Семинар для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 56»
Московская обл., Сергиево-Посадский г. о., с. Васильевское, д.42/1 Семинар для воспитателей «Экспериментальная деятельность дошкольников» |
Подготовила воспитатель:
Молчашкина Д.С.
Сентябрь 2021 г
Цель и задачи
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи экспериментирования:
- Развивать у детей познавательные способности;
- Развитие внимания и памяти;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.);
- Формировать у детей элементарные географические представления;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности.
Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:
- приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации):
-индивидуальные (1—4 ребенка);
-групповые (5—10 детей);
-коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы;
- запланированные проводятся на выраженном предмете или объекте. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач;
-поставленные в ответ на вопрос ребенка выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
-эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
-кратковременные (от 5 до 15 минут);
-длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
10. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию
1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
2. Определение вида занятия констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3. Постановка темы занятия
4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)
5. Подготовка пособий и оборудования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум "Исследовательская деятельность дошкольников"
Семинар-практикум по экспериментальной деятельности...
Семинар - практикум "Исследовательская деятельность дошкольников"
Семинар - практикум...
Семинар практикум "Изобразительная деятельность дошкольников"
Семинар для педагогов ДОО по методике изобразительной деятельности дошкольников...
Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
Выступление на городском семинаре "Эффективность совместной деятельности начальной школы и детского сада по подготовке дошкольников к успешной учебной деятельности"
Тема выступления "Роль воспитателя в подготовке детей к школьному обучению"...
Семинар-практикум. «Трудовая деятельность дошкольников: теория и практика организации»
Цель: Расширить у педагогов знание проблемы трудового воспитания, сформировать интерес к этому направлению воспитательной работы....