Статья «Внедрение в работы детского сада современной формы работы – мини-музей»
статья

Кутузова Евгения Александровна

Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие?

 Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей». 

Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. 

Создание мини-музея можно разделить на три этапа: подготовительный этап, этап реализации, обобщающий этап.

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, но, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_v_rabotu_detskogo_sada_mini-muzeya.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение в работы детского сада

современной формы работы – мини-музей»

«Я слышу — и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю и постигаю.»

                                     Конфуций

Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством планшетов, смартфонов и компьютера, но эти средства не дают в полном объёме представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Познание - это сложное образование,  в котором можно выделить компоненты  неразрывно взаимосвязанные между собой.

Первый компонент включает в себя информацию,  состоящую из отдельных сведений  фактов  событий нашего мира и мыслительные процессы  необходимые для получения и переработки информации. Собственно информация (сведения  факты  события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель,  как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство,  с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы,  навыки,  умения,  способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что  они всегда готовы познавать то,  к чему хорошо относятся,  и не хотят даже слышать о то,  к чему относятся плохо  отрицательно.

На этой особенности детей и основывается технология педагогики музейной деятельности. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям,  которые хотим им передать,  атмосферу общей привлекательности  являющейся фундаментом  на который легко накладываются знания.

И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа? Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей». Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Он поможет нам, педагогам:

- Расширять кругозора дошкольников;

– Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;

– Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами;

– Развитать познавательные способности и познавательную деятельность;

– Развивать творческое и логическое мышление;

– Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

– Формировать у дошкольников представление о музее.

- Поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

А вот ребёнку мини-музей призван дать возможность самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал.

Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

Подготовительный этап.

  1. Тематика.

Это прежде всего ответ на вопрос «О чём будет рассказывать наш мини-музей?». При этом тематика может исходить из плана образовательной программы дошкольного учреждения (в этом случае, как правило, преобладает мнение педагогов), или определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом (в этом случае родители могут это сделать напрямую, предложив на выбор несколько интересных, на их взгляд, проблем), или тема определяется спонтанно (в этом случае инициатива исходит от ребенка).

  1. Место расположения выставки мини-музея.

Каждое из представленных решений имеет свои плюсы и минусы, однако это может быть

- групповое помещение;

- раздевалка;

- кабинет дополнительного образования;

- холлы/ лестничные марши;

- прилегающая территория.

3. Содержание  экспозиции.

Отвечает на вопросы:

Где возьмём экспонаты?

А) музейный фонд детского сада

Б) экспонаты, которые предоставят дети и родители, а так же работники ДОУ

Какова будет экспозиция?:

- это выставка одного экспоната;

- это «музей в чемодане»;

- это полномасштабная выставка (являющаяся отдельной самостоятельной или входящей цикл выставок).

4. Работа с детьми и родителями.

Она будет подразумевать, кроме сбора экспонатов, беседы с детьми о том, что такое музей, коллекция, какими они бывают? Родители вместе с детьми готовят сообщения о тех музеях, которые они уже посетили.

5. Перспективы развития.

Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Этап реализации.

  1. Даем название (оно должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание, может быть подобран эпиграф).
  2. Размещение экспонатов.

Важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

  1. Оформление коллекции.

У каждого экспоната должна быть этикетка/информационная табличка.

Если так получилось, что дети принесли много одинаковых экспонатов, то можно:

- рядом с экспонатом появится фото того, кто его принес;

- «фраза у экспоната», комментарий владельца

- «экспонат-герой «за рамой», нарисовать сюжет экспонату.

4. Дополнительный материал.

Включает изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов, изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели и работу с детьми и родителями - реализация перспективного плана, семейных проектов, выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обобщающий этап.

Он начинается, когда мини-музей создан.

  1. «Торжественное» открытие (можно оформить визитки/билеты/приглашения).
  2. Непосредственно сама работа на выставке.

Она включает проведение экскурсий, бесед, рассказов (взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых), игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, экскурсий-путешествий, конкурсов, мастер-классов, организацию праздников, спектаклей, дни музеев, дни открытых дверей, во время которых дошкольники и их родители могут посещать музей детского сада.

На что следует обратить внимание при подготовке экскурсий, так это на то, что основным наполнение музея являются вещи. При работе с вещью надо учитывать три смысловых уровня:


Утилитарное значение вещи (для чего и для кого она создана).
Художественная (дизайнерская, эстетическая) значимость вещи.  
Символическое значение вещи - каким знаком в культуре она является, о чем она «вещает» нам, а о чем могла «говорить» своим современникам.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Для этого предлагается использовать алгоритм работы с вещью:

Выберите одну из предложенных вещей и внимательно рассмотрите ее.
 
Что это? Можно ли определить, для чего создана эта вещь?
 
Опишите свое первое впечатление об этой вещи: «какая» она? Какие ассоциации вызывает?
 
Исследуйте вещь. Обратите внимание на ее размер, форму, цвет, материал, декор, надписи или цифры, состояние сохранности.
 
Предположите, кем, когда и для чего она использовалась. Приведите аргументы в подтверждение своей версии.
 
Попытайтесь определить символическое значение выбранного предмета – о чем он может свидетельствовать, каким знаком в культуре является.
 
Выскажите свое мнение о художественном (декоративном) значении этой вещи.
 
Попробуйте представить себе «родную среду» этой вещи – место, где она бы «чувствовала себя как дома» и предметы, которые могли бы ее окружать.
 
Могла ли эта вещь стать музейным экспонатом? Предположите, о чем в таком случае она могла бы «вещать»? Как изменились бы ее значения и смыслы?

 И конечно не забываем, что учитывать возрастные особенности детей. Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток  пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть. Тема – мини –музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими. Дидактические игры  или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. 

  1. Рефлесия.

Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги:

Что было сделано?

Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)

Что нового узнали?

Что хотели бы еще узнать?

С кем можем поделиться полученными знаниями?

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»

Литература:

  1. Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, №  2. стр.72

2. Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, №  6, 2000. стр.30–31.

4. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, №  5. стр.84.

5. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка-Пресс, 2008.

6. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада / Н. А. Рыжова — М.: Линка — Пресс, 2003. 7. Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка- Пресс, 2004.

8. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б. Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, №  11. стр.66

9. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.

10. Трунова М. Секреты музейной педагогики / М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, №  4. стр.38

11. Цепина Т. Музей в детском саду / Т. Цепина — Дошкольное воспитание, 2007, №  5. стр.124.

12. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание,2008, №  3.

13. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2007, №  10. стр. 44–50.

14. Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2008, №  5. стр.61

  1. Безрукова М.И., Волкова Н. Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

статья "Преемственность в работе детского сада и школы по вопросу воспитания интереса к литературному чтению".

В последнее время наблюдается потеря интереса у детей к чтению, изучению современной и классической литературы, и как следствие снижение уровня грамотности, что в свою очередь делает затруднительным д...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....

Детско-родительский образовательный проект мини-музей "Игрушка своими руками"

Игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, с...

Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО".

Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО"....

Статья "Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями дошкольников"

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями.Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, вовлечение род...