Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы "Музыка деревянной ложки"
проект (подготовительная группа)

Силантьева Ольга Васильевна

Данный проект играет большую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей на примерах традиций русского народа. Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает  нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_derevyannoy_lozhki.docx35.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект

для детей подготовительной группы «Музыка деревянной ложки».

Автор-составитель

 Силантьева О.В., воспитатель МДОУ № 4

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги, специалисты ДОУ.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

«Дорога ложка к обеду» - так гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, так как ложка – это самый практичный предмет из всех столовых предметов.

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке.

Данный проект играет большую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей на примерах традиций русского народа. Работа над проектом направлена на развитие познавательных интересов детей, развития их кругозора. Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством (хохломой) помогает раскрыть красоту родной природы, помогает обогатить знания о профессиях, которые задействованы в  процессе изготовления , росписи и игре на  деревянной ложке.

Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Гипотеза проекта: если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода - ложке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников  проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и быту русского народа через ознакомление с бытовыми предметами народных промыслов (ложки), к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Рассмотреть историю ложки как музыкального инструмента для выявления простых приёмов игры на ложках.

 

Задачи проекта:

  1. развивать у детей навыки исследовательской деятельности через  умение сравнивать и выделять нарядную и повседневную посуду - ложку (цвет, узор, назначение, историю происхождения русской ложки), раскрыть детям внешнюю красоту посуды (ложки), обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса).
  2. учить разным методам получения информации и дальнейшего ее использования (описывать предмет (ложку), соблюдать соотношение величины в лепке, рисовании, украшать силуэты посуды хохломскими узорами (ложки) аппликацией, равномерно наносить узор).
  3. развивать умение видеть необычное в окружающем рукотворном мире (ложка – музыкальный инструмент).
  4. содействовать сплочению всех участников проекта (воспитанников, родителей, педагогов) через расширение представления о родном крае.
  5. повышать уровень профессиональной грамотности педагогов и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Предполагаемый результат:

Дети приобретут на практике элементарные компетенции исследовательской деятельности, которые смогут использовать самостоятельно, словарный запас обогатится названиями предметов русского быта (в том числе разными названиями ложек), научатся играть на ложках;

Родители получат возможность активно участвовать в мероприятиях проекта, организовать продуктивный семейный досуг (семейные истории и предания, связанные с ложкой; выполнение заданий по проекту совместно с детьми). Появятся «театр ложек», «ложки настроений», альбом с творческим материалом о ложках, компьютерная презентация о ходе реализации проекта.

У педагогов пополнится методическая копилка авторских разработок, повысится профессиональная компетентность и мотивация при организации проектов, возможность транслировать наработанный опыт (конкурсы, конференции, публикации).

Кроме того, тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;

- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;

- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;

- ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование, создание мини-музеев.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

1. Определение цели, задач проекта, его связи с программным материалом по речевому развитию, познавательному развитию, художественно-эстетическому (музыкальная и продуктивная деятельности), физическому развитию (народные игры). Связь темы проекта с историей – в 2018 году современной ложке исполнилось 258 лет; компьютерная презентация о первых ложках, найденных археологами, для демонстрации на занятии детям и родителям при знакомстве с проектом.

2. Разработка этапов проекта, его методического обеспечения. Составление перспективного плана, разработка конспектов. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов). Подбор хороводных и подвижных народных игр.

3. Подбор необходимой литературы и информации из разнообразных источников, Интернет- ресурсов. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.

4. Беседы  с  родителями и детьми по участию в проекте. Ознакомление родителей с планом проекта, его задачами. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.

Формирование интереса у детей к теме проекта. Распределение обязанностей между участниками проекта, привлечение музыкального руководителя. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.

5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Разработка дизайна листов-клише (с силуэтами изделий народных промыслов) для творческих работ дошкольников, из которых по окончании проекта будет оформлен альбом.

2. Практический этап.

