Интегрированное занятие в подготовительной группе "Широкая масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Муниципальный семинар "Эффективное использование русских  народных традиций и фольклёра для успешного обучения и приобщения к истокам в ДОУ  "Широкая масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_podgotov.gr_.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»


Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.

Тема: «Широкая масленица»

Возрастная группа: 6лет

Оборудование: мини – уголок «Русская изба», старинная утварь, кукла Масленица, скамейки.  

Техническое обеспечение: ноутбук.

Раздаточный материал: краски, «блины» из картона, материал для украшения куклы Масленицы.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход ООД:

Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Мы в костюмы нарядились

Вкруг себя оборотились.

(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

Воспитатель: Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)

Воспитатель: - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.

-А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)

Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель: Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги). Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя. Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.

«Первый блин»

Воспитатель: Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча»

Утро. Понедельник. 

Наступает «Встреча».

Яркие салазки с горочек скользят,

Целый день веселье. Наступает вечер,

Накатавшись вволю, все блины едят.

 В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины

.

Воспитатель: Блин, на что похож? На солнышко

Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре).

Воспитатель: Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец».

«Второй блин»

Воспитатель: Вторник называют «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. На заигрыш начиналсь потехи ,игрища,катания на лошадях.

«Заигрыш» беспечный-вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

Игра :«Горелки с платочками»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

3. «Третий блин»

Воспитатель: Среда называется «Лакомка». В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

Тут среда подходит-«Лакомкой» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи,

Кулебяки, сырники-всё им удаётся,

Пироги и блинчики-всё на стол мечи!

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки о труде и о масленице? Я начну говорить, а вы продолжите:

(Воспитатель называет несколько пословиц, а затем спрашивает у детей, какие пословицы и поговорки знают они?

Блин не клин, брюха не … (расколет)

Не житье, а … (масленица)

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

На горах катаемся, блинами … (объедаемся)

Готовь сани летом, а телегу… (зимой)

Не красна изба углами, а красна… (пирогами)

Как на масленой неделе из трубы … (блины летели)

Не сиди, сложа руки, тогда не будет в доме… (скуки)

Под лежачий камень вода … (не течет)

Труд человека кормит, а лень. (портит).

Мала пчела, да и та … (работает)

 «Четвертый блин»

Воспитатель: Четверг – самый веселый день «разгул».

А в четверг раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят,

Парни ищут девушек-суженых своих.

Ребята на Масленицу люди веселились, пели песни и танцевали.В этот день начинают колядовать, это значит ходить по дворам, песни весёлые петь, желать здоровья  благополучия хозяевам. Вот и вы  СПОЙТЕ пожалуйста ПЕСНЮ «Ой блины,блины,блины»

 «Пятый блин»

Воспитатель: пятница «Вечера у тёщи»Теперь уже бабушка вечерком приглашает папу к себе и блиночками угощает.

Пятница настала, «Вечера у тёщи».

Тёща приглашает зятя на блины.

Есть с икрой и сёмгой, или чуть по проще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу,

Веселее не найдешь праздника краше.

Словесная игра «Какие блины»

Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище).

- Молодцы! Помогли придумать слова.

6. «Шестой блин»

Воспитатель: Суббота – «Золовкины посиделки».

Близится суббота-«Золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод,

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает зимушку народ.

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом: пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали. Ребята, на Масленицу делают большое чучело, которое сжигают прилюдно. Раньше кроме того, в каждом доме дети делали небольшую куклу Масленицу, которую сжигали в печке. Мы с вами такую куклу уже начали делать, осталось её нарядить.

Игра «Наряди Масленицу» (во время украшения звучит музыка)

Воспитатель: Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Ивановна!

Гостья важная, долгожданная…

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький. Да с цветочками.

Брови черные наведенные.

Губки красненькие, да накрашенные….

Солнце теплое в небе дразнится,

Рады видеть тебя, красавица!

7. «Седьмой блин»

Воспитатель: Воскресенье – «проводы» Масленицы.

Воскресенье светлое быстро наступает,

Облегчают душу все в «Прощённый день».

Чучело соломенное-Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень!

Издавна в этот день не ложились спать, не помирившись друг с другом. Взрослые и дети искренне просили друг у друга прощения за какие-то обиды. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда. Этот обычай сохранился до наших дней. Затем они отправлялись на главную площадь, где во всю шли народные гуляния. После неудержимого веселья торжественно сжигали чучело Масленицы, провожая ее до следующего сезона. Пепел от сгоревшей куклы развеивали по полю, чтобы получить в новом году добрый урожай (Слайд 14).

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Воспитатель: ребята, Масленицу мы с вами проводили, а солнышко не покликали. Не вышло оно из-за тучки. Давайте его позовем. (Дети образуют хоровод).

Солнышко, появись!

Солнышко, засветись!

Уходи, зима!

Приходи весна-красна! (повторяют несколько раз)

Воспитатель: посмотрите, солнышко поделилось с нами своими лучиками! (Надевает детям медальончики с изображением солнышка).

Заключение:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли ли мы Весне разбудить Землю, да Зиму прогнать?

Ответы детей:

Воспитатель: А что же мы для этого сделали?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте вспомним, как называются дни масленичной недели.

Ответы детей:

Воспитатель: Понравился вам праздник «Масленица»?

Дорогие гости, а вас мы приглашаем отведать наших блинов.

От Масленицы вам гостинцы –

Блины с пылу с жару,

Сочные, молочные,

С маслицем, с сахарком,

Ешьте на здоровье!

Февралю - помашем,

Марту - "здравствуй" скажем.

Воспитатель: Ребята, мы с вами делали масленичный оберег для дома. Давайте посмотрим, чем же он отличается от Масленицы?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, у куклы-Масленицы нарисовано лицо, а у масленичного оберега – нет.

Наши предки считали, что Масленица глазами забирает всю плохую энергию, стоящих рядом людей и сжигает все это в костре. У оберегов же глаза не рисовали. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие-развлечение на тему: «Масленица»

Масленница - веселый народный праздник, который появился очень давно и так полюбился людям, что празднуют его ипо сей день.....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Масленица"

Занятие направлено на ознакомление детей с русским народным праздником Масленица....

Интегрированное занятие в средней группе "Масленица"

Интегрированное занятие-развлечение для средней группы детского сада, тема:  «Масленица».  Задачи:Познакомить детей с народным праздником Масленица.Упражнять в словообразова...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Масленица"

Цель: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, прививать интерес народным традициям. Доставить радость.Задачи:-Познакомиться с традициями праздника   широкой Масленицы, дать предста...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Масленица»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Масленица»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Масленица"

С целью ознакомления детей подготовительной к школе группы с народными праздниками поможет конспект интегрированного занятия "Масленица". Сделана подборка иллюстративного материала...