Статья Воспитание самостоятельности в сюжетно-ролевых играх дошкольников.
статья (старшая группа)

Сахаутдинова Юлия Амировна

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, в  процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т.д. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №356

Воспитание самостоятельности в сюжетно-ролевых играх дошкольников.

Выполнила;

Сахаутдинова Юлия Амировна

г. Челябинск

«Игра –это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат молодой жизни,

без которой эта пора ее была бы бесполезна

для человечества. В игре, этой специальной

обработке жизненного материала, есть

самое здоровое ядро разумной школы жизни.

 С. Т. Шацкий

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается

Удовлетворить детскую  любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, лучше усвоить и развить интеллектуальные способности, в том числе и речь, самостоятельность, научить ребенка трудиться и более полно понимать окружающий мир, позволяет игра.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, в  процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т.д. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Н.К. Крупская говорила о значении игры для нравственного воспитания детей:»…Самостоятельная, подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое».

А.М. Горький считает: «Игра-путь детей к познанию мира, в, котором они живут и который призваны изменить».

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

 Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь, поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. полученные знания находят практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Сюжетно-ролевую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде.

 Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет,  для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единице и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность, самостоятельность.

А.С. Макаренко утверждаем, что хорошая игра, похожа на хорошую работу, их объединяет усилие, радость, творчества, чувство ответственности. «Чем отличается игра от работы? Ребёнок есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких ценностей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает ребёнка к тем физическим и психическим усилиям которые необходимы для работы». Большинство сюжетно-ролевых игр отражают труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т.д. Следовательно, в сюжетно-ролевых играх воспитывается уважение к труду, полезному для общества. Игра и труд часто объединяются. Можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда даже в настоящую работу ребёнок вводит игровой образ.

Например, надевая белый фартук и косынку, чтобы сделать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников  — рисованием, лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.

В программе «Радуга» указано, что игра - деятельность, во многом обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребёнка дошкольника. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.  Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания.

Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях в играх с правилами. Своеобразие детской деятельности требует  от воспитания и своеобразных приемов управления. Успешное руководство воспитателя сюжетно-ролевыми играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.

Вмешательство взрослого  будет успешным и не разрушит игру, когда он пользуется у детей доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми во время сюжетно-ролевых игр дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

Основной путь воспитания в игре — выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Тема игры —  это то явление, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества.

Например, все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. В одной игре часто сочетаются элементы быта и общественной жизни.

Например, мама отводит дочку в детский сад, а сама спешит на работу. В каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. 

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Ребята строят дома, возят грузовики, путешествуют в поездах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям.

Особенно увлекают ребят героические профессии. Игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому, преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив. Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, показать благородную роль Советской Армии и объяснить, что весь наш народ борется за мир против войны. Не надо предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Игра – самостоятельная творческая деятельность детей.

Влияние художественной литературы на формирование личности ребёнка очень велико. Книга  открывает перед детьми новый мир, заставляя задуматься над тем, «что такое хорошо, что такое плохо» Герои книг часто становятся героями игр. Опираясь на интересы детей, на их предоставления, педагог руководит выбором игры. Различными приёмами педагог вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

Например, для малышей важно наглядное напоминание игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие и т.д. Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и над ее содержанием. На четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры , но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры.

Например, ребята задумали совершить морское путешествие, а многим хочется стать капитаном. Воспитатель, исходя из замыслов игры, напоминает детям о виденном, прочитанном, говорит, что кроме капитанов, на корабле много других интересных профессий: помощник капитана, радист, лоцман и предлагает подумать и решить, кого назначить на ту или иную роль.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она началась. Пока идёт обсуждение сюжета, и дети ещё не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить создаваемый ребёнком образ.

Таким образом, продумывая способы и методы организации детской игры, воспитатель совершенствует практический детский опыт и расширяет кругозор будущего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Особенности сюжетно-ролевых игр для дошкольников разных возрастов»

Выбор сюжетно-ролевых игр зависит от возроста дошкольника...

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Статья "Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников"

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников...

Статья: "Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"

Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников                 Личностные качества ребенка формируются в активной деятельно...

Статья "Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников"

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников...

Методическая разработка Статья "Роль и особенности сюжетно-ролевых игр в воспитании средней группы дошкольников с ОВЗ" ( нарушение зрения)

Л. С. Выготский выделял основу ролевой игры в воображаемой ситуации – «Ребенок сам создает игровую среду, берет на себя выбранную роль взрослого и выполняет скопированные действия».И...