Образовательная область

Форма работы

Речевое развитие

Прослушивание сказа про Семена Ложкаря

Сочинение сказки детьми «В гостях у ложки»

Чтение произведений художественной литературы и фольклора на тему народных промыслов: «Садко» (запись П.Рыбникова, отрывок), «Никита Кожемяка», «Нежно - голубое чудо» (М.Боброва), Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».

Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».

Разучивание тематических стихотворений и песен.

Познавательное развитие

Оформление книжных уголков в группах.

Оформление мини-музея «Ложка»

Тематические беседы: «Что такое хохлома?», «Древние и современные ложки», «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка».

Просмотр презентаций: «Золотая хохлома. Деревянная посуда»

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность

Музыкальное занятие «Ярмарка. Ложкари»;

Проведение репетиций «Театра ложек» с детьми (инсценировки детских стихотворений);

Обучение игре на деревянных ложках.

Подготовка танца по песне Е.Железновой «Ложки деревенские».

Изобразительная деятельность. Тема «Посуда. Народные промыслы»

Лепка ложки;

Декоративная лепка «Украшение ложки»

Рисование «Хохломская ложка»

Аппликация «Городецкая дощечка»;

Лепка из глины и роспись «Блюдце. Гжель»;

Рисование «Гжельская чашка, гжельская ложка»;

Конструирование из бросового материала «Театр ложек»;

Оформление выставки детских рисунков и аппликаций «Ложка-это ложка, ложкой суп едят», выполненных на занятиях по изодеятельности и дома.

Социально – коммуникативное развитие

Виртуальная экскурсия на фабрику «Хохломская роспись»

Просмотр презентации «Деревянная ложка»

Игровая деятельность:

Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; «Страна мастеров», «Веселая ярмарка», «Магазин посуды».

Дидактические игры: «Составь узор», «Обведи и раскрась», «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Узнай узор», «Обведи и раскрась», «Русские узоры», «Чей сувенир?», «Собери целое».

Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению).

Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».

Физическое развитие

Подвижные и хороводные народные игры: «Гуси-Лебеди», «Горелки», «Каравай», «Ручеек», «Лохматый пес», «У Маланьи, у старушки», «Заря», «Вышибалы», «У медведя во бору», «Бояре», «Игра с лентой», хороводная игра «Эх, ложечка». Игры-забавы: «Пронеси – не урони!», «Кто быстрее наполнит стакан водой с помощью ложки»

Работа с родителями.

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Краеведческий музей;

5. Познакомиться с папкой передвижкой «Народные промыслы России».

6. Помочь в оформлении альбома с рисунками и стихотворениями о ложке.

7. Помочь в оформлении выставки «Такие разные ложки!» (разнообразные ложки, имеющиеся в семьях).

8. Изготовление ложковых кукол родителями в сотворчестве с детьми.

9. Проведение открытого мероприятия «История деревянной ложки», в ходе которого дети и родители знакомятся с русскими ложками: межеумок, бутырка, боская, полубоская, носатая, тонкая. Шуточная коммуникативная игра на самое смешное, необычное название ложки (ложкой что-то мешают – мешалка, хлебают – хлебалка. В старину отец бил ложкой по лбу расшалившихся за обедом детей – значит, полбустукалка и т. п.)

3. Заключительный этап. 

Оформление выставки рисунков и поделок детей. Оформление мини-музея народных промыслов. Участие в городском фестивале детских проектов «Эврика» с показом мастер – класса игры на ложках. Презентация итогов проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада (выступление «театра ложек»; игры с «ложками настроения»; награждение активных участников проекта; передача адресатам пожеланий и поздравлений из «ложки щедрости»; выступление ложкарей; разгадывание кроссворда про ложку; игры, эстафеты и аттракционы с ложками: кто быстрее перенесет ложками теннисные мячики; сложит ложку из разрезных частей; придумает слова на каждую букву слова «ложка»; накормит куклу «кашей» - пшенной крупой; скажет, какой ложки не стало; выложит слово «ложка» из одноразовых ложек; и т.д.).

