Семинар для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников"
план-конспект занятия

Молчашкина Дарья Сергеевна

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx589.17 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 56»

Московская обл., Сергиево-Посадский г. о., с. Васильевское, д.42/1

Семинар для воспитателей

«Экспериментальная деятельность дошкольников»

C:\Users\Админ\Pictures\Saved Pictures\vector-teacher-and-students-experiment.jpg

        Подготовила воспитатель:

                                                    Молчашкина Д.С.

                                                     Сентябрь 2021 г

Цель и задачи

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Задачи экспериментирования:

  • Развивать у детей познавательные способности;
  • Развитие внимания и памяти;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.);
  • Формировать у детей элементарные географические представления;
  •  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

   Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

    Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект.

   К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности.

Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: 

  • приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  •  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. 

   При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:  

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

  • на участке и т. п.

3. По количеству детей (форма организации):

-индивидуальные (1—4 ребенка);

-групповые (5—10 детей);

-коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы;

- запланированные проводятся на выраженном предмете или объекте. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач;

-поставленные в ответ на вопрос ребенка выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

-эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

-кратковременные (от 5 до 15 минут);

-длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

10. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию

1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)

2. Определение вида занятия констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

3. Постановка темы занятия

4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)

5. Подготовка пособий и оборудования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум "Исследовательская деятельность дошкольников"

Семинар-практикум по экспериментальной деятельности...

Семинар практикум "Изобразительная деятельность дошкольников"

Семинар для педагогов ДОО по методике изобразительной деятельности дошкольников...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Семинар-практикум. «Трудовая деятельность дошкольников: теория и практика организации»

Цель: Расширить у педагогов знание проблемы трудового воспитания, сформировать интерес к этому направлению воспитательной работы....