Статья "Традиционные и инновационные приемы постановки свистящих звуков у дошкольников с ЗПР"
статья

Штокало Анастасия Валерьевна

В статье представлены традиционные и инновационные постановки свистящих звуков у дошкольников с ЗПР. Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных в настоящее время форм патологии психики ребенка. Как правило, она выявляется в подготовительной группе детского сада или начальной школе. ЗПР - это нарушение темпа развития психической системы ребёнка, выраженное в недостатке общих знаний, незрелости мышления, органическим инфантилизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Штокало Анастасия Валерьевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан  (МБДОУ «Детский сад № 33 НМР РТ).

shtokalo88@mail.ru

Традиционные и инновационные приемы постановки свистящих звуков у дошкольников с ЗПР

Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных в настоящее время форм патологии психики ребенка. Как правило, она выявляется в подготовительной группе детского сада или начальной школе. ЗПР - это нарушение темпа развития психической системы ребёнка, выраженное в недостатке общих знаний, незрелости мышления, органическим инфантилизмом.

У детей с ЗПР отмечается большое количество разнообразных нарушений речи. По мнению В.В. Лебединского, психические функции человека опосредованы речью. Речевые отклонения отрицательно сказывается на воображении, восприятии, внимании, памяти, мышлении, что очевидно не позволяет личности развиваться полноценно. Поэтому крайне важно, чтобы ребёнок в уже в раннем возрасте смог использовать всю полноту речевых способностей.

У детей с ЗПР отмечается полиморфные нарушения звукопроизношения. Звукопроизношение представляет собой сложный процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Для нормального звукопроизношения ребёнку недостаточно овладеть системой фонем языка, фонематическим восприятием, иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата.

Так, по данным Е.В.Мальцевой, у 45,1% обнаруживаются различные аномалии артикуляторного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда. У большинства старших дошкольников с ЗПР, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в подвижности языка. Движения неточны, язык излишне напряжён, поза удерживается с трудом, для переключения от одного движения к другому необходимо несколько попыток.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР является недостаточная сформированность фонематического восприятия, проявляющееся как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, ЗПР является крайне распространённой формой отклонения развития ребёнка, выраженная в отставании созревания психической системы от возрастной нормы, выраженная в недостатках восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Одним из наиболее частых недостатков речевого развития являются проблемы в звукопроизношении: чаще смешение, искажение и замены свистящих звуков. Поскольку коррекция звукопроизношения дошкольников с ЗПР осуществляется сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников, им необходима специальная логопедическая помощь.

Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР должно вестись в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами, а именно: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Логопеды, в качестве методологической базы используют программы известных отечественных специалистов Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Л.В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет».

И на основе этих документов специально для работы с детьми с ЗПР каждое дошкольное учреждение разрабатывает «Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с ЗПР». В данной программе должны быть максимально подробно описаны цели и задачи, принципы и содержание образовательной, воспитательной и коррекционной работы.

Логопед в своей работе должен учитывать особенности дошкольника с ЗПР: быструю утомляемость, частое переключение внимания, инфантильность. Следовательно, возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

В мировой логопедической практике давно доказана теснейшая взаимосвязь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают силы и точности. Поэтому, развивающую и коррекционную работу с дошкольниками с ЗПР выстраивают в направлении от движения к речи.

Таким образом, помимо традиционных способов коррекции звукопроизношения (подготовка с помощью логопедического массажа и дыхательной гимнастики, и непосредственная постановка звука с помощью комбинации механического способа и способа постановки звука по образцу), в современной практике используют, инновационные приёмы, такие как:

- фонетическая ритмика. По определению Т.В. Волосовец и С.Н. Сазоновой, – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движением рук, ног, головы, корпуса.  

- арт-терапия, по мнению В.В. Морозовой, является ещё одним эффективным методом развития мелкой моторики, то есть лечение с помощью искусства. Детям интересно заниматься творчеством, что позволяет предлагать им к освоению новых способностей.  

- дидактические игры, она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Для постановки и автоматизации свистящих звуков, Л.А. Комарова предлагает использовать игры «Кто дольше?», «Кто больше?», «Научи Петрушку», «Заборчик», «Забиваем гвозди в забор», «Строим дом», «Я рисую», «Подбери слово», «Свистляндия», «Вагоновожатый» «Что с чем», «Назови, кто это или что это?», «Чего не бывает», «Что рисуют дети» и другие.

- Су-Джок терапия. В.М. Акименко и М.М. Кольцова предлагают в процессе занятий по постановке звуков манипулировать Су-Джок массажёрами (шарики, кольца и т.д.).

Мы можем заключить, что современная практика постановки свистящих звуков у детей с ЗПР основана на традиционных методиках классиков логопедической науки, так и инновационных приёмах, способствующих большему вовлечению в коррекционный процесс.

Список использованных источников

  1. Акименко, В.М. Домашний логопед. Программа исправления речевых нарушений у детей / В.М. Акименко. - СПб: ЗАО «Издательство «Феникс», 2019. -  272 с.
  2. Волосовец, Т.В., Сазонова, С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
  3. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова; М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М.С. Рузина. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 214 с.
  4. Комарова, Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л.А. Комарова. – М.: Гном, 2019. – 32 с.
  5. Комарова, Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Гном, 2018. – 32 с.
  6. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л.А. Комарова. – М.: Гном, 2015. – 32 с.
  7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студентов псих.фак.высш.учеб.заведений.- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 144 с.
  8. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Е. В. Мальцева. // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 24-29.
  9. Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: учеб.-методич. пособие / В.В. Морозова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 48 с. - Режим доступа: https://new.znanium.com/read?id=329983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Тема: Постановка свистящего звука ’’С’’ ( мастер – класс)

Мастер - класс для  учителей - логопедов. Обучение  учителей - логопедов  методам и приёмам постановке  свистящего звука "С"....

Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"

В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)...

Практическое занятие для родителей на тему: "Приемы постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста"

В практическом занятии представлен комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков, освещаются приемы работы по постановке свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста, ...

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...