"Прачечная"
проект (средняя группа)

Машина Татьяна Николаевна

"Прачечная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 

 

Тема проекта: «Прачечная»

средняя группа (дети от 4 до 5 лет)

Тип проекта: игровой

Временные рамки: краткосрочный (5 дней)

Автор проекта:

Машина Татьяна Николаевна

Пояснительная записка.

Согласно Федеральному закону об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [ст.64 пункт 1].

Основой для разработки проекта по  теме «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» стали:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Государственной программы алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы от 20 декабря 2013 г. N 670

 Цель: Развитие ценностного отношения к труду и творчеству прачечной.

Задачи:        

1.  Продолжать знакомить детей со спецификой работы прачечной.

2.  Познакомить с трудовыми процессами прачечной (принимает белье, стирает, сушит, гладит)

3. Познакомить детей с инструментами (Стиральная машина, тазик, мыло(атрибуты заменители),веревки, прищепки, гладильная доска.  

4. Познакомить с правилами безопасного поведения во время работы с инструментами.

5. Продолжить формирование коммуникативных навыков (умение знакомиться, выражать свои мысли, задавать и отвечать на вопросы).

6. Воспитывать стремление опрятно выглядеть, культурно-гигиенические навыки.

7. Воспитывать интерес к новым игровым сюжетам.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами друзей.

9.  Обогатить словарный запас детей  (прачечная, прачка, стиральная машина, тазик, гладильная доска, веревка, стирает, сушит, гладит.)

10. Развивать умение передавать свои впечатления в художественной творческой деятельности.

Обзор возрастных характеристик. К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок становится внимательным к своему физическому «Я». Ему интересно не только познать особенности строения человеческого организма, но и узнать об общих принципах их функционирования. Он может более точно определять свои ощущения, место их локализации. Однако влияние подкорковых центров на поведение ребёнка остаётся значительным: если своевременно не переключить внимание, то смех или плач могут завершиться истерикой. К пяти годам появляется определённое представление о своём организме, половых признаках (вначале принадлежность к полу тесно связана с внешним видом - одежда, причёска) человека, его именем. Происходит осознание половых интересов. Вместе с тем понимание постоянства половой принадлежности пока отсутствует.  Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь, и другие средства общения, для удовлетворения разнообразных потребностей Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.

Развивается игра, которая увлекает ребёнка, приносит ему радость. Как никакая другая деятельность, она позволяет переживать чувство свободы, достигнуть состояния эмоционального комфорта. Игра занимает в этом возрасте ведущее место в саморазвитии ребёнка. В течение дня ребёнок включается в каждую из семи видов игр (сюжетно – ролевые, строительно – конструктивные, театральные, дидактические, подвижные, хороводные, забавы). В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

 Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.

Воспитанник средней группы способен уже сознательно соотнести своё поведение с поведением сверстников, оценить их и свои возможности. Он может по своей инициативе помочь им, согласовать с ними действия, направленные на достижения общей цели. В процессе деятельности и общения с окружающими он способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живёт преимущественно в мире эмоций и чувств. Ребёнок должен чувствовать, что в его успех верят, и считать, что требования к нему справедливы.

 Мотивационный этап. 

Проблемная ситуация. После тихого часа дети одеваются и обнаруживают, что пришла в гости перепачканная кукла, ребята принимают решение помочь ей. Начинается обсуждение ситуации: дети обращаются с вопросами к воспитателю, помощнику воспитателя: «Что произошло с нашей куклой, почему они перепачканная?»

Воспитатель обращается к персонажу медведю: «Мишка, что случилось? Ты не видел?». Театр воспитателя (роль Мишки): «Девочки собиралась на праздник, испачкали платье и попросили постирать его!»

Обращение к опыту детей. Почему у Мишки не получилось постирать? Кто стирает вещи?

Формулируют вопросы, на которые надо найти ответы? Что сделать, чтоб куклы стали красивыми, опрятными? К кому обратиться? Что помогает прачке стирать вещи?

Проблемно–деятельностный этап.

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Развитие речи.

Тема: Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе прачки,

рассказывание по картинам.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в прачечную». (Кто работает в прачечной? Что делает прачка? 

Мастер- класс «Как постирать вещи» (На занятие приглашаем маму).

Видео экскурсия. Ознакомление с трудом прачки. Беседа с прачкой.

ОБЖ. Беседа о правилах безопасного использования инструментов прачки.

Физкультминутка «Быстро вещи постирали…», «Если нравится тебе, то делай так…»

Ручной труд: изготовление мыла (картон)

Чтение рассказа К. Чуковский «Мойдодыр»

Игровая ситуация: постирай вещи

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Рисование «Платье»

Д/и «Для чего эти предметы».

Д/и «Убери лишний предмет»

Коммуникативная игра «Если нравится тебе, то делай так…»

Организация зоны прачечной в игровом уголке.

Полочка избыточной информации: Мир инструментов прачечной. Рассматривание инструментов для работы прачки.

Отгадывание загадок о рассмотренных инструментах, предметах.

Творческий этап.

Организация сюжетно-ролевой игры «Прачечная» в средней группе.

Цель: расширить представления детей о профессии прачки, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Задачи: Способствовать развитию умения:

- развивать сюжет, опираясь на ранее полученный опыт;

- распределять роли, действовать согласно взятой на себя роли;

- самостоятельно подбирать предметы-заместители, пользоваться ими;

- обмениваться ролями с воспитателем, поддерживать диалог.

- продолжать развивать специфически-ролевую речь;

- способности совместно развертывать игру;

- согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

- воспитание вежливого обращения друг с другом, умения играть вместе,    небольшими группами.

