивысший уровень развития игры.

Только при наличии это формы общения игра становится    подлинно самостоятельной детской деятельностью.

Наблюдения за игровой деятельностью показали, что у детей возникла установка на придумывание новой, интересной игры. Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии. Дети получили от игр большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. 

Не все дети способны ставить инициативные игровые задачи, т.е. в играх отражаются такие события, которые раньше не имели места.

Ценность таких игр, в которых ставятся инициативные игровые задачи – такие игры своей оригинальностью, необычностью привлекают к участию других детей.

Участвуя в играх, одни дети передают других имеющиеся у них знания, опыт и непроизвольно зарождают желание узнать о чем-то новом, что впоследствии может обогатить игру (например, впечатления о космических просторах, которые Кирилл получил либо из рассказа родителей, либо во время просмотра фильма, нашли отражение в игре).

В заключение отметим, проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В  проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. 

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...