Статья "Основные кризисные периоды дошкольного детства"
статья

Сальковская Елена Николаевна

Статья "Основные кризисные периоды дошкольного детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovnye_krizisnye_periody_doshkolnogo_detstva.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Основные кризисные периоды дошкольного детства

 Дошкольники проходят три закономерных кризиса развития: год, три года и семь. С наибольшими затруднениями родители сталкиваются в период, когда их ребенку около трех или около семи лет. Хотелось бы рассмотреть подробнее, что же происходит с нашими малышами в это трудное для них время. И как же родителям справляться с возникающими сложностями.

Кризис трех лет

Это закономерное и, мало того, необходимое для развития явление. В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он человек, точно такой же, как его родители и другие люди. Часто именно в этом возрасте в речи малыша появляется местоимение «Я» (так хорошо знакомое родителям «Я сам»). Ребенок стремится во всем подражать взрослым, буквально повторять все их действия. Что иногда нервирует маму. Родителям знакомы истерики оттого, что малышу не дали нарезать хлеб, погладить белье, или совершить другое «опасное» для него действие, которое взрослым можно, а ему нет. Но он ведь уже тоже считает себя взрослым. И ребенок злится. И его можно понять. Только представьте, что вам постоянно запрещают делать то, чего вы очень хотите. Здесь важно не осекать малыша, не наказывать его, а предложить работу, которая ему по силам (например, подавать маме белье, складывать его) или приобрести игрушечный утюг. Я прекрасно понимаю, что иногда мама торопится или не в настроении, но не стоит обижать малыша словами: «Я все сделаю сама, ты только мешаешь, иди, поиграй в свою комнату»

Ведь именно в этом возрасте ребенку так важно чувствовать свою значимость как помощника, человека, способного что-то сделать самостоятельно. Самое главное для родителей, принять, что их ребенок немного повзрослел и в отношениях с малышом должно быть больше равноправия, чем раньше. Ребенку будет приятно, если вы будете считаться с его мнением, спрашивать о его желаниях, договариваться с ним. В этом возрасте у него уже могут появиться свои маленькие обязанности (например, складывать игрушки, помогать в чем-то маме, чистить свою обувь влажной тряпочкой и многое другое).

Если же не предоставлять малышу этого возраста больше свободы и самостоятельности, то пройти стадию трех лет будет сложно, ребенок будет упрямым, будет делать все назло, капризничать, вести себя агрессивно и так далее, в общем, будет настаивать на своем праве «быть взрослым».

Кризис семи лет

Как и любой другой, кризис семи лет это этап, который необходимо пройти ребенку для нормального развития. Конечно, намного полезнее, когда он проходит относительно «безболезненно» как для самого ребенка, так и для родителей.

Проявления, или симптомы «кризиса»

Часто родители начинают замечать изменения в поведении своего ребенка уже в старшей группе детского сада (лет в шесть).

1. капризность, частые кривляния, манерничание (дети начинают манерно говорить, жестикулировать, двигаться, одеваться). Бывает такое ощущение, что ребенок строит из себя шута. Часто родители замечают, что ребенок, будто не слышит их, не реагирует на вопросы и просьбы – это тоже один из симптомов. Ребенок может даже оспаривать просьбу, отказываться от выполнения. Частым аргументом в споре является сравнение себя с более взрослыми братьями, сестрами: «Почему ей можно не спать, а мне нет? Я тоже уже большой!»

2. Появление хитрости, нарушение правил родителей в скрытой форме. Хитрость носит, как правило, игровой характер. Например, ребенок не моет руки перед едой, а просто проводит некоторое время в ванной, затем выходит и говорит, что помыл их. Родители могут воспринимать подобные ситуации как обман, боясь, что привычка закрепиться, и их ребенок вырастет обманщиком. Но в данном случае хитрость лишь временный симптом. Можно в легкой форме высказать свое недовольство поступком ребенка, если он слишком часто поступает таким образом.

3. Проявление особого внимания к своему внешнему виду. Нередки споры по утрам в спальне, когда ребенок не хочет одевать предлагаемую мамой одежду.

4. Как правило, дети этого возраста хотят больше самостоятельности, хотят делать какую-то работу по дому, которую раньше не выполняли.

5. Дети начинают думать, говорить и беспокоиться о школе. Справятся ли они с заданиями, строгим ли будет учитель, как вообще все это будет происходить, найду ли я друзей и т.д. Бывает, что и родители испытывают значительную тревогу по поводу появления нового статуса (ученика) у своего ребенка. К сожалению, эта тревога очень легко передается детям.

Разрешение кризиса семи лет

У детей, готовых к школе, начало учебной деятельности постепенно приводит к разрешению кризиса семи лет. Ребенок приобретает новый статус, он доволен тем, что к нему относятся как к самостоятельному, взрослому человеку. Он чувствует себя значимым.

Другую сторону медали мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Бывает, что симптомы, которые раньше были выражены слабо, проявляют себя во всей красе: начинаются споры с родителями, истерики, капризы, упрямство.

Для ребенка это непростой период, и родителям не стоит думать, что они что-то упустили и сделали не так. Просто их дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости. И ребенку в этот период нужна помощь и поддержка близких взрослых.

Вот несколько общих важных правил, которые помогут родителям наладить общение с ребенком:

1.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

3. Позвольте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

4. Обращение к ребенку не должно быть безличным, лучше подойти к нему, назвать по имени и пригласить к диалогу. Дать ребенку высказать свое мнение.

5. Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте. Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кризисные периоды дошкольного возраста"

В консультации рассмотрено понятие "возрастные кризисы", признаки проявления кризиса ("семизвездие кризиса"),  стиль поведения родителей при появлении кризиса у ребенка....

Значимость периода дошкольного детства

Значимость периода дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала ребенка.Задача педагога, занимающегося с детьмиизобразительным искусством, — постепеннооткрывать детскому пытливому ум...

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Развитие образной речи в разные периоды дошкольного детства

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, "экспериментируют" со словами, создают новые, ориентируясь как на ...

Потребности ребенка в разные периоды дошкольного детства

ПОСТРОЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ...

эссе "Так уж важен период дошкольного детства в воспитании и развитии личности ребенка"

В своем эссе я попыталась донести до воспитателей и родителей о важности формирования характера и личности в целом в период дошкольного детства....

Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.

Развитие социально-коммуникативной  сферы личности  в период дошкольного  детства.Задачи развития....