Сюжет

Роли

Предметно-игровая среда

Игровые действия

Партнерское

взаимодействие

Стирка белья

Приемщик

(Воспитатель)

Квитанции,  упаковочные пакеты, фартук, журнал регистрации, стол, корзина для грязного белья

Принимает белье, выдает квитанцию, делает запись в журнал, складывает с корзину для грязного белья, выдает чистое белье, забирает квитанцию.

«Здравствуйте, что у вас для стирки? Кладите на стол». «На платье много пятен, придется отбеливать. Сейчас я выпишу вам квитанцию. Возьмите квитанцию, приходите завтра за чистым бельем. До свидания».

Общение с гладильщиком: «Положите чистое белье в стеллаж»

Прачка 1.

Прачка 2.

Стиральная машина автомат, тазы для ручной стирки, полоскания, фартук, порошок, мыло, кондиционер.

Сортирует белье, закладывает в машину, заправляет моющими средствами, нажимает кнопки, вынимает белье. «Набирает» воду в таз, стирает, отжимает, полощет, складывает  в пустой таз, несет работнику сушильной установки

Общение между прачкой 1 и прачкой 2. «Это белье нужно стирать руками, а это для стирки в машинке». «Подай, пожалуйста, порошок». «Здесь пятно, положи в отбеливатель». «Отнеси на сушку».

Гладильщик

Гладильная доска, утюг, стеллаж для хранения белья

Раскладывает белье на гладильной доске, проводит по нему утюгом, складывает, убирает в стеллаж

Общение с работником сушильной установки: «Положите сухое белье в стеллаж».

Общение с приемщиком: «Примите чистое белье (перечисление)»

Работник сушильной установки

Сушилка, прищепки

Встряхивает белье, развешивает с помощью прищепок, определяет степень влажности белья на ощупь, снимает белье с прищепок, убирает прищепки в специально отведенное место, складывает белье, уносит в гладильную.

Общение с гладильщиком: «Примите сухое белье (перечисление)»

Клиент

Кукольное белье, пакеты

Приносит белье в прачечную, проверяет чистоту выстиранного белья, отдает квитанцию, расписывается в журнале за получение, забирает чистое белье

Здравствуйте, примите, пожалуйста, белье в стирку. У меня…(перечисляет). У меня мало времени, завтра мне нужно чистое белье. До свидания.

Сопутствующие сюжеты

«Семья»

«Детский сад»

Мама, дети.

Воспитатель, помощник воспитателя, дети

Маркеры игрового пространства

Сбор белья для стирки, уборка, одевание кукол, смена постельного белья

Взаимодействие по теме генеральная уборка, сбор белья для стирки, переодевание кукол в чистые платья

Педагогическое сопровождение: организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: непосредственное участие в игре (выполнение роли клиента и пассажира) использование подсказывающих вопросов , решение конфликтных ситуаций.

Завершение игры

 Педагог объявляет, что рабочий день прачки заканчивается, все клиенты могут записаться на завтра.

Уважаемые клиенты, наша прачечная сегодня закрывается, кто желает, может записаться на завтра на стирку и глажку белья. Всего вам хорошего. До свидания!

Предполагаемые результаты освоения проекта

В результате освоения проекта мы предполагаем, что воспитанники :

- смогут развивать сюжет, опираясь на ранее полученный опыт;

- смогут распределять роли, действовать согласно взятой на себя роли;

- смогут самостоятельно подбирать предметы-заместители, пользоваться ими;

- смогут обмениваться ролями с воспитателем, поддерживать диалог.

Мониторинг реализации проекта

Приоритетным методом мониторингового исследования будем считать метод включенного наблюдения.

День недели

деятельность

 примерное содержание деятельности, методические приемы

Результат освоения детьми

понедельник

Развитие речи

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе прачки,

рассказывание по картинам.

У детей пополнился и активизировался словарь, употребляют монологическую и диалогическую формы речи,  при рассказывании о профессии прачки, о дочке и сыночке, между собой и взрослым.

вторник

Ручной труд

изготовление мыла (картон)

Дети сами изготовляют предметы – заместители, находят в группе любые предметы и применяют их в игре.

 

среда

Рисование

«Платья»  

Раскрываются творческие способности .

четверг

Аппликация

«Атрибуты одежды»

Раскрываются творческие способности.

пятница

Игра сюжетно-ролевая

«Прачечная»

Дети сами придумывают игровые действия,  умело берут на себя роль, распределяют роли, обмениваются ролями. Сформировалось представление о доброте и заботе.

Сложились

дружеские взаимоотношения в игре, дети делятся в игре игровыми предметами – заместителями.

Методическое обеспечение

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  3. Государственной программы алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы от 20 декабря 2013 г. N 670.
  4. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. ФГОС. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бытовые приборы. Поход в прачечную.

Конспект ООД в образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира)...

Экскурсия в прачечную «В гости к Королеве чистоты»

Знакомство с трудом машиниста по стирке белья, в рамках проекта «Все работы хороши»....

НОД в средней группе по теме «Экскурсия в прачечную детского сада».

Задачи приоритетной образовательной области:Познавательное развитие·         Познакомить детей с работой сотрудников ДОУ ,трудом прачки.·...

Конспект-экскурсия "Прачечная" для детей с ЗПР 6-7 лет.

Конспект предназначен для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста....

Конспект по развитию речи для старших дошкольников с ЗПР на тему: "Прачечная".

Конспект предназначен для детей с ЗПР, Предварительно необходимо провести экскурсию либо по картинкам познакомиться с помещением "Прачечной"....

Дидактическая игра "Прачечная"

Дидактическая игра "Прачечная" представляет собой набор плоских контуров одежды, геометрических форм из мягкой ткани и прищепок. Дети, играя, получают знания об одежде, её частях. а также ра...