Результативность проекта:

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народных промыслов, они легко воспринимаются детьми. Это доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Особенно интересно проходят занятия, на которых ребёнок узнает об истории промысла, возникшего в родном крае и о необычном применении бытовых вещей. Таким образом, затронутая тема очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

  1. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание, 7-2007, 8 - 1981
  2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005
  3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Акцидент, 2010
  4. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. М.: Просвещение, 1998
  6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2005.
  7. Сайт http://pandia.ru/text/80/522/14020.php

Сценарий и мастер- класс выступления на

городском фестивале творческих идей «Эврика – 2018»

Все: Мы хотим вам рассказать что-то интересное

1 реб: Отгадайте загадку:

 Сама не ест

А людей кормит

2 реб: Про ложку!

3 реб: Про ложку!

1 реб: Про ложку1

1 реб: Все началось с того что у нас в группе был организован  мини – музей «Маленький музей-большого дерева».  Мы подробно рассматривали каждый экспонат, изучали для чего он нужен, но больше нас заинтересовали деревянные ложки.

2 реб: Мы решили  узнать все про ложки

3 реб: Что же мы узнали?

Что  2 апреля международный день ложки

История появления деревянной ложки

1 реб: Что  на Руси ложки делали из деревьев. Из сосны, берёзы,  рябины, липы, дуба, яблони. Сначала рубили небольшие деревянные брусочки – баклуши.

2 реб: Вот и говорят "бить баклуши", которое сначала означало: делать очень несложное дело, а позже - бездельничать.

                                                 О пользе деревянной ложки

3 реб:  Еще узнали что, если использовать деревянную ложку во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

                                                        Правила пользования ложкой

1 реб: Еще узнали , что если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как надо, - смеялся, разговаривал, то его могли и наказать, стукнуть ложкой по лбу.

                                                         Как расписывают.

2 реб: Еще узнали , что ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

3 реб: Ложки расписывают хохломской и семеновской росписью.

                                                        Пословицы о ложке

1 реб: Узнали много пословиц  о ложке.

 Дорога ложка к обеду.

2 реб: Без своей ложки в гости не ходили. У каждого была  своя.

Приметы о ложке

3 реб: Еще узнали приметы о ложке, например

  1. Если уронить ложку – придёт женщина.

Гадание на ложка

1 реб: Еще узнали что раньше на ложках гадали. Когда в доме ждали рождение ребенка, то кидали ложку. Если ложка падала выпуклой стороной – будет мальчик, выгнутой стороной – будет девочка.

Игрушки из ложек

2 реб: Ложкой ели, на ложках гадали, а ещё из ложек делали игрушки для детей.

 3 реб: И в наше время ребята фантазируют, мастерят из ложек например ложковый театр.

Памятник ложке

1 реб: Мы узнали, что для ложек есть памятники

 И у ложки есть свой город называют его Семенов.  Жители города поставили памятник Семену Ложкарю.

                                                                Ложка - музыкальный инструмент

 2 реб: Деревянные ложки можно использовать и как  музыкальный инструмент.

3 реб: Ложки разными бывают,

 И на них порой играют.

 Отбивают ритм такой.

 Сразу в пляс пойдет любой.

1 реб: И нам тоже захотелось играть на ложках, и мы вам покажем и научим.

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук.

«Лошадка»

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.

Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Хором: А еще мы вам желаем чтобы у вас был  праздник каждый день.

"Живите на красную ложку!»

 

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий групповой проект «Безопасность на дороге.» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Проект: « Безопасность на  дороге.»   Актуальность темы проекта:Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения...

Проект информационно-творческий «Кормушка для птиц» в подготовительной группе

Проект «Кормушка для птиц», способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать,...

Информационно-творческий, краткосрочный проект "Хорошее настроение - залог здоровья"для детей старшего дошкольного возраста

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» - это состояние  физического, психического и социального благополучия. Фундамент здоровья создаётся в дошкольном возра...

Проект информационно-творческий «Кормушка для птиц» в подготовительной группе

Проект «Кормушка для птиц», способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать,...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Деревянная ложка»

Приобщать детей к народному творчеству, тем самым приобщая их истории русского народа, общечеловеческим ценностям...