Формы организации познавательной деятельности в ДОУ детей раннего возраста из опыта работы.
статья (младшая группа)

Гатина Гузель Хаметхафизовна

Выступление для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации познавательной деятельности в ДОУ детей раннего возраста из опыта работы.

   Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста — настоящий исследователь. В этом возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.  Особенности познавательного развития у двух –трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы в нашей группе, окружающие деток, яркие, простые и понятные. Основную часть своей жизни многие дети проводят в детском саду. Именно поэтому дети получают огромное количество знаний в ДОУ, здесь они активно знакомятся с окружающим миром.

   Рассмотрим несколько форм организации познавательной деятельности, которые я использую в своей деятельности 

   Наблюдение за предметами и их рассматривание 

   Дети нашей группы любят наблюдать за окружающей средой, например, на прогулке мы наблюдаем за насекомыми, животными, людьми, транспортом, явлениями природы: как качаются ветки на деревьях, текут ручьи, летят птички, какие звуки они издают, в группе мы наблюдаем как тает снег от тепла, как идет дождь, снег, на прогулках дети знакомятся со свойством снега ( снег холодный, из него можно слепить ком, он мягкий и т.д.)., также мы проводим наблюдения в природном уголке и т.д. Наблюдение за предметами и их рассматривание обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.

   Следующая форма -диалог и беседа. Наблюдая за предметами на прогулке, в группе, рассматривая иллюстрации мы постоянно беседуем с детьми. Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Покажи мне мяч. Мяч какого цвета? Он большой или маленький?», «Это кто? Как мяукает кошка?», «Вода какая?»). Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета (большой — маленький, круглое, треугольное, квадратное) и функции (катится, стоит). Использование слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов. Диалог и беседа способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.

   Одна из важных форм организации познавательной деятельности детей нашей группы это - личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.

   В своей педагогической деятельности работы с детьми в каждом режимном моменте я создаю такие условия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. Например, когда мы моем руки дети с удовольствием изучают свойства воды (вода холодная или теплая, она течет, брызгает, ее не возможно схватить, вода обладает очистительными свойствами и т.д.), когда дети одевают одежду они осмысливают куда просунуть голову, руку, ногу, играя на участке дети изучают свойства песка ( когда песок сухой он сыпется, его можно пропустить через сито, а камушки через сито не проходят, так как они больше дырок сита, когда песок мокрый ему можно придавать форму, из него можно лепить), в емкостях с водой дети эксперементируют, льют воду из лейки, ведра, через сито, ловят рыбок при помощи сачка, Делаем открытия: на снегу остаются следы от обуви, снегу можно придать различную форму, определяем свойства снега. На занятиях дети узнают, что пластилин от тепла становится мягким и ему можно придать различную форму, при помощи карандашей, красок, мела можно рисовать, пуговицы и замок можно застегивать, если закрыть глазки то мы ничего не видим, значит глаза нам нужны, чтобы видеть, если закрыть ушки, то мы ничего не слышим, значит уши нам нужны для того, чтобы слышать, ножками мы ходим, прыгаем, бегаем и т.д.  

   Еще одна форма познавательной деятельности, используемая мной - экскурсия. Мы с детьми нашей группы периодически ходим в сенсорную комнату, физкультурный зал, в комнату ПДД, на прогулке на территории детского сада мы ходим на экскурсию в соседние участки, рассматриваем деревья, кусты, цветы, животных, насекомых, все, что увидим. Экскурсия предоставляет возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.

   Еще одна форма развития познавательной деятельности – это применение различных дидактических заданий и игр. Дети нашей группы с удовольствием играют в такие дидактические игры, как «Найди пару», «Чей домик?», «Большой и маленький», лэпбук «Найди свое место», многофункциональная дидактическая игра «Чудесная площадка», пазлы, мозаика, конструктор, лабиринт, втулка с молоточком, «Юный плотник», куб с геометрическими фигурами и т.д.  Также .наши дети активно играют в панно, на котором они учатся и закрепляют навыки застегивания пуговиц, молний, застежек сандаликов, завязывания шарфа у девочки, закрепляют знания о цвете.

   Мы с детьми нашей группы с удовольствием играем в подвижные игры, в сюжетно-ролевые игры. Играя в эти игры ребенок развивается в процессе практических действий, формируются знания о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов, узнают обо всем многообразии растительного и животного мира Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие

   Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

   Таким образом благодаря этим формам познавательной деятельности у детей моей группы развиты такие качества, как восприятие, активность, любознательность, мышление, память, внимание, речь, самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Консультация для воспитателей ДОО на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значен...

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста» (из опыта работы музыкального руководителя)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагог...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...