Профилактика речевых нарушений
материал

Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx325.22 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений в режимных моментах  в санаторном детском саду

Детский сад №56 «Пушинка» санаторного типа для детей с повышенным риском заболеваемости туберкулезом, детей, перенесших это заболевание или имеющих непосредственный контакт с больными. За годы работы построена система оздоровления детей, которая включает в себя профилактические мероприятия: проветривание, воздушный режим в детском саду, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, воздушные ванны, босохождение, контрастное обливание, «Дорожка здоровья», дыхательная гимнастика после сна, точечный массаж, полоскание носоглотки, физиолечение, ЛФК, лечебная дыхательная гимнастика и тд. Коррекционно-логопедическая работа на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа строится с учетом внутреннего расписания ДОУ, поэтому возникла необходимость во взаимодействии воспитателя и логопеда в коррекционной работе. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.

Цель: Профилактика речевых нарушений и повышение эффективности коррекционно-логопедической и здоровьесберегающей работы в детском саду.

Задача: Изучить новые действенные  и обменяться имеющими формами взаимодействия в условиях круглосуточного пребывания детей.

В рамках реализации комплексного подхода в профилактике речевого нарушения у детей санаторных групп круглосуточного пребывания используются разнообразные системы работы:

- Перед или после дыхательной гимнастики  детям предлагаются на выбор самодельные пособия для развития воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых  и значимых условий постановки звуков.  

- Перед чисткой зубов, предлагается детям легкий массаж губ и языка зубной щеткой. Легкое постукивание щеткой по губам и щекам. Язык поглаживаем тыльной стороной щетки. Если язычок нужно расслабить, то –движения должны быть от центра к краям, а если язычок вялый и тонус снижен - направление движений от периферии к центру. При массаже губ и языка существуют противопоказания, это любые ранки, инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.

- Самомассаж перед точечным массажем прекрасно расслабляет и снимает физическое, эмоциональное напряжение. Самомассаж сопровождается текстом из книги О. И. Крупенчук:

«Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро…».

- Утренняя артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядки, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица и гибкость частей речевого аппарата. Используется хорошая знакомая детям книжка  Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика».

- Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук улучшают двигательную активность, координацию и точность движений рук, содействуют нормализации речевой функции. Их выполняют на занятиях или после дневного сна. Упражнения для развития мелкой моторики следует освоить в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. Используются упражнения Т.А. Ткаченко: «Замок», «Ворота», «Цветок», «Собака» (1 вариант), «Зайчик», «Кошка» и др. Из книги В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь»: «Домик», «Очки», «Лодка», «Стул», «Стол», «Собака» (2 вариант), «Мышка», «Лошадка», «Петушок», «Курочка», «Птичка» и др.

- При босохождении на  «Дорожках здоровья» детям предлагается протяжно произносить гласные, согласные звуки и слоги. При использовании упражнения на координацию речи с движением развивается физиологическое и речевое дыхание, активизация речевых процессов, формирование слухового внимания, воспитание чувства ритма и темпа, становление координации общих движений и тонких пальцев рук.

Например: звук «Л» – «Самолет летит» дети руки разводят в стороны на уровне плеч.

звук «Ш» - «Змея шипит», руки соединены в ладонях перед собой, как голова змеи.

Звуки «З» и «Ж» - «Летит комарик» или «Летит жук», дети сгибают руки в локтях и машут только кистями рук и тд

Все виды заданий проводятся в игровой форме и должны вызывать только положительные эмоции у детей, приносить радость и удовольствие. Все задания выполняются в режимном порядке по всем правилам гигиены и под наблюдением воспитателя и логопеда.

Таким образом, внедрение логопедических технологий в профилактические мероприятия детского сада  позволяют улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

C:\Users\Айталина\Desktop\ЛОГОПЕД сентябрь 2015\Аттестация\Фотки\IMG_6266-01-04-19-01-56.JPG

C:\Users\Айталина\Desktop\ЛОГОПЕД сентябрь 2015\Аттестация\Фотки\IMG_6274-01-04-19-01-56.JPG

C:\Users\Айталина\Desktop\ЛОГОПЕД сентябрь 2015\Аттестация\Фотки\IMG_6277-01-04-19-01-56.JPG

C:\Users\Айталина\Desktop\ЛОГОПЕД сентябрь 2015\Аттестация\Фотки\IMG_6264-01-04-19-01-56.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....