Статья "Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников"
статья

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр

в экологическом воспитании дошкольников

Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас.

Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, направлены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, знающий как оберегать её, свой родной край, вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в дошкольном учреждении.

Целью экологического образования дошкольников по ФГОС является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать три основные задачи:

  1. формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
  2. развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
  3. формирование системы умений и навыков, ценностей экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. те личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Именно в период дошкольного детства у ребёнка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Социализация ребёнка в этом возрасте основывается на игровой деятельности. Одним из наиболее интересных для детей средством экологического воспитания, является дидактическая игра. Дидактические игры — наиболее эффективное и действенное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе – вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике. Включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день. О значимости использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали: Л. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Г. В. Кирикэ, А. С. Макаревич, Л. П. Молодова.

В экологическом образовании дидактические игры помогают детям решать следующие задачи:

  • уточнять, закреплять, расширять, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их между собой.
  • Развивать познавательные способности, получать новые знания, их обобщать и закреплять;
    Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать её таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Экологическая игра способствует:

  • обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отзывчивое отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умение группировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
  • развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, ребёнок учиться следить за выразительностью, интонацией своей речи и речи окружающих.
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, здесь ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать, сопереживать и т. д.
  • художественно-эстетическому воспитанию - происходит развитие творческой фантазии, умению яркой проникновенной передаче художественного образа.

Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру.

Примером сюжетно-ролевых игр в нашей группе с детьми младшего возраста могут служить такие игры: магазин «Овощи-фрукты»; «Путешествие в лес»; «Пожарные – спасатели природы»; «Экскурсия в зоопарк». Дети узнают много нового, интересного, воспитатель знакомит детей с новыми природными явлениями, объектами, животными, растениями. В качестве атрибутов мы используем самодельные бинокли, фотоаппараты, подзорную трубу.

Большую роль в познании мира экологии играют дидактические игры, которые несут обучающую роль. Дидактическая игра становится более интересной и содержательной, благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, шуток, сюжета, ролей, использование различных сказочных персонажей. Например, в своих занятиях мы привлекаем образы Айболита, Карлсона, Колобка, Красной Шапочки и др. Дети очень эмоционально их воспринимают, стараются им подражать своей мимикой, жестами, позами. С помощью этих персонажей, хорошо знакомых детям, можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания. Эти герои попадают в сложную ситуацию, где требуется активная помощь детей. Дети подсказывают героям, дают различные советы.

Картотека дидактических игр в нашей группе соответствует возрастным особенностям детей. Это: лото «Растения»; «Деревья»; «Животные»; «Чем питаются животные»; «Где чей домик».

Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала (например, кораблик из скорлупы грецкого ореха, ёжик из сосновой шишки, аппликация «Домик из спичек» и многое другое), а также игрушки из бросового материала, практические игры (с песком, водой, солью, манной крупой, макаронами) доставляют детям огромную радость. Дети любят находить там спрятанные мелкие игрушки. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

 

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие -Ярославль: Академия развития:2003.-112с.- (Жизнь вокруг нас).
  2. . Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С.Н. Николаева, И.А. Комарова.-М.: Издательство ГНОМ, 2011.-128 с., [4] л. ил.
  3. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830. — URL https://moluch.ru/archive/102/23047/ (дата обращения: 14.04.2019).